Что необходимо учитывать специалисту по социальной работе при работ* вновь прибывшими осужденными в карантинном отделении:
• в период пребывания в карантинном отделении действительно происход выявление заболеваний у осужденных;
• осужденные, будучи в СИЗО, могли приобрести внутреннк психологическую установку, что все сотрудники УИС являются их врагами;
• приезд в ИУ из СИЗО большинство осужденных воспринимают в облегчение своего положения;
• в карантинный период прибывшие осужденные нередко меньше всего стро: планы на будущее (в аспекте - освобождения), а больше всего их беспокм вопрос: что их ждет на зоне, так как боятся они в основном только cef подобных;
• именно в период пребывания в карантинном отделении кто-либо из bhoi прибывших осужденных может обратиться с заявлением об обеспечен! личной безопасности;
• среди осужденных, которые прибыли из СИЗО, могут быть те, которые вез; письма-«малявы» для лидеров группировок отрицательной направленное от других преступных авторитетов;
|
|
• в СИЗО отдельные осужденные могут иметь, а затем привезти с собой в И ухищренным способом запрещенные предметы;
• осужденные, находящиеся в ИУ, могут уже знать и ждать тех, кто прибыл, встретят их, как: друга, врага, знакомого, подельника, человека, которь; привезет новости-информацию из СИЗО;
• отдельные из прибывших осужденных могут заявить, что они относятся к одной категории осужденных, а реально будут относиться совершенно к другой;
• среди вновь прибывших осужденных могут быть такие, которые:
а) заявят об отказе «подниматься на зону», то есть выходить в общую массу
осужденных в ИУ;
б) в определенный момент могут совершить акт членовредительства, чтобы
уехать в больницу, а затем решать вопрос о переводе за пределы области;
в) имеют в ИУ «врагов», поэтому ждут возможности выйти в зону и
расправиться с ними;
г) будут заискивать перед администрацией в надежде найти «теплое место»;
д) намеренно скрывают свое прошлое, чтобы не иметь «неприятностей» либо
получить новые документы, удостоверяющие их личность;
е) скрывают свою профессиональную принадлежность;
ж) скрывают от своих родных и близких, что находятся в местах лишения
свободы;
з) имеют намерения скрыть свои заболевания, чтобы впоследствии заявить
об этом и обвинить УИС, что он заболевание получил в ИУ, чтобы
получить материальную компенсацию;
и) стремятся продемонстрировать свой преступный авторитет, связи в
обществе и преступном мире; к) демонстративно пытаются не посещать общую столовую, питаясь
имеющимися у них продуктами; л) могут знать:
• руководителей отделов, служб ИУ, их «пристрастия» и привычки;
|
|
• лидеров группировок отрицательной направленности, находящихся в ИУ;
• есть ли в данном ИУ «зековский беспредел» либо «ментовский»;
• о том, как решены социально-бытовые вопросы;
• можно ли в обход установленных правил приобретать запрещенные предметы, продукты, вещества, медикаменты, алкоголь и наркотики;
• кто из представителей администрации несет службу халатно, продажный, а кто несет службу ревностно, строго, соблюдает закон и установленный порядок в ИУ.
Работа с вновь прибывшими осужденными в групповых формах в карантинном отделении строится по утвержденному начальником ИУ плану работы и, кроме Выявления проблем, ознакомления с поступившими лицами, направлена на скорейшую социальную адаптацию этих осужденных в исправительном учреждении. В этот период специалисты по социальной работе, сотрудники воспитательной и психологической служб работают над тем, чтобы:
• информировать об условиях, имеющихся в ИУ, предъявляемых требованиях, имеющемся законодательстве и Правилах внутреннего распорядка ИУ;
• расположить осужденного к сотрудничеству для работы над собой, своими допущенными в жизни ошибками, которые надо также помочь осознать, и приступить к их исправлению;
• убедить в доброжелательном отношении к нему со стороны персонала ИУ;
приступить к формированию ближайших перспектив на отбывание наказания;………………..
• отношение к вынесенному наказанию как правильной реакции общества | совершенное преступление виновным лицом;
• уровень понимания собственной ответственности за свои поступки;
• модальность самооценки (положительная - отрицательная), степе) самопринятия (характер самоотношения);
• степень самостоятельности в принятии решения, урове] сформулированности умения совершить осознанный выбор в проблемнь ситуациях;
• уровень значимости успеха в собственной деятельности;
• степень личной активности в совместной деятельности;
• степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения
• степень включения в коммуникацию с окружающими, соблюдение норм правил общения, уровень развития умений общаться, владения способал вступления в контакт, поддержание общения;
• уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладещ умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений.
Объектом социальной диагностики является не только осужденный, но и ei ближайшее социальное окружение, а также семья, если она имеется. Степе! развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания мог; быть исследованы с помощью ряда методик.
На основании данных критериев производится исследование индивидуальнь особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в процеа совместной деятельности со специалистом по социальной работе (консультировани индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество).
Таким образом, социальная диагностика способствует выявлению и создани условий для развития необходимых качеств и умений осужденного как клиента.
Источники получения информации о социальных проблемах внов прибывших осужденных:
1. Личное дело осужденного:
а) приговор;
б) анкета, заполняемая при заключении под стражу;
в) акт судебно-психиатрической экспертизы;
г) материалы, свидетельствующие о поведении данного лица в перис
пребывания в СИЗО (документы на заключенного, составленнь
сотрудниками службы безопасности, воспитательной работы
психологами СИЗО);
д) медицинская карта, заполненная медработниками в СИЗО.
2. Информация (устная или письменная) от сотрудников ИУ, полученная п| приеме вновь прибывших осужденных в ИУ.
3. Информация от осужденных, совместно прибывших с данным осужденны вИУ.
|
|
4. Информация, полученная от сотрудников ИУ, которые по линии своих слу* уже провели ознакомительные мероприятия с вновь прибывшим осужденными, размещенными в карантинном отделении.
5. Личная беседа с вновь прибывшим осужденным.
6. В период пребывания вновь прибывших осужденных в карантинном отделении ИУ:
7. проводится полная регистрация поступивших осужденных по линии
8. спецчасти (журнальный учет, картотечный учет, компьютерный учет);
9. составляются справки-ориентировки на лиц, склонных к совершению
10.преступлений;
11.состовляются списки для постановки на профилактический учет;
12.делается документальная видеозапись и фотографирование лиц, склонных к
13.совершению преступлений;
14.они предварительно закрепляются за бригадой, если есть оплачиваемое
15.рабочее место и желание работать;
16.предварительно включаются в списки на зачисление в школу, УКП;
17.предварительно включаются в списки на профессиональное обучение
18.курсовым методом без отрыва от производства либо через профессиональное
19.училище;
20.оформляется медкарта, и сдаются все необходимые анализы в медчасти;
21.делается психологическая характеристика (психологический портрет) с
22.прогнозом поведения осужденного в ИУ и, если есть основания, после
23.освобождения;
24.делаются рекомендации по дальнейшей индивидуально-воспитательной
25.работе с осужденным (в отдельных ИУ ведутся психологические карты на
26.осужденных);
27.начальниками отрядов карантинных отделений, где введены эти должности;
28.заполняются карточки индивидуально-воспитательной работы, где
29.составляются Программы исправления осужденного на ближнюю и дальнюю
30.перспективы. Затем эти карточки передаются начальникам тех отрядов, куда
31.переводятся после распределения из карантинного отделения вновь
32.прибывшие осужденные;
33.составляется социальная карта на каждого осужденного или карта
34.ресоциализации осужденного. Кроме того, специалист по социальной работе
|
|
35.вносит в свои учеты информацию о наличии или отсутствии паспорта,
36.трудовой книжки, необходимости оформления пенсии, получения пособий и
37.другую информацию социального характера, имеющую значение для
38.последующей ресоциализации и социальной адаптации;
39.издается приказ начальника ИУ о распределении вновь прибывших
40.осужденных по отрядам и бригадам.
41. Формы взаимодействия группы социальной защиты осужденных с отделом воспитательной работы, психологической службой (лабораторией) при Диагностике индивидуальных социальных проблем и изучении личности
42. осужденных:
43.• взаимный обмен мнениями, информацией по конкретному осужденному;
44.* совместный анализ информации о личности конкретного осужденного;
45.• совместное избрание стратегии и тактики изучения и оказания содействия
осужденному в преодолении трудной жизненной ситуации, избрании
позитивных жизненных ориентиров на ближнюю и дальнюю перспективу;
46.* проведение комплексных бесед с осужденным при участии сотрудников
воспитательной и психологической службы в сложных случаях и проявлении