Корпоративный портфель – совокупность бизнес-единиц, которые принадлежат одному и тому же владельцу.
Цель создания портфеля – достижение конкурентных преимуществ, которые можно реализовать при наличии разнообразных видов деятельности (разных видов бизнеса).
Портфельный анализ – инструмент, с помощью которого руководство предприятия оценивает собственную хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и сокращение или прекращение инвестиций в неэффективные направления. При этом оценивается относительная привлекательность рынка и конкурентоспособность фирмы на каждом из них. При этом предусматривается, что портфель должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное соотношение подразделений, которые имеют излишки капитала и подразделений, для которых этот капитал необходим для развития.
Основными приемами портфельного анализа являются построение двумерных матриц, с помощью которых бизенс-единицы могут сравниваться друг с другом и для которых используются следующие критерии: темп роста объемов продаж, доля рынка, конкурентоспособность, фаза жизненного цикла, перспективность конкретной отрасли или сектора экономики. При этом используются принципы сегментирования рынка, т.е. выделение важнейших критериев для анализа внешней среды и деятельности предприятия и дальнейшее их попарное рассмотрение, т.е. в любой матрице используют разные критерии, однако во всех с одной стороны рассматриваются факторы внутренней среды, с другой – внешней, т.е. с одной стороны – конкурентоспособность каждой бизнес-единицы, с другой - перспективы развития рынка.
Преимущества портфельного анализа:
1- приведение в соответствие бизнес-стратегий для достижения равновесия между подразделениями с целью быстрой отдачи и подготовкой будущего корпорации;
2- распределение кадровых и финансовых ресурсов между СБЕ (стратегическими бизенс-единицами);
3- реструктуризация предприятия (ликвидация, поглощение, слияние и др. структурные изменения по укрупнению или сокращению бизнеса);
4- возможность ранжирования СБЕ по степени их преимуществ и принятия решений по каждой бизнес-единице.
Процесс портфельного анализа состоит из последовательных этапов:
1. Выделение стратегических
хозяйственных подразделений (СХП)
2. Определение конкурентоспособности каждого СХП
и перспективности рынка
3. Разработка стратегий СХП
4. Согласование стратегий СХП
с корпоративной стратегией и корректировка
1) Все виды деятельности обособляют как бизнес –единицы.
Достаточно сложная задача правильного выделения СХП, поскольку в дальнейшем это связано с перераспределением ресурсов.
2) При определении конкурентоспособности СХП и привлекательности рынка очень важным является выбор критериев, что в дальнейшем существенно повлияет на стратегические решения.
3) При разработке стратегий для каждой бизенс-единицы рассматривается возможность объединения в группы бизенс-единиц с одинаковыми стратегиями.
4) Проводится оценка соотношения бизнес-стратегий со стратегией корпорации, и в случае несовпадения этих стратегий бизнес-стратегии корректируются.
Проведение портфельного анализа имеет следующие особенности:
1 – использование данных о текущем состоянии бизнеса не всегда в дальнейшем может правильно отражать тенденции развития отрасли, т.е. не всегда текущие данные можно экстраполировать на будущее;
2 – в любой портфельной матрице все виды бизнеса оцениваются по двум критериям, остальные остаются без внимания;
3 – построение портфельных матриц связано с большой работой по сегментированию рынка, по сбору полной и достоверной о конкурентах, о сильных и слабых сторонах предприятия и т.д.