УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ (формирование компетенций):
Студент должен знать: отличия внешнего и внутреннего торможения; виды внутреннего торможения; виды сна; отличия медленного и быстрого сна; современные представления о механизмах сна; Основы учения П.К.Анохина о функциональных системах, основные звенья функциональной системы поведенческого акта.
Студент должен уметь: объяснить механизм торможения в ВНД; объяснить различия медленного и парадоксального сна, охарактеризовать электроэнцефалографические отличия фаз сна, объяснить структуру поведенческого акта согласно теории функциональной системы П.К.Анохина;
Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний функциональных систем для понимания механизмов саморегуляции гомеостазиса и формирования полезного результата в приспособительной деятельности, различных типов внутреннего торможения (ПК-2), теоретическими знаниями о функциональных системах организма для совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3), методом выявления основных фаз сна (ПК-32)
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1) Дайте определение понятиям “внешнее торможение” и “внутреннее торможение”;
2) Перечислите основные виды внутреннего торможения;
4) Характеристика каких процессов лежит в основе классификации типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову?
5) Перечислите основные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову;
6) Что такое сон?;
7) Назовите фазы сна;
8) Какие структуры мозга участвуют в поддержании состояний бодрствования и сна?
9) Из каких звеньев состоит структура функциональной системы поведения по П.К.Анохину
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1) Виды торможения (И.П.Павлов):
а) безусловное (внешнее, запредельное);
б) условное (угасание, дифференцировка, условный тормоз, запаздывание).
2) Современные представления о механизмах торможения.
3) Архитектоника функциональной системы поведенческого акта по П.К.Анохину.
4) Механизмы внутреннего торможения с позиций учения П.К.Анохина о функциональной системе поведения.
5) Сон. Фазы сна. ”Медленный” и “быстрый” сон. Теории сна.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1) Формирование условных рефлексов у детей первого года жизни.
2) Особенности условного (внутреннего) торможения у детей.
3) Особенности сна у детей разного возраста
4) Понятие о принципе гетерохронии роста и развитияв онтогенезе с позиций становления функциональных систем
5) Принцип надежности функциональных систем
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: