Семейная обрядность

Семейная обрядность состоит из свадебных, родильных и похоронных обрядов. В цикле семейных обрядов сплелись действия, символы, атрибуты, которые возникли в различные эпохи и должны были обеспечить счастье, богатство, благополучие семьи и защитить ее членов от злых сил.

Родильные обряды. Рождение ребенка было принципиальным событием, т.к. яв­лялось фактическим признанием семьи. Бездетная семья традиционно считалась неполноценной. Женщины старались скрывать беременность от злых глаз (на­пример, старых дев), пытались по приметам определить пол ребенка. Особенно желательными были мальчики. Заранее решался вопрос о повивальной бабке, от которой во многом зависел успех родов. Обычно повитуху звали, когда роды уже начинались, и та приходила с хлебом, освященной водой и целебными травами - "зiллям". Она совершала в хате целый ряд магических действий, полезных для роженицы – настежь распахивала окна, открывала замки, развязывала все узлы. Все это проделывалось для облегчения родов. Опытная повитуха оказывала и практическую помощь. При необходимости она делала массаж, компрессы, расти­рания. Сам момент появления малыша на свет тоже сопровождался обрядами, т.к. именно теперь пытались определить его характер, будущий род занятий. По­этому пуповину у мальчиков перерезали на топоре, у девочек - на веретене или гребне для прядения. Извесны случаи, когда пуповину перерезали на книге - хо­тели, чтобы ребенок был грамотным. Пуповину и послед обычно старательно за­капывали в землю, но иногда кусочки высушенной пуповины или "рубашки", в ко­торой родился ребенок, использовали как оберег или верное средство от беспло­дия.

Затем следовала первая купель, имевшая и гигиеническое, и магическое значе­ние. В воду добавляли "свячене зiлля"; мед, цветы или молоко для девочек, чтобы те были красивыми; корень девясила для мальчика - чтобы были сильными. Ма­лыша обсушивали у топящейся печи, приобщая нового члена семьи к домашнему очагу. Сына заворачивали в сорочку отца, дочь - в материнскую одежду. Массу самых необычных предметов использовали в качестве оберегов, которые клали в люльку, помещали в свивальник - кусочек угля, несколько зерен, соль, подсоле­ный хлеб, ножницы и др. Очень важным был момент имянаречения, так как хо­рошо выбранное имя обеспечивало малышу счастье и благополучие. Было при­нято давать имена по святцам (в пределах 8 дней до и 8 дней после рождения). Извесны случаи, когда незаконнорожденным детям давали неблагозвучные имена. Древние обряды выбора имени были полностью заменены церковным крещением, в котором огромную роль играли крестные родители ребенка - кумо­вья. Их обычно выбирали среди близких родственников (кума обязательно должна была иметь детей). Именно они принимали малыша из рук священника, вносили его в дом и клали на вывернутую овчину - символ здоровья и благополучия, затем обязательно одаривали новорожденного. Институт кумовства в Украине был очень распространен. Крестные родители почитались наравне с родными и обя­заны были всячески заботиться о крестниках. Они играли почетную роль на свадьбах, участвовали в воспитании сирот, но главным читалось их духовное род­ство.

Вскоре после родов (на 3-7-9 день) устраивали "родины" - своеобразный очисти­тельный ритуал, так как роженица считалась нечистой. В комнату, где проходили роды, три дня нельзя было заходить, до очищения женщина не могла доить коров, месить квашню, трогать иконы. В этом слышатся отголоски очень давних языче­ских верований. В этот же период молодая мать была особо уязвима для сглаза и порчи. Поэтому с помощью повивальной бабки она организовывала прием гостей. Основными обрядовыми элементами родин были ритуальное обмывание рук ма­тери и повитухе, а также поедание специально изготовленной "бабкиной каши" (из проса, гречки). Мать, ребенка и бабку пришедшие гости должны были одарить по­лотном и монетами. Отец принимал в этом обряде незначительное участие. Позд­нее происходили "одвiдки" - приходившие в индивидуальном порядке соседи и родственники также приносили подарки.

Заканчивался родильно-крестинный обрядовый цикл празднованием первой го­довщины рождения ребенка - "пострижичинами". В семейном кругу с участием со­седа и кумовьев отец и повитуха стригли малыша. Вначале на голове выстрига­лась крестообразная фигура, затем стригли наголо. Мальчика при этом усаживали на топор, девочку - на веретено. Повитуху за это награждали, она также одари­вала ребенка. Все присутствующие обязательно дарили что-либо малышу "на зу­бок". Остриженные волосы прятали или зарывали во избежание порчи. В даль­нейшем в крестьянской среде не было принято отмечать дни рождения.

Свадебные обряды. Свадьба была одним из важнейших событий в жизни, а тра­диционный "весiльний" ритуал - замечательным явлением народной культуры, включавшим в себя сложный комплекс разнообразных элементов.

У украинцев существовала своеобразная система добрачных отношений, про­явившаяся в форме знакомства, ухаживания, сватовства и пр. Обычно молодежь общалась в пределах своего села или улицы, но не исключался и выбор суженого за пределами места проживания. Традиционно местами встреч были праздники с танцами и играми, совместная работа ("толоки"). Чаще всего молодежь собира­лась на "вечорницi", куда не допускались взрослые. Для проведения вечорниц обычно снимали хату (чаще всего у вдов, солдаток), приносили еду, устраивали танцы. В конечном итоге основной функцией таких посиделок был выбор суже­ного.

В более раннее время выбор нареченного всецело зависел от воли родителей, как, впрочем, и все вопросы, связанные с заключением брака.

Собственно свадебный ритуал состоял из целого цикла обрядов, необходимых для придания браку юридической силы. Церковное освящение брака входило в обиход постепенно, в течение всего ХIХ века, но везде сочеталось с традицион­ными обычаями и обрядами.

Начиналось все со сватанья, когда приглашенные женихом старосты (сваты) из близких родичей, взяв обрядовый хлеб, шли к родителям невесты для получения предварительного согласия на брак. Зачастую это приосходило поздним вечером для сохранения тайны. Происходил традиционный диалог (с упоминанием охот­ника и куницы, купца и товара, библейских персонажей). Если согласие было по­лучено, невеста повязывала сватам рушники через плечо, а жениху подавала на блюде платок, нередко изготовленный ею, затем приглашала за стол. В случае от­каза девушка возвращала старостам принесенный хлеб, а жениху могла подать тыкву ("гарбуза").

После успешного сватанья происходили "оглядини" - смотрины невесты, а также достатка дома и хозяйства жениха (иногда, чтобы продемонстрировать богатство, родители жениха шли на хитрость - брали у соседей коня, мешки с зерном и пр.). Затем наступали "заручини" (аналог городской помолвки) - скрепление договора о браке, после которого отказ считался недопустимым и влек за собой, помимо об­щественного порицания, еще и ощутимый денежный штраф.

Затем начинался период подготовки к свадьбе, которую обычно играли осенью с Покрова (1 октября) до филипповского поста (14 ноября) или зимой с Крещения (19 января) до Масленицы.

Предсвадебные действия начинались с отправления жениха и невесты на "запро­сини". Приглашали обычно всех родственников, соседей. Невеста с дружкой захо­дили в дом и, произнося традиционную фразу: "Просили мамо i тато на хлiб-сiль, i я прошу на весiлля", - клали на стол обрядовый хлебец-"шишку".

Обязательным обрядовым действием было прощание жениха и невесты со своей свободой, акт их отделения от несемейной группы молодежи. Особенной лирич­ностью отличался "девiч-вечiр" накануне свадьбы, символизировавший переход девушки в новый статус. Подружки плели венки и делали "весiльне гiльце" - обле­пливали тестом ветвь сосны, вишни, черешни, выпекали и украшали калиной, цветами, лентами. Уже в конце свадьбы молодая отламывала веточки от "гiльця" и раздавала дружками. На вечере у жениха изготавливали другой атрибут - сва­дебную саблю, также ярко украшенную. На свадьбе эти предметы символически объединялись. Завершался вечер "посадом" отдельно в домах жениха и невесты, когда родители благословляли молодых.

Церковное венчание проводили иногда в один день со свадьбой, иногда заранее, но оно не было главным действием брака. Если свадьба почему-либо откладыва­лась, обычай не позволял венчанным жить вместе. На венчание молодые отправ­лялись порознь, получив родительское благословение. Интересно, что христиан­ский обряд все равно приобретал в народе магический характер. Невеста могла класть за пазуху мак - от чесотки, а в карман - металлический предмет (ключ, нож­ницы, нож) от сглаза. В швы одежды с этой же целью втыкали иголки, булавки, в обувь могли положить ягоды рябины, а на шею повесить янтарь. После венчания молодых встречали у дома невесты. ни трижды кланялись ее родителям, а те подносили им хлеб-соль. В это же время обычно отвозили приданое в дом жениха (сундук, в котором девушка с детских лет собирала одежду, рушники, украшения, и куда никто не имел права заглядывать). Во всех свадебных передвижениях мо­лоды х сопровождал "весiльний поiзд" - свита из бояр жениха и дружек у невесты. На пути жениха несколько раз организовывали "перейми", требуя выкуп за не­весту. В самом свадебном действе большую роль играли крестные родители. На протяжении всей свадьбы совершался целый ряд обрядов, несущих идею плодо­родия и достатка: обсыпание молодых зерном и мелкими деньгами, переступание через кожух. Почетным гостем считался колдун, которого звали, чтобы оградить молодых от порчи. Он разбрасывал по хате кусочки подсоленного хлеба, плюнув три раза на восток, осматривал углы, насыпал в них рожь, траву и золу (против порчи и для здоровья молодых).

Обязательным было обильное застолье, в процессе которого происходил обряд дарения родственников молодых, дележ каравая и т.д. Самым драматичным мо­ментом было расплетение косы и покрытие головы молодой очипком. Это симво­лизировало переход девушки в замужнее состояние. Отныне она не имела права ходить с непокрытой головой, это воспринималось как большой грех. По старин­ным народным редставлениям простоволосая замужняя женщина могла накликать болезни и неурожай.

Невесту увозили в дом жениха, где соврешалось обрядовое соединение - моло­дым перевязывали руки рушником или поясом. Существовало много символов со­единения - два каравая, "весiльне гiльце" и сабля, две перевязанные ложки.

Свадьба заканчивалась обрядом брачной ночи, который включал переодевание молодой, выведение ее к гостям, демонстрацию девственности. Ритуальное при­соединение невестки к родне мужа символизировали разжигание печи, приготов­ление обеда, угощение свекрови. Второй день свадьбы знаменовался также ря­женьем – сложными драматическими действиями, в которых слились игровые раз­влекательные моменты и магические действия. Все переодевались, изображая животных, цыган, нищих и т.д. С песнями и плясками отправлялись к родителям молодой на блины. Существовал любопытный обычай изображать "фальшивую невесту". Гостей встречал дружок, одетый в лохмотья, с крапивным венком на го­лове, вымазанный сажей и доказывал матери невесты, что он и есть ее дочь, пока не появлялась настоящая молодая.

Свадьба завершалась породнением двух семей - "дякуванням". Затем еще в тече­ние месяца происходили разнообразные взаимные визиты, окончательно оформ­лявшие создание новой семьи.

Похоронные обряды. Обряды, связанные со смертью человека, включают похо­ронные и поминальные. Смерть человека воспринималась и как огромное горе и как необходимость. Неоднозначное отношение к смерти обусловило формирова­ние сложной системы похоронных обрядов, главной стержнем которых был культ предков. Все действия, сопровождавшие погребение умершего, были направлены на обеспечение перехода души покойного на "тот свет" и охрану живых от вред­ного влияния духа умершего, ведь считалось, что дух при определенных условиях может вернуться. После устраивали поминки.

О наступлении смерти стремились узнать заранее и, по возможности, подгото­виться к ней. Пожилые люди готовили смертную одежду, материал для гроба, от­давали распоряжения относительно похорон, поминок и пр. Существовало множе­ство примет, предвещавших человеку кончину. Скрипели стены и балки в доме, внезапно срывалась со стены икона, собака выла на дом, на крышу садился фи­лин, ласточка или воробей летели в хату, звезда упала с неба - все это были пло­хие предзнаменования. Верили в значение снов - к смерти снилось строительство нового дома, колокольный звон, выпавший зуб и т.д.

Возле умирающего родные старались находиться неотлучно, чтобы облегчить ему уход из жизни. Для этого открывали двери, окна, проделывали в стене дома от­верстия. После наступления смерти занавешивали зеркала и выливали всю воду, имевшуюся в доме. Покойника обмывали, а предметы, использовавшиеся для этого, тщательно зарывали в землю - чтобы не повредили живым. Затем умерших обряжали, обычно в новую одежду, обувь надевали редко. При погребении неже­натых девушек или юношей использовали некоторые элементы свадебной обряд­ности. Так, девушку одевали в свадебную одежду, на руку лепили перстень из воска, повязывали свадебный рушник, расплетали волосы. Юноше привязывали к поясу красный платок. Существовал обычай выбирать умершему пару из числа живых. Избранные "князь" или "княгиня" играли роль жениха или невесты, а затем - неутешных вдовцов.

Гроб обычно изготавливался безвозмездно соседями или родственниками. Харак­терное название "домовина" говорило о том, что это последнее жилище воспри­нималось отнюдь не по-христиански. Об этом же говорит и обычай класть в гроб сопутствующие предметы. Кроме хлеба и соли умершим беременным могли поло­жить свивальник, детям - игрушку, курящему - трубку. Иногда за пазуху клали три хлебца. Принято было также класть обрезанные еще при жизни покойного ногти и волосы.

Хоронили обычно через три дня после смерти, и в похоронах участвовало, как правило, все село. Здесь также соблюдался целый ряд ритуалов. Гроб выносили "ногами вперед", иногда специально трижды задевая о порог. Ворота могли повя­зать полотенцем или красным поясом, а в хлеве рассыпали овес, чтобы скотина не пошла за хозяином. После вынесения хату выметали, пол мыли или посыпали зерном. Открытый гроб обычно несли на руках или везли на телеге, затем, зако­лотив, опускали на рушниках в могилу. Каждый присутствующий должен был бро­сить горсть земли. В Украине было принято "печатать метлу" - сыпать первую землю на гроб крестообразно. Обязательной была поминальная трапеза с по­треблением ритуальных блюд в частности, кутьи. За столом в Красном углу по­койному оставляли место, кладя для него хлеб и ложку. Такие же поминки устраи­вались через день, девять и сорок дней, затем через года. С сороковым днем было связано традиционное представление об окончательном отлете души. В дальнейшем поминальные обряды были связаны с религиозными праздниками.

Существовали определенные правила для погребения умерших насильственной смертью, некрещенных детей, самоубийц, колдунов и ведьм. Их души считались наиболее опасными и вредоносными. Таких покойников хоронили за оградой кладбища, священники отказывались их отпевать. Эти могилы заваливали вет­вями, камнями, мусором. Тех, кого считали колдунами, хоронили обычно лицом вниз, совершая над телом сложные манипуляции (вбивали в грудь осиновый кол, кололи тело шилом, засыпали глаза маком и т.д.). Таким образом старались мак­симально обезвредить злую душу.

***

Народная культура сыграла особую роль в украинской истории. Именно благодаря ей в условиях длительного отсутствия национальной государственности (осо­бенно в XVIII в.) была сохранена преемственность украинской культурной тради­ции. Очень многое из упомянутых обычаев и обрядов украинцы сберегли до сего­дняшних дней. Индустриальное общество, урбанизация нивелируют традицион­ные национальные и региональные особенности культуры. И в этих условиях осо­бенно важно бережно сохранять, изучать и популяризировать накопленные мно­гими поколениями знания, традиции. Ведь без прошлого нет будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: