Климат социально-психологический — совокупность социально-психологических условий, способствующих или препятствующих эффективной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Является важнейшей стороной межличностных отношений в различных социальных группах и сферах деятельности, в том числе в сфере трудовых и семейно-бытовых отношений.
Клиническая социология - совокупность качественного анализа изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора и обобщения всех — прямых и косвенных — данных об изучаемом объекте, социологического диагноза, прогноза и развития данного объекта и терапевтических мер его совершенствования.
Коммуникатор — индивид и/или группа, являющиеся источником и носителем коммуникации; тот, кто передает сообщение в процессе коммуникации.
Коммуникация социальная — передача информации от одной социальной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов.
|
|
Конвергенция — приобретение в процессе эволюции относительно далекими по происхождению организмами сходных форм благодаря обитанию в одинаковой среде. Теория конвергенции — одна из концепций социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем — капитализма и социализма с их последующим синтезом в некотором "смешанном обществе", сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них.
Конкуренция — стремление к достижению успеха, вознаграждения, власти и т.п. путем опережения, отстранения или устранения соперников, стремящихся к идентичным целям.
Консенсус социальный — социальное согласие и определенная степень согласованности в действиях, благодаря чему обеспечивается социальная интеграция и совместные коллективные действия, в том числе и групп, находившихся до этого в конфликтных противостояниях.
Консолидация — сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, новый, более крупный этнос.
Контакт социальный — специфический тип кратковременных социальных связей, вызываемый соприкосновением индивидов и групп в социальном пространстве. Возможен конфликтный вариант социального контакта, когда вступающие в него индивиды и группы начинают соперничать за какое-либо благо.
Контент-анализ — исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной деятельности.
Контркультура — система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.
|
|
Контроль социальный — способ саморегуляции социальной систе- i мы, обеспечивающий упорядочивающее воздействие ее компо- \ нентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей.
Конфликт деструктивный — разновидность конфликтного противоборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к ее разрушению; возникает, как правило, вследствие неквалифицированных, непрофессиональных действий руководителей или их подчиненных, а также ошибочных, не учитывающих изменившуюся ситуацию, поступков и тех, и других
Конфликт институциональный — институционализированное, т.е. введенное в рамки действующих в данном обществе социальных институтов (право, государство и т.п.), конфликтное противоборство, цель которого состоит не в разрушительной, изнурительной и дорогостоящей борьбе с соперником, а в поисках возможностей для согласия сторон, для взаимного урегулирования возникших разногласий.
Конфликт конструктивный — тип конфликтного взаимодействия, в процессе и результате которого происходит устранение недостатков в функционировании социальной системы, группы или организации, повышается эффективность выполняемых ею функций, ее адаптация к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, усиливается сплоченность ее членов и их единство.
Конфликт международный — крупный по своим масштабам и размеру деструктивности конфликтный процесс, в орбиту которого оказываются втянутыми народы двух или большего количества стран и которые обычно являются не монокаузальными, а поликаузальными, обусловленными несколькими или многими причинами. Способы развертывания таких конфликтов — экономическое давление, торговая блокада, дезинформация, про-
вокации, запугивание, саботаж, террор и, наконец, наиболее жестокий и деструктивный из них — вооруженное насилие и ведение военных действий, т.е. война. Наиболее эффективные способы разрешения и урегулирования международных конфликтов — переговоры, посредничество, достижение компромисса, арбитраж, использование авторитета, средств и санкций международных организаций (ООН и др.).
Конфликт межличностный — наиболее распространенный тип конфликтных взаимодействий, субъектами которого (конфлик-терами) выступают две или более личности, враждующие между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами (собственность, власть, должность, престиж и т.п.), а также вследствие психологических особенностей участников конфликта и социально-психологической специфики их социального окружения — семьи, трудового коллектива, субкультурной группы и т.д.
Конфликт социальный — тип социальных взаимодействий, характеризующийся противоборством социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, движений, стран), которое обусловлено противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций и ориентировано на достижение вознаграждения путем навязывания своей воли,,. подчинения, ослабления, устранения и даже уничтожения со-^ перника, стремящегося добиться того же вознаграждения.
Конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.
|
|
Конформизм социальный — некритическое принятие индивидом или группой и безоговорочное следование господствующим мнениям, оценкам, стандартам поведения. В его формировании существенную роль играет пропаганда, фанатичная преданность какой-либо идее, страх, внутригрупповое давление и другие факторы, заставляющие индивида (группу) следовать определенным нормам поведения. Разновидностью конформизма является нонконформизм — стремление поступать про-
тив мнения большинства, не считаясь с другими мнениями.
Кооперация — сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые длительное время сосуществуют друг с другом, активно взаимодействуют во всех сферах жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом.
Корреляция — понятие, которое указывает на статистическую связь, существующую между различными явлениями или процессами. Корреляционная зависимость в социологии отражает связь между различными социальными параметрами, исследование совокупности которых позволяет установить или выявить характерные особенности происходящих явлений или процессов.
Коэффициент вариации — мера разброса данных, вычисляется по
= —•100%, измеряет среднее квадратическое от-
формуле
клонение в процентах от среднего арифметического.
Коэффициент детерминации — квадрат коэффициента линейной корреляции Пирсона, интерпретируется как доля дисперсии зависимой переменной, объясненной посредством независимой переменной.
Кризис социальный — резкий, крутой, чаще всего разрушительный перелом в развитии общества, тяжелое переходное состояние его движения от одного этапа к другому, качественно отличному от предыдущего.
|
|
Кросскультурный анализ — вид сравнительного исследования, объектом и предметом которого выступает культура.
Культура — система специфически человеческих видов деятельности, создающих духовные и материальные ценности, и возникающая в результате этого совокупность социально значимых идей, символов, ценностей, идеалов, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Культура доминирующая — совокупность идеалов, ценностей, норм, стандартов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества или их большинством.
Культура нормативная — совокупность идеалов, норм, ценностей, определяющих стандарты поведения, которые предписывают,
разрешают, одобряют или осуждают, запрещают определенные социальные действия.
Культура массовая — тип культуры, который ориентирован своими произведениями на усредненный уровень массовых потребителей материальных и культурных ценностей и выдвигает на передний план развлекательную функцию, делая акцент на чувствительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Главным каналом ее распространения служат средства многотиражной коммуникационной техники - кино, телевидение, видео- и звукозаписи, а также разнообразные шоу.
Культура народная — собирательное понятие, не имеющее четких границ и отражающее культурные пласты разных эпох от древности до настоящего времени. Характеризуется непрофессиональным статусом в сфере современной многослойной культуры, неспециализированной культурной деятельностью, самоидентификацией с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и ценностях, ориентациях на определенные формы досуга и художественной практики.
Культура национальная — синтетическая по своей сущности совокупность своеобразных форм жизнедеятельности, социально значимых идей, ценностей, символов, идеалов, норм и правил поведения, стереотипов национальной идентичности; возникающая и развивающаяся в процессе складывания и развития наций на базе единого национального языка, народных традиций, единства экономической, духовной, социальной и политической жизни данной нации.
Культура элитарная — культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотели бы оцениваться как лучшая часть общества, его элита.
Легитимность — характеристика отношений и деятельности, которые согласуются с требованиями законов, а потому рассматриваются и оцениваются обществом как законные, надлежащие, согласующиеся с социальным порядком.
Лидер — член социальной группы или иной общности, чей авторитет (имидж) является высоким, и поэтому в решении различных проблем ему отводится главная роль. Лидерство подразумевает формирование отношений доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. В со-
циологии рассматривается формальное (легализированное, нормативное) и неформальное (неофициальное) лидерство. Оптимальный вариант развития лидерства — совпадение этих двух форм, характерен для демократических обществ и институтов.
Лидера типы — интегральные социальные характеристики лидеров, воплощающие их тактические особенности: вдохновитель, генератор идей, инициатор, организатор, умелец, возбудитель Э1-нонационального настроя, эмоционального состояния людей.
Лидерство — соотносительное положение (статус) определенной личности в социальной группе, союзе, движении, партии и т.д.; в стране, обществе в целом. Характеризуется способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия. Л. выступает как разновидность власти, своеобразный управленческий статус личности, подчиняющей своему влиянию других людей.
Лидерства стиль — привычная манера поведения лидера по отношению к подчиненным, ориентированная на то, чтобы оказывать на них влияние и побуждать к выполнению поставленных перед группой задач и достижению стоящей перед ней цели.
Лидерство адаптивное — тип лидерства, характеризующийся гибкостью в действиях лидера, способного вовремя изменить суждения, оценки, а если потребуется, то и стиль своей деятельности в соответствии с изменяющимися условиями и обстоятельствами, в которых функционирует возглавляемая им социальная группа, общность.
Линейная корреляция — связь между двумя переменными, которая может быть описана посредством прямой линии.
Личность — относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенная и развиваемая им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющаяся продуктом общественного развития.
Личность базисная — такой тип личности, которая является нормативной для данного типа культуры или социального слоя.
Личность криминальная — широко распространенный в кризисных и переходных состояниях общества тип человека, знающего основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду корыстным устремлениям, готового пойти на преступ-
ление ради достижения целей, как правило, аморальных, антиобщественных.
Ничность маргинальная — индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью — ни в одну, занимающий в силу этого неустойчивый социальный статус, вследствие чего чаще других вовлекается в социальные конфликты.
Личность модальная — наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе или определенному социальному слою, этносу, общности.
Личность проактивная — тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную линию поведения, меньше испытывать влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и внешние обстоятельства, добиваясь собственных целей в жизни.
Личность реактивная — тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от внешних влияний, чаще всего "плывет по течению", в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.
Лонгитюдное социологическое исследование - длительное, поэтапное научное исследование формирования и развития социальных процессов, явлений и отношений.
Макросоциология — область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (социальных классов, слоев, наций, государств, социальных институтов и организаций и т.п.), протекающих в них процессов, изменений и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры — группы и общности.
Манипулирование — совершение каких-либо действий, поступков с целью достижения личных интересов и потребностей за счет (в ущерб) другого человека в скрытой, завуалированной форме. Наиболее распространена форма манипулирования общественным сознанием с помощью средств массовой информации. В первичных группах и организациях, как правило, эти действия связаны с борьбой за лидерство и с материальными интересами.
Маргинальность — состояние групп людей или личностей, поставИ
ленных общественным развитием на грань двух культур, участв
вующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающими
полностью ни к одной из них. 1
Масса социальная — совокупность людей, которых, как правилоД
интересует и волнует одно и то же, но они не связаны опредев
ленными социальными взаимозависимостями, т.е. не структу-Я
рированы в социальном отношении. щ
Матрица данных — средство представления данных исследования:»
квадратная таблица, строки которой предназначены для ин-1
формации об обследованных обьектах, столбцы - для измеряе-1
мых переменных На пересечении строки и столбца указывает-!
ся значение переменной для конкретного объекта. I
Матрица корреляционная — средство представления структуры! связей между переменными; квадратная таблица, в которой! указываются коэффициенты между каждой парой переменных. 1
Медиана — мера центральной тенденции; представляет собой значе-| ние признака, соответствующее 50 %-ной накопленной частоте. 1
Менталитет — общая духовная направленность, относительно цело- * стная совокупность мыслей, верований, духовных ценностных ориентации, создающая картину мира и скрепляющая единство j культурной традиции нации или сообщества.
Меры разброса данных — характеристики выборки или генеральной совокупности, предназначенные для описания степени разброса, данных (дисперсия, среднее квадратическое отклонение).
Меры связи — коэффициенты, предназначенные для измерения тесноты связи изучаемых объектов или их признаков.
Меры центральной тенденции — характеристики выборки или генеральной совокупности, предназначенные для описания центра распределения (медиана, среднее арифметическое).
Метод — в прикладной социологии — совокупность приемов и способов сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации.
Метод социологического исследования — система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик исследуемого социального объекта.
Методика — система предписаний, операций и процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной и репрезентативной социологической информации.
Методика социологического исследования — система предписаний и операций с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого социального объекта) информации.
Методы социального прогнозирования — основаны на трех взаимосвязанных способах получения информации о будущем: 1) экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны; 2) оценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления; 3) моделирование прогнозируемых явлений.
Миграция — процесс изменения места жительства индивидов или социальных групп, выражающийся в их перемещении в другой регион (скажем, из села в город) или в другую страну.
Микросоциология — область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействия с ближайшим социальным окружением - семьей, малой группой и др.
Мнение общественное — такое проявление общественного сознания, в котором выражаются отношения больших социальных групп (профессиональных, демографических, территориальных и др.) к актуальным проблемам, процессам и явлениям, представляющим общественный интерес.
Мобильность вертикальная — социальное перемещение индивида (социальной группы) из одного слоя в другой или каких-либо ценностей (идеологии, моды, танца и др.) за пределы данного класса и распространение их среди других социальных страт (слоев). Воплощается в двух основных типах: восходящей и нисходящей циркуляции, т.е. в социальном подъеме и социальном спуске, связанном с повышением или понижением социального статуса.
Мобильность горизонтальная — перемещение индивида (общности) из одной социальной группы в другую, расположенную на \'\ одном и том же уровне общественной стратификации, без из- '**■ менения социального статуса.
-I |
Мобильность социальная — изменение индивидом и/или социальной группой своего места и положения в социальной структуре общества.
Мода — мера центральной тенденции; значение, обладающее макси мальной частотой, периодическая смена образцов культуры и массового поведения.
Моделирование в социологии — метод исследования социальных явлений и процессов на их моделях, то есть опосредованное изучение социальных объектов, в процессе которого они воспроизводятся во вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новые знания о предмете исследования.
Молодежь — большая социальная группа, обладающая специфиче-) скими социально-демографическими характеристиками, ценно- j стными ориентациями, мотивацией деятельности, направленностью социальной мобильности, особенностями включения в различные социально-стратификационные слои, конструированием жизненных планов, что определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое положение и духовный мир находятся в состоянии становления.
Мониторинг — один из наиболее эффективных способов повторного социологического исследования, представляющего собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах и общностях (группах) изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них, осуществляемые через небольшие (квартал, год) промежутки времени.
Мотивация — функция социальной системы (личности, группы, общества), выступающая в качестве источника, накопителя и преобразователя необходимой для действия системы энергии и определителя направленности ее использования.
Наблюдение — способ познания мира. Наблюдение научное характеризуется в первую очередь тем, что оно направлено на достижение определенной научной цели — преднамеренное получение специфической информации, необходимой для решения задач научного исследования, а также систематичностью, планомерностью и наличием контроля. В некоторых социальных науках (экономическая статистика, демография) под наблюдением часто подразумевают любую полевую процедуру (опрос,
сбор документальных данных, визуальное наблюдение), противопоставляя ее косвенному получению данных из литературных источников.
Наблюдение включенное — метод прикладного социологического исследования, основанный на направленном визуальном и/ или слуховом восприятии (отслеживании) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений,ситуаций.
Направленность личности — социальное качество, представляющее собой совокупность устойчивых мотивов и потребностей личности, которыми она руководствуется в достижении жизненных целей. Цели могут быть как социально значимыми, так и антисоциальными в зависимости от способов, методов и средств их достижения.
Народность — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации.
Насилие — применение индивидом или социальной группой различ
ных форм принуждения (физического, психологического, поли
тического, экономического, вооруженного и т.п.) в отношении
других индивидов, социальных групп и слоев с целью завоева
ния или сохранения и укрепления экономического, политиче-
•i ского, идеологического господства, приобретения тех или иных
прав или привилегий. Часто применяется в социальных конфликтах, носящих острый, интенсивный характер, с целью подавления или уничтожения соперника.
Наука — специфическая сфера человеческой творческой деятельности, назначение которой — выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.
Национализм — система взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этно-национальной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.
Нация — исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей на-
ционального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.
Норма социальная — совокупность стандартов и правил поведения, разделяемых членами социальной общности или общества в целом и необходимых для совершения совместных согласованных действий, их оценки и регулирования.
Образ — явление, возникающее как результат художественного запе-чатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимаемого феномена —духовного или физического.
Образец культурный — устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с социальной и природной средой, обусловленная культурными нормами, определенными типами ситуаций, предписанных поведением в них человека, а также критериями, по которым оцениваются действия индивида или группы или их связи с окружающим миром.
Образование — одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства общества и человека, одновременно процесс и результат усвоения людьми, в первую очередь детьми, подростками и юношеством, систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности, функционирующее в качестве специфического социального института, взаимодействующего с основными подсистемами общества - экономической, социальной, политической, духовной.
Обратная связь — реакция на сообщение, которая помогает коммуникатору, источнику информации определить, воспринята и понята ли отправленное им сообщение.
Общение — сложный информационный механизм взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп, социальных слоев и т.п.), возникающий из потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, разработку принципов и стратегии взаимодействия.
Общественное мнение — важнейший компонент общественной жизни, выражающий взгляды, оценки, ценностные ориентации определенных групп людей или обществ в целом, воплощающий в себе коллективную совесть и имеющий силу неписаного закона.
Общесоциологическая теория — теоретическое описание и объяснение общества в целом в его основных качественных характеристиках, структурных компонентах, в тенденциях и закономерностях его развития
Общество — исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.
Объект социологии — люди, объединенные в социальные группы, общности, общества, и протекающие в обществе процессы взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, разнообразные отношения между ними социального равенства, неравенства, господства, подчинения и др
Опрос анкетный — разновидность опроса, в процессе которого респонденты отвечают на сформулированные исследователем вопросы в письменной форме.
Опрос массовый — способ изучения мнений, позиций, ожиданий различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о разных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.