1. Первоначальное умение:
а) знает содержание вида деятельности;
б) может воспроизвести предложенную последовательность действий при незначительной помощи.
2. Низкий уровень умения:
а) самостоятельно выполняет известную ему последовательность действий в аналогичной ситуации;
б) перенос отсутствует.
3. Средний уровень умения:
а) свободно варьирует известными системами действий в аналогичной ситуации;
б) перенос осуществляет с трудом.
4. Высокий уровень умения:
а) самостоятельный выбор необходимой системы действий в различных знакомых ситуациях;
б) перенос осуществляется в ограниченной области деятельности.
5. Совершенное умение:
а) свободное владение различными системами действий;
б) свободный перенос;
в) легкость выполнения действий.
Педагогическое умение включает в себя целую систему разнообразных навыков, выработанных на основе полученных и закрепленных на практике знаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическое умение – это не механическая комбинация навыков, а зачастую новое сочетание знаний, профессиональных навыков и творческих возможностей педагога.
Компоненты педагогического мастерства