Развитие фонематических процессов

При устранении любой формы дислалии необходимо сформировать у ребёнка акустическое представление о том звуке, который ему предстоит поставить и ввести в речь. Необходимо научить ребёнка опознавать звук, отличать его на слух и в произношении от сходных звуков.

Особенности работы по развитию фонематического восприятия

1. Прежде всего необходимо сформировать осознанное отношение ребёнка к речи; привить интерес, любовь к родной речи; сформировать представление о речи как о реально существующем явлении, имеющем свою иерархическую систему языковых средств (звук, слово, предложение, текст).

2. Работу по развитию фонематического восприятия следует проводить в начале на материале слов, так как звуковая смыслоразличительная единица – фонема – может существовать лишь в составе слова.

3. Формировать способность различать смешиваемые звуки в произношении на подготовительном этапе можно только на сохранных звуках.

Поскольку на подготовительном этапе артикуляционный уклад конкретного звука ещё не сформирован, работа по различению данного звука и его заменителя в произношении невозможна. Однако данный вид работы на подготовительном этапе необходим, и проводить его надо на материале сохранных пар звуков в слогах и словах («па» - «ба»; «па» - «пя» и др.); обучение различению конкретного («рабочего») звука от его прежнего субститута возможно лишь в восприятии. При этом ребёнок не произносит звуки, но сигнализирует, услышав заданный звук на материале слов, слогов в речи логопеда; или молча раскладывает картинки со смешиваемыми звуками в две стопки, а логопед комментирует выполненное ребёнком задание, чётко произносит дифференцируемые звуки в названиях картинок каждой стопки поочерёдно и делает необходимые для ребёнка заключения.

4. Формируя фонематическое восприятие, необходимо исключить проговаривание речевого материала с неправильно произносимым звуком до тех пор, пока звук не поставлен.

Эффективным видом работы по развитию фонематических процессов является изучение звукового состава слова. С этой целью детям предлагают задания на определение места звука в слове, на подбор слов с заданным звуком в начале, середине, конце слова, на подбор слов с двумя заданными звуками и др.; задания по звуковому анализу и синтезу слов. Следует помнить, что на подготовительном этапе эти виды работы могут проводиться только на материале сохранных звуков: гласных и простых согласных, так как их выполнение требует от ребёнка проговаривания речевого материала.

Таким образом, работа над развитием фонематических процессов на подготовительном этапе осуществляется в двух направлениях:

1. В восприятии (учат воспринимать и различать на слух изучаемый звук в чужой речи).

2. В собственном произношении на материале сохранных звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: