Основные принципы логопедического воздействия:
1. От простого к сложному. В первую очередь ставят более лёгкие звуки, затем – сложные.
2. Принцип сознательности. Отношение ребёнка к своему речевому дефекту, к логопедическим занятиям должно быть осознанным. Необходимо, чтобы ребёнок научился относиться к своей речи как к объекту собственного наблюдения и изучения; научился осознавать, какое положение должны принять его органы артикуляции; сознательно выполнять инструкции логопеда; знать, над каким звуком идёт работа.
3. Принцип комплексности воздействия. Данный принцип включает ряд аспектов: комплексность в привлечении в процесс устранения речевого нарушения логопедов, воспитателей ДОУ, психологов, медицинских работников, родителей дошкольников; комплексность в многообразии форм, методов, средств устранения речевого нарушения; комплексность в единстве решения коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.
4. Принцип личностного подхода. Логопед должен учитывать отношение ребёнка к своему речевому дефекту, интерес ребёнка к учебному процессу, отношение родителей к речевому дефекту ребёнка и к логопедическим занятиям; а также возраст ребёнка, его интересы, его половую принадлежность, его состояние здоровья и другие особенности личности.
|
|
5. Принцип дифференцированного подхода. В соответствии с данным принципом логопеду необходимо учитывать уровень речевого и общего развития каждого ребёнка как в процессе фронтального обучения, так и при планировании индивидуальных логопедических занятий.
6. Принцип поэтапности предполагает проведение подготовительного; основного (содержит работу по постановке, автоматизации, дифференциации звуков); закрепительного этапов логопедического воздействия.
Цель логопедической работы: формирование умений и навыков правильного произнесения звуков речи.
Задачи логопедической работы:
1. Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звуков.
2. Сформировать необходимый артикуляционный уклад.
3. Сформировать первичные произносительные умения навыки на специально подобранном речевом материале.
4. Развить у ребёнка способность в его собственной речи различать звук поставленный и его прежний субститут на специально подобранном речевом материале.
5. Закрепить сформированные речевые умения и навыки в различных коммуникативных ситуациях.
Методы логопедической работы: наглядный метод; словесный метод; практический метод; метод работы со специальным инструментарием (постановочные зонды, шпатели и другие технические средства). Комплексное применение методов повышает эффективность логопедического воздействия.
|
|
Устранение дислалии в условиях речевой группы ДОУ предполагает применение следующих форм работы: логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные); занятия ребёнка с воспитателем по закреплению полученных знаний, умений на логопедических занятиях; домашние занятия ребёнка с родителями по закреплению материала логопедических занятий. Речевые умения и навыки, сформированные на специально организованных занятиях, закрепляются логопедом, педагогами ДОУ, родителями дошкольников в свободном общении с детьми.