1. Составьте конспект предложенного материала
Проблемы социальной адаптации инвалидов
Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.
Настал момент представить инвалидность не как проблему определённого круга “неполноценных людей”, а как проблему всего общества в целом. Её сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.
Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и – особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.
Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:
- в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
- в передвижении;
- в общении;
- в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
- в возможности получать знания;
- в трудоустройстве;
- в комфортных бытовых условиях;
- в социально-психологической адаптации;
- в материальной поддержке.
Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах.
Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало-со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от сигрегированных видов помощи инвалидам (в виде специальных медико-учебных и производственных учреждений) к более качественным методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни.
Собственные наблюдения и анализ социально-психологических особенностей молодых людей, больных ДЦП, позволили выделить четыре основных типа адаптации этих инвалидов к обществу:
Активно-позитивный тип характеризуется стремлением к поиску самостоятельного выхода из негативных жизненных ситуаций. У молодых инвалидов, относящихся к этому типу, благоприятный внутренний настрой, достаточно высокая самооценка, оптимизм, заражающий других, энергичность и самостоятельность суждений и поступков.
Пассивно-позитивный тип характеризуется наличием у молодых инвалидов низкой самооценки. При пассивно-позитивном типе адаптации существующее на данный момент положение, в котором находится инвалид (например, постоянная опёка близких), его устраивает, поэтому наблюдается отсутствие стремления к переменам.
Пассивно-негативный тип. У молодых людей присутствует неудовлетворённость своим положением и вместе с тем отсутствует желание самостоятельно улучшить его. Всё это сопровождается заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением к окружающим, ожиданием глобальных катастрофических последствий даже от незначительных бытовых неурядиц.
Активно-негативный тип. Присутствующие здесь психологический дискомфорт и неудовлетворённость собственной жизнью не отрицают желания изменить ситуацию к лучшему, но реальных практических последствий это не имеет в силу влияния различных объективных и субъективных факторов.
2. Обобщающий тест
1.Психология как самостоятельная наука оформилась:
а)в 40-х гг. 19 века;
б) в 80-х гг. 19 века;
в)в 90-х гг. 19 века;
г)в начале 20 века
2. Психология – это наука о функциях сознания согласно:
а) функционализму;
б)структурализму;
в)бихевиоризму;
г)психоанализу
3. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:
а)С.Л.Руби;нштейн;
б)А.Р. Лурия;
в) П.Я. Гальперин;
г)А.Н.Леонтьев
4. Психический процесс сознания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:
а)ощущением;
б)восприятием;
в)мышлением;
г) воображением
5. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
а)медицинская;
б)социальная;
в) возрастная;
г)общая
6. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:
а)дифференциальная;
б) социальная;
в)педагогическая;
г)общая
7. Внешними проявлениями психической деятельности человека являются:
а)поза, мимика, интонация;
б)установка;
в)ощущения;
г)ожидания
8. Основной характеристикой деятельности не является:
а)предметность;
б)субъектность;
в)социальность;
г) непрерывность
9.В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как:
а)объективные;
б)не направленные на цель;
в)волевые;
г) немотивированные
10. Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является:
а)операцией;
б)действием;
в) деятельностью;
г)умением
11. По А.Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:
а)поведение;
б)жест, мимика;
в) действие;
г)активность
12. Основной единицей анализа деятельности выступает:
а)операция;
б) действие;
в)мотив;
г)цель
13. Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение, называется:
а)потребностью;
б)мотивом;
в) целью;
- г)задачей
14. По Э. Эриксону, стадия средней взрослости охватывает возраст:
а)от 11 до 20 лет;
б)от 20 до 40-45 лет;
в) от 40-45 до 60 лет;
г)свыше 60 лет
15. По Э. Эриксону, стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям наиболее характерны для стадии:
а)половой зрелости;
б) ранней взрослости;
в)средней взрослости;
г)поздней взрослости
16. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, - это
а)мышление;
б) интеллект;
в)эвристика;
г)гипотеза
17. Сквозным психическим процессом считается:
а)восприятие;
б) внимание;
в)воображение;
г)мышление
18. Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:
а)память;
б) восприятие;
в)воображение;
г)представление
19. В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни:
а)биопсихической;
б)социальной;
в)психологической;
г)социально-психологической
20. Эмоции – это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как:
а)непосредственное;
б)опосредованное;
в)сознательное;
г)рациональное
21. переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется:
а)когницией;
б)э моцией;
в)акцией;
г)имажинацией
22. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой – это:
а)горе;
б) стыд;
в)гнев;
г)страх
23. Показателем аффекта является:
а)незначительное изменение сознания;
б)нарушение контроля воли за своими действиями;
в)сохранение самообладания;
г) сохранение контроля воли за своими действиями
24. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:
а)собственной эмоцией;
б)аффектом;
в) настроением;
г)чувством
25. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т.е. без решающего смыслового влияния, называется:
а)внушением;
б)идентификацией;
в)з аражением;
г)подражанием
26. Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности, называется:
а)мнительностью;
б)эмпатией;
в) сензитивностью;
г)тревожностью
27. Предрасположенность к повышенной эмоциональной возбудимости – это:
а)гипертония;
б)гипертомия;
в) гипомания;
г)гипермнезия
28. Сильной, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:
а)аффектом;
б) страстью;
в)настроением;
г)чувством
29. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются):
а)темперамент;
б)характер;
в)способности;
г)направленность
30. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, -это:
а)темперамент;
б)характер;
в)способности;
г) направленность
31. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
а)интропунитивный;
б) интровертированный;
в)экстравертированный;
г)экстрапунитивный
32. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
а)интровертированного;
б) экстравертированного;
в)интропунитивного;
г)шизоидного
33. Характеристика личность, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту, длительность и разнообразие выполненных действий, называется:
а)эмоциональностью;
б) активностью;
в)саморегуляцией;
г)самостоятельностью
34. Ответственность за возникновение фрустирующей ситуации приписывается другим людям при типе реагирования:
а)интропунитивном;
б) экстрапунитивном;
в)интровертированном;
г)экстравертированном
35. Важнейшее условие эффективности применения психотехнологий в практической социальной работе:
а)изучение медицинской карты;
б)изучение уровня интеллектуального развития;
в) глубокое понимание и учет социально-психологических и личностных особенностей;
г)учет некоторых черт характера
36. Суть психологической реабилитации детей-инвалидов состоит в:
а) снятии нервно-психического нарушения;
б)коррекции самооценки;
в) развитии психических функций;
г)формирование самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции, преодоление отчужденности;
+ преодоление пассивности.