Функциональная и механическая дислалия: их причины и характеристика. Виды нарушенного звукопроизношения при функциональной дислалии (замена, смешение, искажение).
Механическая (органическая) дислалия. Анатомическая патология органов артикуляции — разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии. Простые и сложные дислалии.
Лабораторный практикум
1. Составить таблицу: «Виды дислалии по Б. М. Гриншпуну»
Вид дислалии | Специфика дефекта звукопроизношения |
2. Составить таблицу «Формы дислалии»
Форма дислалии | Причины | Отличительные особенности |
Вопросы для самопроверки
1. Какие отделы речевого аппарата вы знаете?
2. Охарактеризуйте виды функциональной дислалии?
3. Назовите основные виды нарушений отдельных звуков?
4. С какими этапами соотносятся уровни нарушенного произношения, выделенные О. В. Правдиной?
|
|
5. Какие дефекты называются антропофоническими?
6. Какие дефекты называются фонологическими?
7. Кто выделил антропофонические и фонологические дефекты?
8. Кто выделил фонематические и фонетические дефекты?
9. Назовите виды дислалии с учетом нарушения психофизиологических механизмов, участвующих в осуществлении речевых процессов?
10. Что представляет собой дефект замены звуков?
11. При какой форме дислалии отмечается искаженное произношение звуков?
Литература
1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.
2. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., Книголюб, 2005.
3. Хрестоматия по логопедии / Пол ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова – М., 1997.
Модуль №2. Диагностика дислалии (21ч. (зач.ед.).
Цель модуля – познакомить студентов-логопедов с диагностикой дислалии.
Задачи модуля:
¾ сформировать у слушателей представления о принципах и этапах обследования детей с речевыми нарушениями;
¾ изучить методику обследования звукопроизношения и фонематического восприятия;
¾ дать представления об обследовании моторики у детей с дислалией и возможных методах коррекции;