План занятия:
1) Работа в микро-группах
2) Обсуждение проблемных вопросов
Рейтинговая оценка:
ü до 6 баллов за участие в обсуждении (баллы текущего контроля)
1. Работа в микрогруппах – анализ статей:
1) Тегмарк М. Научное понятие
2) Докинз Р. Двойной слепой метод
3) Гершенфелд Н. Истина — это модель
4) Келли К. Отрицательный результат
5) Хархордин О. Познание через провокацию
6) Хайтун С. Науки без ошибок не бывает
2. Представление группами статей и обсуждение проблемных вопросов (групповая дискуссия в «проблемной зоне»):
1) Почему стоит менять свои взгляды, нужны ли ученым лоббисты и что такое научный образ жизни?
2) Что полезного можно узнать о жизни, если воспользоваться самой заурядной научной процедурой?
3) Почему не стоит увлекаться правдоискательством в науке?
4) Почему нужно стремиться к неудачам и что в них есть полезного?
5) Почему привычный для нас мир, представление о котором породила научная революция Нового времени, разрушается прямо на глазах?
6) Как связаны наука, социальные и политические факторы? Что представляют собой естественно-гуманитарные науки? В чем проявляются социальные функции естествознания?
|
|
7) Насколько важна способность находить слабые места в проверенных временем старых идеях?
3. Вопросы для самостоятельной подготовки (аудиторный и электронный курс лекций, учебная литература):
1) Научное познание:
Научное познание. Триадность научной картины мира. Наука, ее специфические черты и отличия от других сфер человеческой деятельности. Свойства научного знания. Основные функции науки. Научная истина. Принципы верификации и фальсификации. Псевдонаука как имитация научной деятельности, ее отличительные признаки. Фундаментальная и прикладная наука.
2) Научный метод:
Научный метод. Методы научного познания: наблюдение; эксперимент; измерение; моделирование; индукция; дедукция; анализ; синтез; абстрагирование.
3) Структурные элементы научного знания:
Научный факт, понятие, постулат, закон, гипотеза, теория, концепция, парадигма, научная картина мира. Требования к научным гипотезам. Научная теория. Область применимости теории. Принцип соответствия.
4) Уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое познание.
5) Естествознание в системе науки и культуры:
Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук). Фундаментальные естественные науки. Критерий естественнонаучной истины. Дифференциация и интеграция наук. Математика как язык естествознания. Социальные функции естествознания. Научная культура. Гуманитарные науки и гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической. Путь к единой культуре.