Авторитарный стиль:
Ø Важен только результат
Ø Мотивация основана на беспрекословном подчинении
Ø Подчиненные не привлекаются к управлению
Ø Жесткая требовательность
Демократический стиль:
Ø Важны и результаты и способы достижения
Ø Мотивация основана на удовлетворении как материальных, так и нематериальных потребностей
Ø Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению
Ø Требовательность в сочетании с доверием
Либеральный (клубный) стиль:
Ø Результаты не важны
Ø Мотивация практически отсутствует
Ø Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении
Ø Низкая требовательность
Все виды стилей руководства являются теоретическими моделями. На практике в конкретной ситуации один и тот же руководитель может использовать любой из перечисленных стилей руководства.
Ситуационное лидерство предполагает использование различных стилей управления в зависимости от уровня зрелости рабочей группы, степени квалификации сотрудников и стремлении к ее росту.
|
|
Тема 5.2. Коллегиальность в менеджменте
Источники коллегиальности
Основным источником коллегиальности в менеджменте является демократизация процесса управления. Демократический стильруководства означает использование коллегиальности, то есть различные формы участия работников в разработке и принятии решений.
Иногда такой менеджмент называют партисипативный менеджмент.
Виды и формы коллегиальности
Коллегиальность может быть горизонтальной и вертикальной.
Горизонтальная коллегиальность – групповое обсуждение проблем, непосредственно связанных с выполнением должностных обязанностей участников, находящихся в сфере их компетенции.
Вертикальная коллегиальность – участие работников нижестоящих уровней в постановке и обсуждении вопросов, входящих в компетенцию вышестоящих уровней, и участие в принятии решений по этим вопросам.
Формы обеспечения коллегиальности:
Ø Совет при руководителе – помогает в формировании стратегии, обсуждает общие вопросы; формируется по должностному принципу; собирается регулярно
Ø Совещание – обсуждает пути решения конкретной проблемы; формируется из числа наиболее компетентных работников, способных к групповому обсуждению вопросов; собирается по мере необходимости. Оптимальное количество участников заседания – 10 человек.
Тема 5.3. Лидерство