Практическое занятие 1. Теоретические основы анализа и интерпретации произведений искусства
Раскрыть этимологию слов «искусство», «поэзия», «музыка».
Дать характеристику современной системы представлений о сфере художественного творчества как эстетической деятельности.
Раскрыть направленность эстетической деятельности (материал искусства и эстетическая функция). Дать характеристику следующим понятиям «эстетический объект», «форма и содержание в искусстве», «эстетическое чувство», «восприятие и понимание произведения искусства».
Практическое занятие 2. Художественная модель мира как реализация творческого замысла (идеи) художника.
Осветить моделирующую функцию языка искусства.
Раскрыть специфику языка различных видов искусства: живописи, архитектуры, кино, театра, музыки, литературы.
Раскрыть возможные пути взаимодействия искусств.
Практическое занятие 3. Эстетика текста в словесном художественном творчестве
Показать историческое движение и развитие литературы (литературный процесс). Словесный художественный текст в историческом движении культуры: характер эстетической деятельности и тип культуры (понятия «период», «эпоха», «литературное направление», «течение», «школа»). Проблема литературной эволюции.
|
|
Раскрыть значение словесного художественного текста в системе искусства, в отношениях и взаимодействии с другими видами искусств (понятие «художественный стиль»). Проблемы эстетической нормы и оценки.
Показать особенности определения художественной специфики текста в культурно-историческом и литературном процессе: отграничение и упорядочение структуры текста, проблема творческой истории, творческая биография писателя.
Практическое занятие 4. Анализ и интерпретация литературного произведения
На конкретных примерах показать основные подходы к анализу литературных произведений и явлений; принципы и методы анализа («целостный» анализ, «имманентный» анализ, анализ поэтики и т. д.). Литературная герменевтика.
Раскрыть основные принципы культурологии и семиотики в анализе литературного произведения. Принцип историзма. Значение историко-литературных и общекультурных знаний при анализе текста. Современные интерпретационные стратегии.
Практическое занятие 5. Особенности художественного языка музыкального искусства
На конкретных примерах показать связь звукового текста с культурным содержанием эпохи.
Понятия «стиль» и «жанр» в музыке. Музыкальные жанры и их семантические возможности. Музыкальный стиль как семантический комплекс. Национальные и исторические стили в музыкальном искусстве. Индивидуальный композиторский или исполнительский стиль. «Чистый» стиль и полистилистичность – показать на конкретных примерах.
|
|
Практическое занятие 6. Слушательская интерпретация.
Восприятие музыкального произведения как художественное сотворчество. Многообразие методов интерпретации музыкального произведения. Музыкальная герменевтика. Музыкальная семиотика. Культурологическая интерпретация музыкального произведения.
Показать на конкретных примерах специфику и задачи эстетической, искусствоведческой, критической интерпретации музыкальных произведений.
Практическое занятие 7. Форма в архитектуре
Обосновать выбор архитектором той или иной формы архитектурного сооружения.
Сделать анализ конкретного архитектурного ансамбля с позиций художественного стиля и утилитарного назначения.
Практическое занятие 8. Художественные стилив архитектуре
Жанровые системы в архитектонических искусствах.
Историческая, национальная и индивидуальная стилистика – привести конкретные примеры.
Практическое занятие 9. Основные жанры изобразительного искусства
На конкретных примерах раскрыть следующие положения:
Тема, мотив и идея произведения изобразительного искусства.
Содержательные аспекты материала и формы. Эмоционально-семантическое восприятие свойств материалов изобразительного искусства. Произведение как значимая форма, имеющая определенную духовно-ценностную организацию. Привести примеры воплощения одной темы (идеи) в разных жанрах и видах изобразительного искусства.
Практическое занятие 10. Принципы анализа и интерпретации произведения изобразительного искусства
Различные уровни постижения изобразительного произведения.
«Анатомирование» художественного произведения. Рассмотрение отдельных элементов художественной структуры, выявление их особенностей и семантики. Познание «физиологии» художественного организма. Освоение его функциональной целостности, осознание закономерностей сопряжения композиционно-смысловых элементов.
Выявление «психологии» и «идеологии» произведения искусства. Диалог с личностью художника, воплощающей в произведении определенное социально-историческое мировоззрение. Выявление в зримых образах выражения духовной сути культур.
Различие исходных позиций для интерпретации произведения. Интерпретация произведения с позиций современной культуры. Проникновение в замысел художника и культуру эпохи и страны, породившей данное произведение искусства. Критическая оценка и культурологическое исследование.