Патопсихологическое изучение детей дошкольного возраста

Основной целью патопсихологического исследования ребенка дошкольного возраста является получение данных, характеризующих познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, предречевое и речевое развитие, двигательное развитие.

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов зрения и слуха.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей этого возраста в центре внимания исследователя находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. При этом учитывают:

· степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;

· понимание и принятие инструкций;

· способность к организации целесообразного поведения, особенно в тех случаях, когда цель непосредственно не задана;

· выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок.

Обращают внимание на заинтересованность ребенка, его активность, возможность совместных действий, реакции на неудачу, обучаемость.

Задания, используемые патопсихологом при изучении детей дошкольного возраста, широко описаны в специальной литературе. Практические приемы обследования детей с нарушением интеллекта, речи, анализаторов успешно используются для решения клинических задач..

Применяют задания с кубиками, в том числе простые задания с кубиками Кооса, с геометрическими фигурами, с соотнесением предметов по форме, цвету, величине, речевые задания, разработанные логопедами для оценки уровня речевого развития ребенка, задания на исследование различных видов мышления и т.д.

Все задания направленные на изучение моторики, речи, познавательной деятельности, могут быть использованы для диагностики эмоционально-волевой сферы.

Наблюдая за поведением ребенка в эксперименте, необходимо обратить внимание на следующие значимые показатели:

· общий фон настроения ребенка;

· контактность ребенка, желание сотрудничать со взрослым;

· эмоциональное реагирование на поощрения и одобрения;

· эмоциональное реагирование на замечания и требования;

· реагирование на трудности и неуспехи в деятельности.

Психологическое исследование развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики контакта и структуры деятельности по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: