Патопсихологическое изучение школьников, больных эпилепсией

Эпилепсия либо является следствием органического поражения мозга, либо имеет генннуинное происхождение. При обследовании детей с генуинной эпилепсией часто отмечается повышенный инстинкт самосохранения, большое стремление к самоутверждению и выраженная эгоистичность. Генуинная эпилепсия – это форма эпилепсии, протекающая с первично генерализованными припадками, не связанная с явными органическими поражениями головного мозга или выявленными нарушениями обмена.

Дети, страдающие эпилепсией, никогда не теряют связь с реальностью и стремятся учитывать обстоятельства и влиять на них в свою пользу. В структуре личности ребенка, больного эпилепсией, выявляется в первую очередь замедленность, заторможенность всех реакций. А также вязкость их проявлений в аффективной сфере. Больной педантичен, мелочен, трудно переключаем, он обращает большое внимание на второстепенные детали проблемы и застревает их.

Дети с эпилептической деменцией часто отличаются угрюмым фоном настроения, не­доверчивостью, склонностью к взрывам аффекта и агрессии при недовольстве чем-либо.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста в поведении на первый план не­редко выступает двигательная расторможенность, сочетающаяся с «тяжеловесностью» и угловатостью отдельных движений. Вместо аффективной биполярности взрослых отмечается своеобразная контрастность в психомоторике в виде сочетания медлительности, плохой переключаемости движений (особенно тонких) с импульсивностью, склонностью к бурным двигательным разрядам.

Одним из проявлений инертности и плохой переключае­мости моторики оказываются речевые расстройства в виде некоторой смазанности речи, нечеткости артикуляции и монотонности голоса.

Сравнительно часто, в том числе и у детей дошкольного возраста, наблюдается грубое расторможение сексуального влечения, прояв­ляющееся в упорной и не скрываемой мастурбации, стремлении прижиматься к чьему-либо обнаженному телу, обнимать, тискать других детей.

Возможно садистическое извращение сексуального влечения, при котором дети получают удовольствие, причиняя боль (кусают, щиплют, царапают и т. п.) окружающим.

Более или менее типичная опи­санная выше эпилептическая деменция имеется при начале заболевания у детей старше 3-5 лет. В дошкольном возрасте в случаях раннего начала заболевания нередко отмечается задержка интеллектуального развития. У подростков могут возникать трудности межпер­сональных отношений, чаще, чем у других, доминируют реакций протеста, повышенные притязания, сензитивность и конфликтность.

Исследование психических особенностей больных с эпилепсией можно производить с помощью методик, способных уловить тугоподвижность, вязкость мышления и ригидность аффекта:

· таблицы Шульте (увеличение времени поиска);

· ассоциативный эксперимент;

· пересказ сюжета сложного рисунка или текста (детализации);

· пятна Роршаха (бледность воображения, опора на цвет, тенденциозное видение кровавых сюжетов и т.п.);

· методика незаконченных предложений;

· обнаружение в речи большого числа уменьшительно-ласкательных суффиксов; интерпретация сюжетных картин (отсутствие критичности);

· пробы на переключение внимания (нарушение подвижности психических процессов).

7.6. Патопсихологическое изучение школьников с травматическими поражениями ЦНС

Среди детей с травматическими поражениями центральной нервной системы можно выделить три группы больных:

1. Дети с выраженной астенией и нарушением работоспособности.

2. Дети с явлениями травматической энцефалопатии.

3. Дети с явлениями травматической деменции.

Первая группа детей характеризуется возникновением у них в результате травмы астенических состояний. Основным симптомом, свойственным всем больным в травматическими поражением мозга является быстрая истощаемость, В связи с этим интеллектуальная деятельность таких детей может иметь выраженный истощаемый характер. Истощаемость и астенизация охватывает протекание всех психических процессов, Но в первую очередь влияет на внимание, память и эмоционально-волевую сферу.

У детей младшего школьного возраста отмечаются возникновение синдрома двигательной расторможенности, большая отвлекаемость и неустойчивость. Такие дети не могут выполнять длительные задания у них наступает пресыщение деятельностью и нарушается работоспособность.

Вторая группа. У детей с травматической энцефалопатией обнаруживается большая истощаемость психических процессов. Продуктивность их деятельности может быть повышена только за счет усиленной стимуляции. Особенностью, характеризующей травматические энцефалопатии, является чрезвычайная лабильность умственного напряжения, Именно это явление и объясняет причины нарушения общей работоспособности детей данной группы, выявляется большая недостаточность протекания мыслительных процессов, чем у первой группы.

В третью группу объединяются дети с травматической деменцией (слабоумием) возникающим в основном после травматического повреждения, перенесенного в раннем детстве. Нарушение психической деятельности у таких детей проявляются в первую очередь в распаде (деменция – распад) интеллектуальной деятельности, выраженных нарушениях памяти, внимания и других психических процессов. Главной особенностью детей с травматическим слабоумием является процесс обеднения сформировавшегося интеллекта и нарастающий распад их психики. Личностная сфера таких детей характеризуется снижением активности, инициативности, целенаправленности деятельности, нарушениями критичности, самооценки и оценки воздействий окружающего мира. Ущербность отдельных сторон личности и познавательной деятельности этих детей приводит к огрублению их эмоционально-волевой сферы, утрате интеллектуальных навыков и личностных характерситик.

В случае тяжелого протекания болезни распад психики протекает быстрее, психические нарушения более выражены, вплоть до полной потери речи, памяти, мыслительных операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: