Содержание темы (теоретический материал)

Функциональная и механическая дислалия: их причины и характеристика. Виды нарушенного звукопроизношения при функциональной дислалии (замена, смешение, искажение).

Ме­ханическая (органическая) дислалия. Анатомическая патология органов артикуляции — разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Харак­тер нарушений звукопроизношения и возможности логопедичес­кого воздействия при данной патологии. Простые и сложные дислалии.

Лабораторный практикум

1. Составить таблицу: «Виды дислалии по Б. М. Гриншпуну»

Вид дислалии Специфика дефекта звукопроизношения
   

2. Составить таблицу «Формы дислалии»

Форма дислалии Причины Отличительные особенности
     

Вопросы для самопроверки

1. Какие отделы речевого аппарата вы знаете?

2. Охарактеризуйте виды функциональной дислалии?

3. Назовите основные виды нарушений отдельных звуков?

4. С какими этапами соотносятся уровни нарушенного произношения, выделенные О. В. Правдиной?

5. Какие дефекты называются антропофоническими?

6. Какие дефекты называются фонологическими?

7. Кто выделил антропофонические и фонологические дефекты?

8. Кто выделил фонематические и фонетические дефекты?

9. Назовите виды дислалии с учетом нарушения психофизиологических механизмов, участвующих в осуществлении речевых процессов?

10. Что представляет собой дефект замены звуков?

11. При какой форме дислалии отмечается искаженное произношение звуков?

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., Книголюб, 2005.

3. Хрестоматия по логопедии / Пол ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова – М., 1997.

Модуль №2. Диагностика дислалии (21ч. (зач.ед.).

Цель модуля – познакомить студентов-логопедов с диагностикой дислалии.

Задачи модуля:

¾ сформировать у слушателей представления о принципах и этапах обследования детей с речевыми нарушениями;

¾ изучить методику обследования звукопроизношения и фонематического восприятия;

¾ дать представления об обследовании моторики у детей с дислалией и возможных методах коррекции;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: