Рассматривая процесс обучения как целостную систему, авторы работы [4.1] выделяют следующие системообразующие понятия: цель обучения, деятельность преподавания, деятельность учения и результат. В качестве переменных составляющих этого процесса они определяют: средства управления: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся.
Связь и взаимообусловленность средств обучения, как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которое обладает интегративными свойствами и подчинено общим целям образования. Целостность учебного процесса, как и целостность иных педагогических объектов, целенаправленно конструируется [4.1].
Целостность в философском словаре определяется как внутренне единство объекта, его отдифференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами [4.2].
|
|
По мнению авторов работы [4.1], целостность является закономерным свойством учебного процесса, которое находит свое отражение в его инвариантных характеристиках (например, единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны процесса обучения и т.д.). С другой стороны, целостность процесса в реальной педагогической практике обучения специально и целенаправленно формируется, конструируется. Вариативной, конструируемой характеристикой процесса обучения в данном случае является, например, единство образовательной, развивающей и воспитательной функции.
Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с понятием системности и комплексности. В работе [4.1] учебный процесс как система включает в себя множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и обучающихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся (рис.4.1).
Цель обуче- ния |
Дея-тель- ность пре-пода- ва-ния |
Содержание учебного материала |
Методы обучения |
Средства обучения |
Организа- ционные формы обучения |
Дея- тель- ность уче- ния |
Резуль- тат |
Рис.4.1. Модель структуры учебного процесса [4.1]
В процессе обучения субъект имеет дело с учебным материалом учебника, каждый компонент которого представляет собой определенную целостность. Системный анализ этих компонентов обусловливает необходимость синтеза выявленной в процессе анализа информации и формирования некой новой целостности. Речь в данном случае может идти о процессе конструирования структуры системных знаний. В процессе формирования подобной системы знаний воспроизводятся и
|
|
усваиваются методы целостного системного познания изучаемых объектов.
В работе [4.3] учебный процесс рассматривается как системный объект. Компонентами его являются взаимосвязанные цели, содержание, формы, методы, средства и результат, образующие органическую целостность – обучающую систему, в которой в качестве системообразующего фактора выступает предметная деятельность обучающегося.
Системная организация процесса обучения, нацеленность его на формирование умений и навыков системного мышления существенно изменяет познавательную деятельность субъекта. С точки зрения авторов работы [4.3], формирование системного мышления предполагает изменение не только содержания обучения, но и способа его усвоения. Организация учебно-познавательной деятельности по модели системного исследования позволяет: определять структуру формируемых знаний о предмете, их содержание, форму обобщения, способ организации в концептуальную систему, принцип построения теории предмета; формировать новое видение предмета, системный тип ориентировки в предмете как новый способ мышления [4.3].
По мнению авторов работы [4.3], учебная программа, предусматривая формирование системной логики мышления обучающегося, охватывает:
- объективное содержание знаний о предмете, подлежащих усвоению, их структуру, которой предмет теоретически описывается как качественно определенная система;
- особенности объяснительного принципа явлений предмета при его системном анализе;
- логику и структуру познавательной деятельности, направленной на выявление особенностей предмета как специфической системы, формирующей предметное содержание знаний о нем;
- принцип преемственного развертывания знаний о предмете – последовательное исследование его системных свойств (целостности, сложности, упорядоченности, форм организации, функционирования и развития);
- форму обобщения усваиваемых знаний, выражая их
понятийными средствами конкретной науки и одновременно категориями системного анализа;
- проектирование формируемого способа мышления обучающегося – усвоение тех познавательных действий, которыми строится и воспроизводится образ системного предмета в идеальном плане.
Целенаправленное формирование умений и навыков системного мышления и системного подхода (отдельные этапы этого процесса были представлены выше) требует системной организации данного процесса, основу которого составляет программно-целевой подход.
Программно целевой подход предусматривает деятельность, направленную на достижение поставленных целей с помощью специально составленных программ.
Для разработки подобных программ предлагается использовать представленные в данном пособии процедуры формирования умений и навыков системного мышления и системного подхода в обучении.
Рассмотрим некоторые особенности указанных процедур.
В таблице 4.1 представлена процедура ускоренного «погружения» в учебник через его содержание (оглавление).
Примечание: 1. Данную процедуру проводить не обязательно. 2. Вместе с тем, эта процедура создает общие представления об учебнике. Впоследствии происходит последовательная активизация полученных результатов ускоренного восприятия изучаемого материала. Этому в определенном смысле способствует также эффект «дежавю» («я это уже видел»). 3. В условиях интенсификации учебного процесса подобная процедура, как показали наши исследования, существенно повышает эффективность изучения и последующего усвоения учебного материала. 4. Учебник в данном случае рассматривается в качестве специфической информационной системы. |
|
|
Таблица 4.1
Про- цеду- ра | Действия | Краткие пояснения |
Процедура ускоренного «погружения» в учебник через его содержание (оглавление) | 1. Воспроизведение содержания (оглавления) учебника в виде схемы, где в центре размещается название учебника, а названия глав (разделов) располагаются вокруг центра. Около названий глав (разделов) оставляется место для записи выявленной информации. | Ускоренный просмотр учебного материала учебника, его анализ, синтез и обобщение. Содержание (оглавление) учебника в виде структурной схемы служит основой для разработки варианта концептуальной модели системы учебного материала. |
2. Ускоренное восприятие и изучение учебного материала конкретной главы (раздела). Быстрое выявление главных моментов в каждом параграфе изучаемой главы (раздела). | Выявленная информация записывается рядом с соответствующим названием главы (раздела). При анализе ориентиром служит название учебника. | |
3. Синтезвыявленной (в процессе анализа) информации. Определение взаимосвязи между выявленными элементами изученного материала. | Синтез в аспекте названия учебника. | |
4. Обобщениевыявленной информации. Построение концептуальной модели системы материала учебника. | Обобщение в аспекте названия учебника. Графическая иллюстрация выявленной информации в свернутой форме. | |
5. Формулирование выводов. | Не более ¼ страницы. |
В таблицах 4.2 и 4.3 представлены процедуры изучения отдельного параграфа (пункта), а также главы или раздела учебника.
Таблица 4.2
Про- цеду- ра | Действия | Краткие пояснения |
Процедура изучения параграфа (пункта) 1, 2, 3, … | 1. Анализ учебного (научного и т.д.) материала – выявление основных теоретических положений и основных моментов параграфа (пункта, текста). | Анализ в аспекте названия параграфа. Самостоятельное название текста. Критическая оценка учебного материала и результатов анализа. |
2. Синтез выявленной (в процессе анализа) информации, ее систематизация. Определение взаимосвязи и взаимодействий между выявленными элементами изученного материала. | Синтез в аспекте названия текста: синтез основных теоретических положений; синтез основных моментов текста. | |
3. Обобщениеинформации: формирование «новой» целостности; построение концептуальной модели системы изученного материала. | Обобщение в аспекте названия параграфа (пункта). Графическая иллюстрация в свернутой форме. | |
4. Формулирование вопросов и ответов на них. | Рефлексия. | |
5. Формулирование выводов и предложений | Не более ¼ страницы. | |
6. Воспроизведениеосновных теоретических положений параграфа (пункта, текста). | Устное или письменное воспроизведение с использованием |
Продолжение таблицы 4.2
|
|
результатов анализа, синтеза и обобщения. | ||
7. Воспроизведениеизученного материала (текста). Решение(как минимум) трехуровневых задач, выполнение заданий и упражнений. Анализ результатов практической деятельности. | Системный анализ результатов. Самостоятельное составление задач, заданий и упражнений. |
Таблица 4.3
Про- цеду- ра | Действия | Краткие пояснения |
Процедура изучения главы 1, 2, 3, | 1. Анализ параграфов (пунктов) – выявление основных теоретических положений и основных моментов параграфов (пунктов). | Анализ в аспекте названия учебника. Критическая оценка учебного материала и результатов анализа. |
2. Синтезвыявленной (в процессе анализа) информации, ее систематизация. Определениевзаимосвязи и взаимодействий между выявленными элементами изученного материала. Стремление к созданию «новой» целостности. | Синтез в аспекте названия учебника: синтез основных теоретических положений параграфов (пунктов); синтез основных моментов параграфов (пунктов). | |
3. Обобщениеинформации: формирование «новой» целостности; построение | Обобщение в аспекте названия учебника. Графическая |
Продолжение таблицы 4.3
концептуальной модели системы изученного материала. | иллюстрация в свернутой форме. | |
4. Формулирование вопросов и ответов на них. | Рефлексия. | |
5. Формулирование выводов и предложений. | Не более ¼ страницы. | |
6. Воспроизведениеосновных теоретических положений главы. | Устное или письменное воспроизведение с использование результатов анализа, синтеза и обобщения. | |
7. Воспроизведениеизученного материала (текста). Воспроизведение на уровне исследования. | ||
8. Решение задач. Выполнение заданий и упражнений. Анализ результатов практической деятельности. | Системный анализ результатов. Самостоятельное составление задач, заданий и упражнений. |
В таблице 4.4 представлена процедура изучения объектов, включенных в изучаемый параграф (пункт), не имеющих непосредственного отношения к рассматриваемому предмету.
Таблица 4.4
Про- цеду- ра | Действия | Краткие пояснения |
1. Выявление в учебном материале (параграфа, пункта и т.д.) объектов, не имеющих непосредственного отношения к предмету познания. | Критическая оценка данных объектов. | |
2. Анализ объекта как системы. | Анализ в аспекте |
Примечание: 1. При изучении учебного материала объекты, не имеющие непосредственного отношения к предмету познания, могут включаться субъектом обучения специально. Данное действие должно сопровождаться необходимым обоснованием принятого решения. 2. Действия, связанные с изучением (включаемых в текст) сложных объектов, не имеющих непосредственного отношения к предмету познания, следует осуществлять как самостоятельную работу с подготовкой реферата, презентации, доклада, сообщения и т.п. 3. В случае введения нового объекта текст учебного материала корректируется. |
Продолжение таблица 4.4
Выявление и изучение компонентов объекта. Выявление основных теоретических положений и основных моментов объекта. | названия параграфа. Возможное моделирование объекта. | |
3. Синтез выявленной в процессе анализа) информации, ее систематизация. Определение взаимосвязи и взаимодействий между выявленными элемента- ми изученного материала. | Синтез в аспекте названия параграфа. Синтез основных теоретических положений объекта; синтез основных моментов объекта. | |
4. Обобщениевыявленной информации. Построение концептуальной модели системы рассматриваемого объекта. | Обобщение в аспекте названия учебника. Графическая иллюстрация в свернутой форме. |
Продолжение таблицы 4.4
5. Формулирование вопросов и ответов на них. | Рефлексия. | |
6. Формулирование выводов и предложений | Не более ¼ страницы. | |
7. Воспроизведениевыявленной информации об объекте. | Устное или письменное (оцениваемое) воспроизведение информации. |
В таблице 4.5 показана процедура изучения изменений состояния изучаемого объекта (как системы) или информации о нем в пространстве и времени.
Таблица 4.5
Про- цеду- ра | Действия | Краткие пояснения |
1. Изучение изменений состояния системы (ее основных функций и иных характеристик) рассматриваемого объекта в пространстве и времени (в прошлом, настоящем и будущем). | Изучение в аспекте надсистемы (надсистем), в контексте науки, области знаний и деятельности. Критическая оценка выявленной информации. | |
2. Определение надсистемы, к которой относится или частью которой изучаемый объект является. | Рассмотрение надсистемы в контексте науки (наук), области знаний и т.д. | |
3. Изучение изменений | Изучение в контексте |
Продолжение таблицы 4.5
состояния надсистемы (ее основных функций и иных характеристик) в пространстве и времени. | соответствующей науки (наук), области знаний и деятельности. | |
4. Изучение изменений состояния компонентов объекта как систем (их основных функций и иных характеристик). | Изучение в аспекте системы и надсистемы. | |
5. Графическое обобщениевыявленной информации. | Обобщение в аспекте названия учебника. | |
6. Формулирование вопросов и ответов на них. | Рефлексия. | |
7. Формулирование выводов и предложений. | Не более ¼ страницы. | |
8. Воспроизведение выявленной информации об объекте. | Устное или письменное воспроизведение. |
В таблице 4.6.1 представлена процедура системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации о рассматриваемом объекте – в случае отдельного использования данной процедуры.
Таблица 4.6.1
Про- цеду- ра | Действия | Краткие пояснения |
В случае отдельного использования процедуры. | ||
1. Анализ, синтез, обобщение и систематизация изучаемого объекта осуществляется | Анализ и синтез основных положений текста; его основных |
Продолжение таблицы 4.6.1
Процедура системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации об объекте. | в соответствие с представленной процедурой изучения учебного материала (таблицы 4.2, 4.3). Использование полученной информации для разработки концептуальной модели системы объекта. Формирование методологических знаний и умений. | моментов. Анализ, синтез и обобщение учебного материала ведется в аспекте соответствующего названия параграфа, главы, раздела и учебника. Критическая оценка информации. |
2. Конструирование концептуальной модели системы изучаемого объекта. Определение функций и иных характеристик системы и ее компонентов. | Объект рассматривается как система в ее статическом состоянии. | |
3. Выявление и учет условий. Изучение характеристик и поведения объекта в разных условиях его функционирования и развития | Изучение динамического состояния системы изучаемого объекта. Использование межпредметных связей. Перенос полученных знаний в другие области знаний и деятельности. Изучение в аспекте надсистемы, в контексте науки (наук), области знаний. Критическая оценка выявленной информации. | |
4. Выявление и учет влияющих факторов, способных изменить состояние изучаемого объекта и последствий их воздействия. Изучение функционирования и поведения объекта в условиях внешней среды. | ||
5. Исследования, | По отношению к |
Продолжение таблицы 4.6.1
подразумевающие: 1) изучение результатов уже проведенных исследований того, что связано с изучаемым объектом; 2) выявление того, что следует исследовать; 3) собственные исследования; 4) знания и умения в области организации и проведения исследования. Эксперименты, включающие лабораторные работы. | изучаемому учебному материалу – проведение исследовательских работ, выполнение научных проектов, подготовка докладов, рефератов и т.д. Исследовательской деятельностью должны быть охвачены все обучающиеся. | |
6. Мониторинг предполагает: наблюдение за состоянием и результатами функционирования и развития изучаемого объекта (его системы, надсистемы и компонентов). Реализация проблемного обучения. Формирование умений выявлять, формулировать и решать проблемы. | Мониторинг процесса и результатов изучения и усвоения учебного материала. Мониторинг процессов самообразования, саморазвития и самовоспитания. «рыбий скелет». Построение «дерева проблем». Творческое решение проблем. Научное исследование проблем. Сочетание с кейс-методом. | |
7. Выявление, анализ и учет проблем и проблемных ситуаций. Проблемы выявляются, изучаются, формулируются и фиксируются (в тетради) в | Систематизация и изучение проблем. Использование, например, таблицы 3.4.1 и причинно- следственной |
Продолжение таблицы 4.6.1
Процедура системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации об объекте. | процессе анализа текста параграфа. | диаграммы «рыбий скелет». |
8. Применение на практике усвоенных знаний и умений. Практическое достижение цели и решение поставленных задач. Практическая реализация системного подхода в познавательной и иной деятельности субъекта. | Усвоение и реализация на практике (изучение и усвоение содержания обучения), представленных на рис.1.6, 3.4.2, 3.4.4, видов деятельности и действий и соответствующих способов мышления. | |
9. Изучение и использование опыта других: в эффективном целостном познании окружающего мира, в практической деятельности, в реализации системного подхода и т.д. Формирование собственного опыта. | Опыт самообразования, самовоспитания, саморазвития, самоуправления и т.д. Опыт познавательной, аналитической, исследовательской и иной деятельности. | |
10. Прогноз состояния и поведения изучаемого объекта. Прогноз осуществляется в процессе анализа (синтеза и обобщения) учебного материала. | Использование матрицы изучения состояний системы изучаемого объекта, ее компонентов и надсистемы (рис.3.3.1). Прогноз в контексте тенденций развития науки (наук), области | |
11. Совершенствование: изучаемого объекта (учебного, научного и иного материала, | Критическая оценка совершенствования и инноваций. |
Продолжение таблицы 4.6.1
текста параграфа, и т.д.); методов, технологий и т.д. Инновациии инновационная деятельность. Объектами совершенствования и инноваций могут быть объекты изучения, способы, методы, технологии, деятельность субъектов обучения и т.д. | Оформление предложений по совершенствованию и инноваций в установленном порядке. | |
12. Обобщение выявленной информации. | Обобщение в аспекте названия учебника, в контексте науки, области знаний и деятельности. | |
13. Конструирование концептуальной модели системы изучаемого объекта. Модель содержит изученную (усвоенную) информацию в свернутом виде. | Конструирование в аспекте названия учебника, в контексте соответствующей науки (наук), области знаний и деятельности. | |
14. Формулирование вопросов и ответов на них. | Рефлексия. | |
15. Формулирование выводов и предложений. Подготовка рефератов, докладов и т.п. | Выводы и предложения – не более ¼ страницы. | |
16. Воспроизведениеизученной и выявленной информации об объекте. | Устное или письменное воспроизведение. |
В таблице 4.6.2 представлена процедура системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации о рассматриваемом объекте – в случае использования в рамках процедуры изучения параграфа (пункта) учебника.
Таблица 4.6.2
Про- цеду- ра | Действия | Краткие пояснения |
Процедура системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации об объекте. | В случае использования в рамках изучения параграфа (пункта) учебника. | |
1. Изучение характеристик и поведения изучаемого объекта (в том числе объектов, включенных в учебный материал, но не имеющих непосредственного отношения к предмету) в разных условиях его функционирования и развития. | Кратко излагаются ориентиры дальнейшего (самостоятельного) изучения учебного материала с учетом различных условий и влияющих факторов. Изучение динамики изменения состояния объекта как системы. Использование межпредметных связей. Перенос полученных знаний в другие области знаний и деятельности. Критическая оценка полученной информации. | |
2. Изучение воздействия влияющих факторов на изучаемый объект. Изучается явное или возможное изменение состояния изучаемого объекта, а также возможные последствия воздействия влияющих факторов. | ||
3. Исследовательские работы в рамках изучаемого материала, с использованием межпредметных связей. Применение усвоенных знаний и умений, а также изучение проблем на исследовательском уровне. | Темы учебной исследовательской работы выбираются из «разделов» структуры изучаемой темы, составленной на основе рис.1.6, 3.4.2, 3.4.4. |
Продолжение таблицы 4.6.2
Процедура системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации об объекте. | Исследовательские работы проводятся в виде самостоятельной работы с подготовкой отчетов, рефератов, докладов и т.п. Для самоорганизации исследовательской работы, ее самоконтроля, самооценки и т.д. могут быть использованы специальные технологические карты. | В пределах изучаемого учебника каждый обучающийся должен провести исследовательскую работу во всех «разделах» указанных рисунков: «анализ», «условия», «влияющие факторы», «проблемы» и т.д. |
4. Мониторинг состояния и результатов функционирования и развития изучаемых объектов проводится там, где это возможно или необходимо. | Мониторинг процесса и результатов освоения системного подхода и формирования умений и навыков системного мышления. | |
5. Выявление в учебном материале проблем, их формулировка, систематизация и изучение. Выявление причинно-следственных связей ключевой проблемы. Поиск путей решения. | Реализация методов и технологий проблемного обучения. | |
6. Практическая учебная, исследовательская, прогностическая и иная деятельность. Использование разноуровневых задач, заданий, упражнений и иных практических работ. | Участие субъектов обучения в непрерывной дидактической игре «Самостоятельная работа обучающегося с элементами самоуправления». |
Продолжение таблицы 4.6.2
Процедура системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации об объекте. | 7. Изучение международного, зарубежного, отечественного опыта, имеющего отношение к изучаемому материалу, методам познания, познавательной и иной деятельности и т.д. Формирование и развитие своего опыта в познавательной, исследовательской и иной деятельности, в области системного подхода, самообразования, саморазвития и т.д. | Формирование и развитие: соответствующих компетенций; опыта коллективной работы при выборе, обсуждении и решении проблем, влияющих факторов, различных условий и т.д.; опыта системно-критического анализа и т.д. |
8. Прогноз развития отдельных предметов, явлений и процессов, имеющихся в изучаемом материале. Формирование прогностических умений и навыков. | Для прогноза используется различный инструментарий, в том числе представленная выше матрица изучения состояния системы изучаемого объекта. Разработка гипотезы. | |
9. Совершенствование (на основе системно-критического анализа) изучаемого материала, названий параграфов и т.п. Совершенствование методов познавательной, теоретической, практической и иной деятельности. Разработка собственных инноваций. | Совершенствование знаний, умений и своего опыта. Развитие умений и навыков творческой и инновационной деятельности. |
В таблице 4.7 представлена процедура системного изучения конкретной ситуации (СИКС).
Таблица 4.7
Про- цеду- ра | Действия | Краткие пояснения |
Процедура системного изучения конкретной ситуации (СИКС) | 1. Цель, в соответствии с которой осуществляется системное изучение конкретной ситуации. | Цель деятельности – это созданный образ ожидаемого результата деятельности, ее побудительный стимул [4.6]. |
2. Выявление (в тексте) и системный анализконкретной, в том числе проблемной, ситуации. Изучение предпосылок возникновения и динамики возможного изменения состояния ситуации в пространстве и времени (например, с использованием специальной матрицы на рис.3.3.1). | Реализация системного подхода к изучению рассматриваемой ситуации. Использование соответствующих выше указанных процедур (например, таблицы 4.2, 4.3). | |
3. Синтез и обобщение выявленной информации. Стремление к целостному изучению ситуации. | Синтез выявленной (в результате анализа) информации с учетом динамики изменения ситуации (в определенных границах). Стремление к целостному изучению ситуации. Системно-критическая оценка |
Продолжение таблицы4.7
Процедура системного изучения конкретной ситуации (СИКС) | изучаемой ситуации. | |
4.Моделирование ситуации. Формирование «банка» учебных, функциональных, практических, (будущих) профессиональных, проблемных и иных ситуаций. Актуализация проблемы формирования навыков принятия самостоятельных решений. | Графическая иллюстрация «модели» ситуации. Привлечение к формированию «банка» ситуаций обучающихся. В процессе обучения любой субъект постоянно осуществляет моделирование тех или иных действий, принятие различных решений (в процессе решения учебных и иных задач, выполнения самостоятельной работы, исследований и т.д.). | |
5. Изучение условий, в которых функционирует и развивается ситуация и изменения этой ситуации в зависимости от изменения условий. Учет условий позволяет рассматривать ситуацию не только в качестве какой-то «разовой, возмущающей» информации, «одномоментной проекции» в изучаемом материале, – но и как | Напоминаем, что условие определяется как: 1) обстоятельство или процесс, от которого что-нибудь зависит; 2) обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь. |
Продолжение таблицы 4.7
Процедура системного изучения конкретной ситуации (СИКС) | «живое» явление, меняющее свои характеристики в различных условиях. | |
6. Изучение воздействия на ситуацию влияющих факторов. Рассматриваются внешние и внутренние, объективные и субъективные, прямые и опосредованные, «положительные» и «отрицательные» факторы. Учет различных факторов и условий позволяет изучать «динамическое состояние» изучаемой ситуации. | Ранее дано определение фактора: 1) причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты; 2) явление или процесс, «способные» изменить состояние изучаемого объекта. | |
7. Изучение существующих и предвидение возможных последствийвоздействия влияющих факторов с целью их минимизации, ликвидации и упреждения. | Способствует формированию прогностического мышления. | |
8. Научное, социологическое, и иное исследование конкретной ситуации. | Различные ситуации могут иметь системный характер. Изучение подобных ситуаций позволяет развивать опыт их эффективного решения и т.п. | |
9. Мониторинг ситуации способствует: реализации и освоению мониторинговой (аналитической) деятельности, | Мониторинг может быть определен как деятельность, связанная с |
Продолжение таблицы 4.7
Процедура системного изучения конкретной ситуации (СИКС) | усвоению соответствующих способов мышления; изучению динамики и результатов изменения ситуации, осуществлению обратной связи для своевременного принятия решений и т.д. | Мониторинг может быть определен как деятельность, связанная с наблюдением (слежением) за состоянием изучаемого объекта с целью оценки, контроля, прогноза. |
10. Выявление и поиск путей решения проблем, обусловливаемых конкретной ситуацией, их формулировка, анализ, систематизация и определение ключевой проблемы. Разработка соответствующих альтернатив. Принятие решения – выбор одного из вариантов решения проблемы и его реализация. | Критическая оценка выявленных проблем. Использование в проблемном обучении. Установление причинно-следственных связей (например, с использованием упомянутого выше метода «рыбий скелет»). Формирование навыков и опыта решения проблем. | |
11. Практическая деятельность по реализации системного подхода к изучению конкретной ситуации. Решение конкретных (в том числе проблемных) ситуаций. Развития «банка» ситуаций. Практика выбора | Практика [от гр. praktikos деятельный, активный] [4.4]: 1) структура практики включает потребность, цель, мотив, средства, результат; 2) материальная, |
Продолжение таблицы 4.7
Процедура системного изучения конкретной ситуации (СИКС) | альтернатив и принятия решений. | целеполагающая деятельность людей, в которой они, воздействуя на материальный мир в процессе производства, преобразуют его; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт; 3) приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы; 4) работа по специальности, как основа опыта, умения. |
12. Опыт других в решении подобных или аналогичных ситуаций. Свой опыт: реализации системного подхода к изучению и решению конкретных (в том числе проблемных) ситуаций; принятия самостоятельных решений; аналитической, исследовательской, практической, прогностической и иной деятельности. | Опыт определяется как: 1) отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания; 2) совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений; опыт исследовательской работы и т.п.; 3) воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего- |
Продолжение таблицы 4.7
Процедура системного изучения конкретной ситуации (СИКС) | нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания; 4) попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь [4.5]. | |
13. Прогноз развития ситуации, ее возможных последствий. | Прогнозирование [от гр. prognosis предвидение] – опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленной на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем [4.4]. Формирование навыков и опыта прогностической деятельности, прогностического мышления. | |
14.Совершенствование теории и методов изучения (анализа) конкретных ситуаций. Инновации в области изучения (анализа) конкретных ситуаций. | Как показали наши сравнительные исследования, метод системного изучения конкретной ситуации позволяет повысить эффективность кейс-метода. |
Продолжение таблицы 4.7
Процедура системного изучения конкретной ситуации (СИКС) | При этом предлагаются инновации в виде системных методов, способствующих целостному познанию ситуаций и эффективному поиску путей их решения. | |
15.Обобщениеинформации, выявленной в процессе системного изучения конкретной ситуации | Обобщение выявленной в процессе изучения конкретной ситуации информации позволяет сформировать более или менее целостный образ данной ситуации и сконструировать концептуальную модель ее системы для последующего исследования и реализации в деятельности человека. | |
16. Внешняя по отношению к рассматриваемой ситуации среда. Взаимодействие ситуации и внешней среды. | При реализации системного подхода к изучению ситуации, выявляется внешняя (по отношению к рассматриваемой ситуации) среда. Для ситуаций, выявленных в учебном тексте, внешней средой будет являться область знаний и деятельности, в контексте которой осуществляется |
Продолжение таблицы 4.7
Процедура системного изучения конкретной ситуации (СИКС) | изучение учебного материала. | |
17. Межпредметные связи, повышающие эффективность изучения конкретной ситуации. Межпредметные связи следует рассматривать как средство отражения в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности обучающихся продуктов межнаучной интеграции [4.6]. | Межпредметная связь в обучении обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Межпредметные связи являются актуальным средством комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Существуют различные виды межпредметных связей: 1) фактические связи – связь между учебными предметами на уровне фактов; 2) понятийные связи, направленные на формирование понятий, общих для родственных предметов; 3) теоретические связи – системы научных знаний в определенной предметной области; 4) философские связи, отражающие категории |
Продолжение таблицы 4.7
материалистической диалектики (общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление) [4.6]. | ||
18. Обратная связь, служащая необходимой корректировке (на основе полученных результатов) деятельностей и действий по изучению конкретной ситуации. | Обратная связь в обучении – связь, идущая от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому (внешняя обратная связь) или идущая от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь), по которой проходит информация о ходе процесса и результатах обучения [4.6]. Обратная связь характеризуется также как функция контроля деятельности обучающегося. |
С точки зрения авторов работы [4.3], «если у учащегося сформирован ориентировочный образ системных основ предмета, то ему легко ориентироваться в новых знаниях; он может каталогизировать их по предмету, по уровневым структурам данного предмета, определить появление новых характеристик элементов и связей в структурах, из всей совокупности знаний отобрать необходимые для построения предмета и решения соответствующих задач, выделить «стволовую» часть изучаемого предмета на разных уровнях обучения».