Цель, предмет и задачи дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на осно­ве накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных и чрезвычайных ситуаци­ях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ в области безопасности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, которые угрожают человеку и окружающе­му миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий.

Цель БЖД: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мышления и поведения.

Для достижения этой цели и была предложена новая учебная дисциплина — без­опасность жизнедеятельности (БЖД).

БЖД не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная, пожарная, космическая безопасность и т.д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопас­ности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в про­цессе своей жизни и деятельности. Это не средство личной защиты, а основа для защиты личности, общества и государства. Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных.

Предмет БЖД: обусловленная законодательными и практическими мерами защита жизненно важных интересов личности, общества и государства, иму­щества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, спо­собных погубить их, нанести неприемлемый ущерб для выживания и развития.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного раз­вития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свобо­ды; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его консти­туционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Безопасность как научная категория очень многогранна:

- это наука, которую надо изучать и развивать;

- это искусство, которое надо постигать;

- это культура, которую надо воспитывать;

- это повседневная тяжелая крайне важная работа.

Современные проблемы безопасности имеют много составляющих:

- сохранение планеты Земля и мира на Земле;

- экологическая;

- техническая;

- социальная;

- демографическая;

- продовольственная;

- экономическая;

- криминальная;

- энергетическая и сырьевая;

- информационная;

- психологическая;

- сохранения здоровья и жизни человека; и т.д.

Задачи БЖД: безопасность жизнедеятельности как наука исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них.

Реализация поставленных целей предполагает:

- анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценку их воздействия в пространстве и во времени, определение и описание опасностей, т.е. идентификацию опасностей;

- разработку эффективных систем и методов выявления и защиты от опаснос тей — профилактику опасностей;

- организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоя- нием безопасности техносферы;

- разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опас- ностей;

- организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специа­листов по безопасности жизнедеятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1)БЖД — это неотъемлемая составная часть и общая образовательная компо­нента подготовки всесторонне развитой личности;

2)этот предмет в интересах личности, общества, государства должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: