В конце семестра проводится экзамен. На экзамене проверяется усвоение основных понятий и текстов, а также умения и навыки презентации полученных теоретических знаний.
Вопросы к экзамену:
Концептуальный блок
1 Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
1. История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
2. Культура как знаково-символическая система.
3. Культура как тип. Основания для типологизации, проблемное поле типологии культуры.
4. Культура и цивилизация: понятия, различие подходов к пониманию их взаимосвязей.
5. Исторические типы культуры. Принципы построения историко-культурных типологий.
6. Системный и структурно–функциональный подходы к изучению культуры. Функции культуры.
7. Культура и религия. Религиозная картина мира.
8. Культура как мир артефактов. Функциональный анализ артефакта.
9. Материальная предметность культуры. Виды и способы анализа материальных артефактов.
10. Тело как феномен культуры. Формы телесности и принципы ее изучения.
|
|
11. Вещь в культуре. Метаморфозы вещи. Культурные смыслы вещей.
12. Духовная предметность культуры. Виды и способы анализа духовных артефактов.
13. Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
14. Истина и знание в культуре. Связи культуры с наукой и образованием.
15. Воображение, социальное воображение как феномен культуры. Специфика проективной деятельности.
16. Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
17. Культура и повседневность. Методы анализа повседневности.
18. Картина мира. Смена картины мира и смена парадигм культуры.
19. Культурная коммуникация. Эволюция способов и средств коммуникации в ее значении для культуры.
20. Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
21. Xронотоп культуры. Критерии выделения конкретной культуры.
22. Культурогенез как процесс порождения и самовозобновления культуры.
23. Культура и процессы глобализации в современном мире. Теории глобализации.
24. Социальные институты культуры и их значение. Памятники культуры.
25. Массовая культура: становление и развитие. Судьба массовой культуры в эпоху глобализации.
26. Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
27. Мифология как форма самосознания культуры.
28. Виды и формы межкультурных взаимодействий.
29. Информационная культура современного общества.
30. Человек в современной культуре. Проблема идентичности.
Текстуальный блок
1. Теория культуры М.С. Кагана.
2. Историческая типология культуры Н.Я. Данилевского.
3. Культура как знаково-символическая система в трудах Ю.М. Лотмана.
|
|
4. Понимание цивилизации у А. Тойнби.
5. Исторические типы культуры в работе Дж. Вико.
6. Структура культуры по К. Леви-Строссу.
7. Социология культуры М. Вебера.
8. «Неудовлетворенность культурой» у З. Фрейда.
9. Культура детства и специфика ее анализа (по работам М. Мид).
10. Основные понятия теории культуры К. Ясперса.
11. Проблемы традиций в концепции Э. Тайлора.
12. Смена ценностных доминант в теории культуры П. Сорокина.
13. Культура повседневности в трудах историков школы Анналов.
14. Ценности культуры: теория культуры Г. Зиммеля и Г. Риккерта.
15. Организация мира объектов по Ж. Бодрийяру.
16. Концепция культуры О. Шпенглера.
17. Основы динамики культурных процессов в теории Л.Н. Гумилева.
18. Теория деятельности в культурологической концепции Э. Маркаряна.
19. Теория культурогенеза по А. Флиеру.
20. Смена культурных эпох в контексте коммуникационных моделей (М. Маклюэн).
21. Истоки формирования массовой культуры по Х. Ортега-и-Гассету.
22. Масса и смена возможных коннотаций: Э. Канетти
23. Анализ теорий массовой культуры в отечественных концепциях (К.Э. Разлогов, Е.Г. Соколов, Н.А. Хренов, Н.М. Зоркая)
24. Семиотика культуры по Р. Барту.
25. Кризис идеологий в концепции С. Хантингтона.
26. Понятие «шок будущего» и «Третья волна» в концепции Э. Тоффлера.
27. Власть и знание как доминанты культуры в концепции М. Фуко.
28. «Человек проблемный»: теории одномерности Г. Маркузе
29. Человечество в условиях глобальной информации (М. Кастельс)
30. Теория глобализации У. Бека.
Итоговая аттестация:
Осуществляется в форме экзамена по модулю, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.
Оценка компетенций, сформированных по дисциплине:
Компетенция | Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции |
ОК – 1 | Лекции, все задания практической работы ОСР № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 ВСР № 1, 2 |
ОК-2 | Все задания практической работы ОСР № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 ВСР № 1, 2 |
ОК-9 | Лекции, все задания практических занятий ОСР № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 ВСР № 1, 2 |
ОК-11 | Лекции ОСР № 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10 ВСР № 1 |
ПК-1 | Лекции ОСР № 1, 2, 5, 6, 9, 10 ВСР № 2 |
ПК -2 | ОСР № 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10 ВСР № 1, 2 |
ПК-5 | ОСР № 4, 7, 9 |
ПК -11 | ОСР № 4, 7, 9 ВСР № 2 |
Экзамен проводится в форме устного ответа на 2 вопроса: теоретический, позволяющий продемонстрировать степень усвоения теоретического материала и практический, позволяющий оценить степень знания первоисточников. Максимально возможная оценка за каждый вопрос – 10 баллов. Максимально возможная оценка на экзамене – 20 баллов.
В экзаменационную ведомость вносится оценка по 4-балльной системе, которая является результатом суммирования баллов, полученных по всем указанным выше видам деятельности студента в течение семестра.
Разработчики:
Кафедра теории и истории культуры РГПУ им. А.И.Герцена | Доцент, кандидат философских наук | (подпись) | Конева А.В. | |||
Кафедра теории и истории культуры РГПУ им. А.И.Герцена | Профессор, доктор искусствоведения | (подпись) | Мосолова Л.М. | |||
Кафедра теории и истории культуры РГПУ им. А.И.Герцена | Доцент, кандидат культурологии | (подпись) | Бондарев А.В. |
Эксперты:
РГПУ им. А. И. Герцена | Профессор, доктор культурологии, доцент | Никифорова Л.В. | ||||
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) | (ФИО) | |||
МосГУ | Профессор, доктор философских наук | Флиер А.Я. | ||||
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) | (ФИО) |