«Безопасность жизнедеятельности»
Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ в области безопасности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, которые угрожают человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий.
Цель БЖД: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мышления и поведения.
Для достижения этой цели и была предложена новая учебная дисциплина — безопасность жизнедеятельности (БЖД).
БЖД не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная, пожарная, космическая безопасность и т.д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.
|
|
БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности. Это не средство личной защиты, а основа для защиты личности, общества и государства. Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных.
Предмет БЖД: обусловленная законодательными и практическими мерами защита жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый ущерб для выживания и развития.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Безопасность как научная категория очень многогранна:
- это наука, которую надо изучать и развивать;
- это искусство, которое надо постигать;
- это культура, которую надо воспитывать;
- это повседневная тяжелая крайне важная работа.
Современные проблемы безопасности имеют много составляющих:
- сохранение планеты Земля и мира на Земле;
- экологическая;
|
|
- техническая;
- социальная;
- демографическая;
- продовольственная;
- экономическая;
- криминальная;
- энергетическая и сырьевая;
- информационная;
- психологическая;
- сохранения здоровья и жизни человека; и т.д.
Задачи БЖД: безопасность жизнедеятельности как наука исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них.
Реализация поставленных целей предполагает:
- анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценку их воздействия в пространстве и во времени, определение и описание опасностей, т.е. идентификацию опасностей;
- разработку эффективных систем и методов выявления и защиты от опаснос тей — профилактику опасностей;
- организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоя- нием безопасности техносферы;
- разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опас- ностей;
- организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1)БЖД — это неотъемлемая составная часть и общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности;
2)этот предмет в интересах личности, общества, государства должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения.