Средние века, ок. 750-1270 255

рид Монмаутский собрал выразительные истории и легенды древних кельтов, которые затем были множество раз обработаны и разукрашены поэтами и трубадурами. Систематизация канонического права, в особенности в Decreturn (1141 г.) Грациана Болонского, сопровождалась изучением Римского права множеством толкователей и комментаторов, начиная с Ирнерия (расцвет ок. ИЗО г.). В изобилии появлялись латинские переводы с арабского и греческого, как, например, переводы Абеляра из Бата или Бургундио из Пизы. В Салерно, Монпелье и, главное, в Болонье расцвели школы права, медицины и общеобразовательные школы. К северу от Альп кафедральные школы, как в Шартре или Париже, начинают соперничать с прежними монастырскими центрами науки, где знаковой фигурой был св. Ансельм из Аосты (1033-1109 гг.), аббат Бека и архиепископ Кентерберийский. В Палермо на Сицилии и в Толедо в Испании христианские ученые, наконец, начинают интересоваться мудростью древних в передаче арабские ученые. Аверроэс из Кордовы (Ибн Рушд, 1126-1198 гг.) своими комментариями делает Аристотеля философом средневековья. Мусульманская Испания дала Европе десятичные числа и математические знания.

Куртуазная литература была реакцией на мужицкие манеры баронов и строгости Церкви. Первоначально существовали два главных центра рыцарского романа — дворы северной Франции, где процветали chansons de geste, воспевавшие подвиги франкских рыцарей и рыцарей короля Артура, и двор Аквитании в Пуатье, где процветали chansons d'amor, воспевавшие придворную любовь. Жанр chansons de geste, особенно популярный после 1120 г., был основан на культе Карла Великого. Особенно это относится к таким эпосам, как Песнь о Роланде, и производных по отношению к нему: Pelerinage de Charlemagne или La Prise d'Orange. Второй жанр, расцветший после 1170 г., создал своеобразный кодекс поведения, изложенный в 31-й статье Искусства Истинной любви, начертанных Андреем Капелланом. Эти правила, отдававшие предпочтение dompna (возлюбленной госпоже рыцаря) совершенно преображали принятые в то время правила отношений между полами и насмехались над условностями брака. «Брак, — писал Андрей,

— не препятствие для Любви». Вполне возможно, что истоки этого жанра следует искать в мусульманской Испании, но он был подхвачен трубадурами юга, откуда дальше был разнесен труверами фран-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: