Раздел № 4. Функции менеджмента. 1.Понятие и сущность мотивации

Тема 4. 3. Мотива­ция

1. Понятие и сущность мотивации.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессуальные теории мотивации.

1.

Результат работы организации зависит от отношения сотрудников к выполняемой работе. Поэтому возникает необходимость создать такие условия, при которых сотрудники бы стремились к активной трудовой деятельности.

Первоначально считалось, что отношение человека к труду, своим обязанностям зависит от его врожденных качеств (ленивый, трудолюбивый). Дальнейшее исследование психологов доказали, что отношение человека к труду зависит от ситуации. В одних ситуациях с энтузиазмом выполняет работу, в других может наблюдаться даже скрытый саботаж и нежелание к выполнению работы. В практике управления длительное время существовал подход, согласно которому заинтересовать людей в выполнении работы можно с помощью метода «кнута и пряника». Причем, в основе этого метода рассматривается только экономический или материальные стимулы. Но как показывают современные исследования при достижении материального благополучия человек перестает реагировать на человеческие стимулы. Дальнейшие исследования в области психологии показали, что в основе мотивации находятся потребности людей.

Потребность – это психологический или физиологический недостаток в чем-либо, вызывающий у человека дискомфортное состояние и активное стремление преодолеть это дискомфортное состояние.

Мотивация – процесс побуждения себя или других людей к достижению поставленных целей, т.е. готовность или желание человека достичь определенных результатов для того чтобы удовлетворить свои потребности.

Трудовая мотивация может возникать только тогда, когда через реализацию целей предприятия человек может удовлетворить только свои собственные цели и потребности. Для того чтобы разработать эффективную систему мотивации менеджеры должны знать, как происходит процесс мотивации.

Условно весь процесс мотивации можно разделить на:

1. Возникновение потребностей. Многие потребности могут быть неосознанными, поэтому человек сам затрудняется сказать к чему он стремится, каковы его желания.

2. Поиск путей устранение потребностей. Возникает тогда, когда потребность становится осознанной. Несколько путей устранения потребностей: удовлетворить, подавить, не замечать.

3. Определение целей (направление действий). На этой стадии человек выбирает что и какими средствами он должен сделать для того чтобы удовлетворить возникшую потребность. На данной стадии происходит увязка 4-х компонентов:

§ Что я должен получить, чтобы устранить потребность?

§ Что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю?

§ В какой мере я могу добиться данного результата?

§ Насколько то, что я могу получить может устранить данную потребность?

4. Осуществление действия. При осуществления действия человек может столкнуться с непредвиденными трудностями, поэтому может происходить корректировка целей.

5. Получение вознаграждения за осуществления действия, причем вознаграждение может быть внешним (зарплата, место работы, должность) и внутренним (интерес к работе, повышение самооценки, удовлетворенность от выполненной работы). В качестве вознаграждения может быть то, с помощью чего человек удовлетворяет данную потребность или то, что человек может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, на сколько выполнение действий повлияло на желаемый результат и в зависимости от этого может быть либо ослабление потребностей, либо ее сохранение, либо усиление дальнейшей мотивации.

6. Устранение потребностей. В зависимости от степени снятия напряжения, вызванного потребностью, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности либо продолжает искать возможности до устранения потребности.

2.

Знания логики процесса мотивации позволяют научно обосновать предложенную систему мотивации, но сложность заключается в том, что мотивация человека изменчива. Сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противоречат друг другу или же наоборот усиливают действия отдельных потребностей.

Для того чтобы более детально понять процесс мотивации нужно знать тот перечень потребностей, которые может испытывать человек.

Заслугой Маслоу было то, что его научная классификация помогает менеджерам выявить, какие потребности преобладают у каждого сотрудника (или группы) и в зависимости от этого выстроить эффективную систему мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: