Подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям представляет собой внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студента к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания.
Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию заключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она читалась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников. Главными задачами этой подготовки обычно являются:
- повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы;
- расширение и углубление знаний по теме занятия.
Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия.
Содержание подготовки студентов к семинару может быть не только чтение литературы, но и подбор примеров, иллюстративного материала по определенным вопросам, проведение несложных психологических опытов, описание результатов наблюдения и самонаблюдения, решение психологических задач возникающих в следственной и судебной практике.
|
|
Подготовка студентов к зачетам и экзаменам представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знании и умения.
Приведем типичные советы, которые дают студентам при подготовке к экзаменам:
1) Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать сегодня.
2) Конечно лучше начать с самого трудного, т.е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего.
3) Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час.
4) Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочитайте учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
|
|
5) При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно при ответе на экзаменах.
6) В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были проработаны в этот день.
Подготовка рефератов по юридической психологии.
Реферат является формой самостоятельной учебной работы по предмету, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Как отмечалось выше, основная задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы изучаемого курса, получение более полной информации но какому-либо его разделу.
При подготовке реферата необходимо использовать достаточное для раскрытия темы и анализа литературы количество источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме. В качестве источников могут выступать публикации в виде книг и статей.
При написании реферата осваиваются умения трех основных типов:
1) поиска информации и оформления научной мысли реферативного типа;
2) планирования, проведения эмпирического исследования и оформления его результатов;
3) планирований, проведения инновационной работы в области практической психологии и оформления ее результатов.
При выполнении реферативной учебной и научно-исследовательской работы студент должен освоить следующие основные умения:
1) самостоятельный поиск информации по заданной теме;
2) отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы);
3) анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;
4) обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам;
5) логичное и последовательное раскрытие темы;
6) обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов
на основе обзора литературы;
7) стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа;
8) грамотное оформление научного реферативного текста;
9) правильное оформление научной работы.
При выполнении эмпирической научно-исследовательской работы студент должен освоить следующие умения:
1) обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования;
2) определение предмета и объекта эмпирического исследования;
3) формулировка цели и задач эмпирического исследования;
4) формулировка гипотезы эмпирического исследования;
5) планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов;
6) выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического исследования
7) практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи;
8) количественная обработка данных эмпирического исследования;
9) качественная обработка данных эмпирического исследования;
10) полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов эмпирического исследования, убедительность аргументации;
11) интерпретация результатов эмпирического исследования;
12) формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследования, рекомендаций по их использованию;
13) правильное оформление научной работы.
Примечание: При подготовке разделов методические рекомендации преподавателям (подготовка к лекциям, семинарским занятия, педагогический контроль, критерии оценки знаний), методические рекомендации студентам были использованы следующие работы:
Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций – М.2007.
Карандышев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.
Педагогика и психология высшей школы.: Учебное пособие – Ростов н/Д. Феникс. 2002.