Методика портфельного анализа

Корпоративный портфель – совокупность бизнес-единиц, которые принадлежат одному и тому же владельцу.

Цель создания портфеля – достижение конкурентных преимуществ, которые можно реализовать при наличии разнообразных видов деятельности (разных видов бизнеса).

Портфельный анализ – инструмент, с помощью которого руководство предприятия оценивает собственную хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и сокращение или прекращение инвестиций в неэффективные направления. При этом оценивается относительная привлекательность рынка и конкурентоспособность фирмы на каждом из них. При этом предусматривается, что портфель должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное соотношение подразделений, которые имеют излишки капитала и подразделений, для которых этот капитал необходим для развития.

Основными приемами портфельного анализа являются построение двумерных матриц, с помощью которых бизенс-единицы могут сравниваться друг с другом и для которых используются следующие критерии: темп роста объемов продаж, доля рынка, конкурентоспособность, фаза жизненного цикла, перспективность конкретной отрасли или сектора экономики. При этом используются принципы сегментирования рынка, т.е. выделение важнейших критериев для анализа внешней среды и деятельности предприятия и дальнейшее их попарное рассмотрение, т.е. в любой матрице используют разные критерии, однако во всех с одной стороны рассматриваются факторы внутренней среды, с другой – внешней, т.е. с одной стороны – конкурентоспособность каждой бизнес-единицы, с другой - перспективы развития рынка.

Преимущества портфельного анализа:

1- приведение в соответствие бизнес-стратегий для достижения равновесия между подразделениями с целью быстрой отдачи и подготовкой будущего корпорации;

2- распределение кадровых и финансовых ресурсов между СБЕ (стратегическими бизенс-единицами);

3- реструктуризация предприятия (ликвидация, поглощение, слияние и др. структурные изменения по укрупнению или сокращению бизнеса);

4- возможность ранжирования СБЕ по степени их преимуществ и принятия решений по каждой бизнес-единице.

Процесс портфельного анализа состоит из последовательных этапов:

1. Выделение стратегических

хозяйственных подразделений (СХП)

 
 


2. Определение конкурентоспособности каждого СХП

и перспективности рынка

3. Разработка стратегий СХП

 
 


4. Согласование стратегий СХП

с корпоративной стратегией и корректировка

1) Все виды деятельности обособляют как бизнес –единицы.

Достаточно сложная задача правильного выделения СХП, поскольку в дальнейшем это связано с перераспределением ресурсов.

2) При определении конкурентоспособности СХП и привлекательности рынка очень важным является выбор критериев, что в дальнейшем существенно повлияет на стратегические решения.

3) При разработке стратегий для каждой бизенс-единицы рассматривается возможность объединения в группы бизенс-единиц с одинаковыми стратегиями.

4) Проводится оценка соотношения бизнес-стратегий со стратегией корпорации, и в случае несовпадения этих стратегий бизнес-стратегии корректируются.

Проведение портфельного анализа имеет следующие особенности:

1 – использование данных о текущем состоянии бизнеса не всегда в дальнейшем может правильно отражать тенденции развития отрасли, т.е. не всегда текущие данные можно экстраполировать на будущее;

2 – в любой портфельной матрице все виды бизнеса оцениваются по двум критериям, остальные остаются без внимания;

3 – построение портфельных матриц связано с большой работой по сегментированию рынка, по сбору полной и достоверной о конкурентах, о сильных и слабых сторонах предприятия и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: