Цапля и лиса

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под оси­ной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие ли­сята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охоти­лась за лягушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. Цапля успокоила своих птенцов.

Вопросы.

Кто жил на болоте?

Кто был у цапли?

Как устроилась лисица?

Что делала цапля?

Что делала в это время лисица?

Чем закончилась эта история?

Дифференциация ч — ш

Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первый звук в словах чайник, шапка. Охаракте­ризуйте звуки ч, т. Сравните их по артикуляции.

Задание 2. Скажите, какие из этих звуков схожи по артикуляции. ч, ц, ы, ш. п.

Задание 3. Прочитайте слоги и звуковые сочетания:

а а ч ш ч

УЛ. ___ ш

ш ю*

Дифференциацияч — шв слогах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары.

чаша шача ашаача ошеоче

чошо шочо ошоочо ушеуче

чушу шучу ушуучу ошиочи

чиши шичи ушиучи ешуечу.

Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

Ча, ша, чу, шу, ше, че, чо, шо, ши, чи; чта, шта, што, что, чле, шле, чка, шка, чре, шту, чту.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные.

Оша, оши, очи, ачу, ечу, ешу, еши, ашо, ачо, аче, оче.

Задание 4. Прослушайте, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

xfifxf iexeie xfifxfif

шачаша чушучу шочочошо чошочо шичиши чушушучу шочошо чишичи шичишичи.

Задание 5. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую —с буквой ш. (Используются слоги и звуковые сочетания из предыдущих заданий.)

Задание 6. Запишите под диктовку логопеда слоги и звуковые сочета­ния. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — щ в словах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, ш и запишите соот­ветствующие буквы:

а) из начала слова.

Червяк, шапка, чемодан, шкатулка, чай, шар, чайник, шко­ла, чулки, штаны, часы, шутка, чтение, шпилька, шпалы, чи­стота, чисто, штамп, чихать;

б) из середины слова.

Учет, решать, решето, почтение, мишень, кричать, ошиб­ка, получка, отлучка, мышонок, горошина, кулачок, младший, новичок, стручок, хороший, ребятишки, сучок.

а) в конце слова.

Врач, малыш, грач, галош, калач, наш, плач, ваш, обруч, душ, кирпич, шалаш, сыч.

Задание 2. Закончите слово, дописав слога:

а) ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча):

Ка..., ту..., Ма..., ку..., кры..., ветре..., Ми..., лап..., да..., на..., зада..., Па...,переда..., све..., поро..., отда..., еда..., уда...;

б) Чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши).

но..., на..., мы..., да..., у..., ту..., гало..., кала..., зада..., малы..., ветре..., ланды..., гра..., мол..., пи..., ды..., ни....

Задание 3. Сравните по звучанию и смыслу пары слов. С каждым словом устно придумайте предложение.

Даша — дача;. кошка — кочка; туча — туша; кручу — крушу.

Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите:

Образец: кошкакошечка.

лягушка —..., катушка —..., опушка —..., ракушка —..., кукушка —..., крошка —..., шапка —..., мошка —..., по­душка —....

Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ш, ч в словах. Составьте схемы слов. Надпишите буквы ш, ч над соответ­ствующим слогом. Под схемой напишите слово по слогам.

Крошечка, подушечка, строчка, чашка, чешуя, крошка, лягушечка, лягушачий, кошачий, паучки, мошки, игрушеч­ный, крошечный, пшеничный, гречневая, ночная.

Задание 6. Прослушайте и запишите ряды слов.

Лягушка — лягушечка — лягушонок — лягушачий; кош­ка — кошечка — кошачий; крошка — крошечка — крошечный.

Задание 7, Запишите слова в три строчки: в первую — с буквой ч, во вторую <—г с буквой — ш, в третью — с буквами ч, ш.

Чулок, шапка, чайник, чешуя, шуба, шина, чайка, маши­на, почк^а, печка, мошка, мачта, крошечный, почта, калач, ма­лыш, силач, чешется, плач, шоколад, кошечка, чашка, чемо-

дан- Ш§

Задание 8. Вставьте в слово пропущенные буквы ш или ч.

Лап...а, кру...а,...ахта, сту...ит,...ервяк,...топать,...угун,...иж, ко...ка, о...ки, клю..., поту...и, лу..., кирпи...,...ере-нок, пе...енье,...ту...ка,...а...ки, то...е...ка,...емодан...ик,...еп...ик,...а...е...ка, бука...е...ка,...айни...ек,...уло...ки, ба...ма...ки,...у...у,...е...уя.

Задание 9.

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы ш, ч;

б) с делением слов на слоги;

в) без опоры на схему и выделенные буквы. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч ш в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните буквы ш, ч разными карандашами.

а)сочная шоколад б)гречневая ручка

крошечная пятнышко чистые паштет

черное груша большая человек

сливочный мышка школьная ладошки

заточенный каша широкий каша

горячая ватрушка печеночный чашка

молочная карандаш чуткий ручей,

коричневая шляпа

Задание 2. Закончите предложения подходящими по смыслу словосо­четаниями. (Используются ранее отработанные словосочетания.)

Бабушка сварила... (к а к у ю? ч т о?). На грушевом дереве созрели... (к а к и е? ч т о?). У белой кошки было одно... (к а -к о е? ч т о?). У малышки всегда... (к а к и е? ч т о?). Наташа любит... (к а к о й? ч т о?). В углу шуршит... (к а к а я? к т о?). Со стола упала и разбилась... (к а к а я? ч т о?). Под горой течет... (к а к о й?ч т о?). Миша надел на голову...(к а к у ю?ч т о?).

Задание 3. Придумайте и запишите предложения со словосочета­ниями.

Молочная лапша, печеночный паштет, ночной шорох, кера­мический горшок, школьная ручка.

Задание 4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы ч, ш.

У Ма...и новая...а...ка. Папа пьет...ай из боль...ой кори...-невой...а...ки. Бабу...ка пе...ет ватру...ки. Ми...а любит го­ря...ие ватру...ки. Вну...ка вы...ивала деду...ке поду...е...ку.

Кошка.

Этоко...каМа...ка. Она в...улане поймала мы...ку. Хозяин ее моло...ком напоил. Сидит Ма...ка на поду...е...ке и песенки мурлы...ет. А ее котенс.ек сам с собой играет.

Дифференциация ч — шв связных текстах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: