Отношение господ и рабов (1 Кор 12:13; Еф 6:5-9; Кол 3:22-25; 1 Петр 2:15-18)

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор. 12:13) Метафора Тела подразумевает, чтобы в Теле, все члены одинаково заботились друг о друге.

Учение об отношении господ и рабов Еф. и Кол. параллельны. Павел повелевает рабам служить своим господам, «не как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол.3:22). Раб, исполняющий свою повинность подневольно, и остается рабом, а раб, исполняющий все «как для Господа» (3:23), с свободным произволением, – уже не раб, ибо внутренне он свободен. Служить следует в первую очередь Христу, так как от Него исходит награда.

Апостол призывает и господ поступать с рабами справедливо, взаимно ценя их труд (Кол.4:1), памятуя, что господа не останутся не наказанными за несправедливое или бесчеловечное отношение к слугам и нерадение о меньших братьях своих. Все одинаково дадут ответ Богу той мерой, какой мерили сами: «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Еф.6:8).

1Пет.2:15-18 Петр касается обязанностей по отношению к властям и отношений между господами и рабами. Он провозглашает (как и Павел в Еф.) послушание как универсальный принцип человеческих отношений.

Отношение к богатству (Рим 15:25-27; Иак 2:15-17, 5:1-6). В Рим 15:25-27 апостол посвящает адресатов послания в свои планы. Под служением святым он понимает сбор пожертвований в пользу Иерусалимской Церкви. Римскую Церковь, с которой у Павла еще не было личных отношений, он старался привлечь к молитвенному участию в этом общецерковном деле. В дни своего третьего благовестительного путешествия он организовывал среди руководимых им церквей сбор в пользу Иерусалимской матери-Церкви (ср. 1Кор.16:1-4, 2Кор.8-9, Рим.15:25-32, Деян.24:17). Проведение этого сбора имело значение не только служения любви. Участие в сборе было выражением вселенского единства Церкви вокруг Иерусалимского центра. Это служение язычников в телесном (Рим.15:27) есть следствие их духовного единства с иерусалимскими святыми. Если эта связь есть, то с необходимостью вытекает и служение. В этом отрывке отношение к богатству апостолом не высказывается, но его можно трактовать как средство служения любви и веры.

В Иак.2:15-17 апостол Иаков раскрывает положительное содержание веры. В приведенных стихах оно раскрывается как дела милосердия: одеть нагого и накормить голодного. Сопоставляя эти слова с обличением богатых в Иак.5:1-6, богатство можно понимать и как препятствие вере. Стихи Иак. пересекаются с притчей о Страшном суде Мф. 25:31-46: богатые, не послужившие из-за немилосердия ближним, и в приточном смысле, и по слову послания убили Праведника, или являются соучастниками этого.

Таким образом, ап. Павел относится к богатству, как к средству реализации веры в любви. Ап. Иаков видит в нем скорее соблазн и препятствие, которое порождает злые дела и лишает веру жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: