В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Число конфликтов нередко растет. Механизм разработки и принятия решений централизован. Организация перестает соответствовать окружению, становится слишком бюрократичной и консервативной. Высшее руководство на этой стадии часто меняется, приходят новые люди, пытающиеся сдержать спад. Характерные симптомы этой стадии:
• снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;
• увеличивается конкурентная сила поставщиков;
• возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе;
• возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;
• усложняется процесс создания товарных инноваций;
• усиливается международная конкуренция;
• снижается прибыльность.
|
|
В это время необходимо вдохнуть в организацию новую жизнь, скорректировать стратегию, придать ей новую организационную форму, произвести другие организационные изменения (см. учебный элемент № 6).
Способы корректировки ранее применявшихся стратегий: Первый — сужение номенклатуры производимой продукции. Второй — фокусирование внимания на технологических и организационных инновациях.
Третий — фокусирование внимания на оптимизации издержек. Четвертый — увеличение продаж уже имеющимся клиентам. Пятый — покупка организаций-конкурентов по приемлемым ценам. Шестой — выход на международные рынки.
На стадии упадка организации происходит усиление централизации управления, и в этих условиях руководитель должен:
• рассмотреть возможности экономии всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности компании на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки; изучить возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;
приступить к осуществлению изменений в организации и в методах Управления предприятием, в установлении связей с новыми Рынками и поставщиками.
Задание 1
Подумайте над тем, возможно ли предвидеть обстоятельства, заставляющее вашу организацию снижать уровень эффективности ее деятельности на гед или иных стадиях жизненного цикла?
Задание 2
Приведите примеры организационных изменений и выделите основные этапы их осуществления, соответствующие стадиям жизненного цикла вашей организации.