Основной целью патопсихологического исследования ребенка дошкольного возраста является получение данных, характеризующих познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, предречевое и речевое развитие, двигательное развитие.
Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов зрения и слуха.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей этого возраста в центре внимания исследователя находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. При этом учитывают:
· степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;
· понимание и принятие инструкций;
· способность к организации целесообразного поведения, особенно в тех случаях, когда цель непосредственно не задана;
· выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок.
|
|
Обращают внимание на заинтересованность ребенка, его активность, возможность совместных действий, реакции на неудачу, обучаемость.
Задания, используемые патопсихологом при изучении детей дошкольного возраста, широко описаны в специальной литературе. Практические приемы обследования детей с нарушением интеллекта, речи, анализаторов успешно используются для решения клинических задач..
Применяют задания с кубиками, в том числе простые задания с кубиками Кооса, с геометрическими фигурами, с соотнесением предметов по форме, цвету, величине, речевые задания, разработанные логопедами для оценки уровня речевого развития ребенка, задания на исследование различных видов мышления и т.д.
Все задания направленные на изучение моторики, речи, познавательной деятельности, могут быть использованы для диагностики эмоционально-волевой сферы.
Наблюдая за поведением ребенка в эксперименте, необходимо обратить внимание на следующие значимые показатели:
· общий фон настроения ребенка;
· контактность ребенка, желание сотрудничать со взрослым;
· эмоциональное реагирование на поощрения и одобрения;
· эмоциональное реагирование на замечания и требования;
· реагирование на трудности и неуспехи в деятельности.
Психологическое исследование развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики контакта и структуры деятельности по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.