Теоретическое социологическое знание — знание об объектах, процессах и явлениях социальной реальности, их целостных, системных характеристиках, их ценностных качествах, полученное путем применения рационализированных теоретических средств — понятий, логических конструкций, анализа, синтеза, классификации, типологизации и т.п.
Теория модернизации — совокупность концепций развития общества, рассматривающих его как сложный, целостный процесс, протекающий во всех сферах жизнедеятельности общества на базе индустриализации, который характеризуется структурно-функциональной дифференциацией, образованием новых форм интеграции.
Теории социального обмена — социологические концепции, основанные на методологическом принципе гедонизма. Определяющей моделью этих теорий является представление о человеке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами. Поведение человека рассматривается как функция его платежа.
Теории элиты — основаны на выделении в социальной структуре общества привилегированных слоев, осуществляющих функцию управления, развития науки, образования и культуры. Различные определения элиты трактуют ее как получившую наивысший индекс в своей области деятельности, проявившую наибольшую активность в различных сферах, обладающую наибольшим престижем, статусом, богатством, интеллектуальным и моральным превосходством над массой, занимающую ведущее положение в различных сферах общества.
Террор — острая и организационная форма межгруппового конфликта, воплощаемая в проводимой властными структурами или вступившими в борьбу с ними конфликтными группами политике устрашения и подавления идеологических и политических противников насильственными методами — преследованиями, ссылками, в том числе и в концентрационные лагеря, убийствами и т.п.
Терроризм — система организованных и целенаправленных террористических актов, используемых для устранения политических, экономических, идеологических противников, а в последнее
время - и для уничтожения и запугивания больших масс населения.
Техника прикладного социологического исследования — совокупность организованных приемов для эффективного использования определенного метода в данном исследовании.
Техника социологического исследования — сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа (посредством использования компьютеров) эмпирической социологической информации.
Технология социальная — специфическое и стандартное оперативное средство деятельности социолога-практика в сфере управления. Социальные технологии используются в социально-инженерной деятельности и социологической ветви управленческого консультирования.
Трансформация социальная — специфический класс социальных изменений, происходящих, как правило, в кризисные эпохи и охватывающих все сферы общества, все его социальные структуры, институты, организации, сопровождаемых возникновением новых социальных слоев, новых правовых механизмов социального и государственного регулирования, заменой старой иерархии ценностей и смысложизненных ориентации индивидов и групп новыми ценностями и стандартами поведения.
Труд — целесообразная деятельность человека, в процессах которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей и интересов. В Т. воплощено единство трех основных компонентов: ^целенаправленной, целесообразной деятельности человека, или, соответственно, труда; 2) предметов труда; 3) средств труда.
Труд общественный — деятельность людей, направленная на удовлетворение экономических, социальных и духовных потребностей общества. В нем выделяются две взаимосвязанные стороны: 1) общественноорганизованный труд, т.е. деятельность, включенная в систему общественного разделения труда; 2) труд, направленный на самообслуживание человека, представляющий собой резерв общественного разделения труда.
Труда общественное разделение — процесс обособления различных видов трудовой деятельности между различными членами об-
щества и социальными группами (слоями), одновременное сосуществование и взаимодействие различных видов труда.
Труда содержание — совокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом и средствами труда, технологией производства, его организацией и мастерством работника. Оно отражает особенности соединения работника со средствами производства, определенные уровнем развития производственных сил, главным звеном которых является человек, совершающий трудовую деятельность.
Труда структура — внутреннее строение, расположение и взаимозависимость основных компонентов трудового процесса, к каковым относятся: 1) предметы труда; 2) средства труда; 3) продукт труда.
Труда условия — совокупность взаимодействующих социально-экономических, технико-организационных, социально-психологических, естественно-природных факторов, влияющих на здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им, на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности работника.
Труда характер — социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, обусловленный целями общественного производства, господствующими в обществе отношениями собственности, свойственной ему социально-экономической системой. К показателям Т. х. относятся: форма собственности, отношение работника к средствам производства и к своему труду, степень социальных различий в трудовой деятельности, способ распределения продуктов труда. Различают Т. х. принудительный, наемный, свободный и т.п.
Убеждение — социальное качество личности, в основе которого лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, взглядами, мировоззрением, принципами.
Урегулирование конфликта — выбор такой альтернативы в конфликтном процессе, при которой основные усилия конфликтеров сосредоточены на снижении интенсивности противоборства, на последовательном переводе прямой конфронтации в плоскость смягчения противостояния и замены его бесконфликтными отношениями, на взаимоприемлемом для соперников решении самой проблемы, породившей конфликтную ситуацию.
Установка социальная (аттитюд) — такое социальное качество личности, которое выражает ее готовность к социальной активности и действиям в определенной сфере действительности в соответствии со своими ценностными ориентациями, а также с социально принятыми способами поведения, предписываемыми ей как члену определенной группы или общества.
Факты социальные — термин, введенный в социологию Э. Дюркгеймом и включающий в себя способы мышления, чувствования и деятельности, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой по отношению к нему.
Формализация социальная — целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых организационных и социокультурных взаимодействиях и отношениях.
Фрейдизм — направление в исследовании социально-психологического состояния человека, возникшее на основе учения 3. Фрейда.
Фрустрация — подавленное психическое состояние человека, выражающееся в характерных переживаниях и поведении и вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми в качестве таковых трудностями и препятствиями на пути к достижению цели.
Целедостижение — определение социальной системой (личностью, группой, обществом) своих целей и мобилизация имеющихся энергии, ресурсов и средств на их достижение.
Цели социальные — социальные ориентиры — ценности индивида, группы индивидов, классов, общества, на достижение которых направлена их деятельность. Цели социальные представляют собой способ организации социальных действий в некоторую последовательность или систему, выступают как стимул к определению перспектив, построению тех или иных проектов деятельности.
Ценностные ориентации — социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, ее смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и интересами индивида или социальной общности.
Ценность социальная — компонент социальной системы, наделяемый высоким значением в индивидуальном или общественном сознании.
Цикл социальный — совокупность социальных процессов и изменений, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени.
Частота абсолютная — количество объектов, обладающих данным значением признака
Частота накопленная — сумма частот значений, не превосходящих данное значение.
Частота относительная — доля или процент объектов, обладающих данным значением признака, по отношению к объему выборки.
Шкала интервальная — измерительная шкала, пункты которой расположены на одинаковом расстоянии друг от друга; применяется для определения величины разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального объекта.
Шкала наименований (номинальная) — измерительная шкала, предназначенная для классификации объектов по их качественным характеристикам.
Шкала отношений — измерительная шкала, пункты которой расположены на одинаковом расстоянии друг от друга.
Шкала ранговая — измерительная шкала, упорядочивающая объекты по некоторому критерию в порядке увеличения или убывания интенсивности исследуемого признака.
Эволюция социальная — совокупность необратимых изменений и усложнений общественной жизни, ее дифференциации и объединения на новом уровне организации преимущественно количественного характера, протекающих в различных социальных системах и общностях — в экономике, политике, культуре, в функционировании семьи и т.п.
Эвристика — наука о творчестве, область знаний о теории и практике творческой деятельности человека, организации и технологии решения сложных интеллектуальных задач.
Эго (я) — согласно психоаналитической теории 3. Фрейда, — специфическая подсистема личности, выступающая посредником между Суперэго и Ид и контролирующая поведение человека в соответствии с требованиями рациональности и реальности и тем самым помогающая индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. В случае расхождения требований Эго с устремлениями других психических подсистем личности возникает внутриличностный конфликт.
«I
Экологическая политика — целенаправленная деятельность государства, общественных организаций и движений, ориентированная на экономические, социальные, культурные изменения, необходимые для сохранения и воспроизводства благоприятной для жизни людей окружающей среды, для устойчивого развития общества и его общностей и выживания человечества в условиях надвигающегося экологического кризиса.
Экономическая политика — совокупность правил и норм экономического поведения (законы и другие нормативные акты, предписания по охране среды, по социальной поддержке пенсионеров, безработных и т.п.), механизмов формирования и функционирования экономических институтов и организаций (предприятий, фирм, банков и др.); взаимодействия между различными формами собственности, различными хозяйственными субъектами, производственной, денежной и кредитной системами.
Экономическая сфера общества — целостная система всех видов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, включающая в себя различные виды предприятий и собственности, различные типы экономической деятельности (производственная, финансовая, торговая и др.), различные типы экономических отношений между отдельными индивидами, их различными общностями (коллективами, объединениями и т.п.).
Экосистема — относительно устойчивая система живых и неживых элементов природы, между которыми постоянно происходит круговорот веществ, а свойства обменных процессов между ними обладают стабильностью.
Эксперимент социологический — метод прикладного социологического исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или изменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.
Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека на то, что происходит вокруг него, противоположность интроверсии.
Экстремальная ситуация — резкий, скачкообразный, сопровождаемый социально негативными явлениями переход системы (социальной, личностной, экологической и т.п.) в результате чрезмерного нарастания внутренней и/или внешней напряженности
из устойчивого и стабильного состояния в неустойчивое и н стабильное, угрожающее распадом данной системы
Эмпатия — способность человека к сопереживанию, сочувствию п отношению к другим людям, проявляется в основном в духов но-нравственной сфере
Эмпирическое социологическое знание — знание об объектах, про-' цессах и явлениях социальной действительности, полученное при помощи эмпирических методов исследования — наблюдения, изучения документов, интервьюирования, массовых опросов населения и его различных групп, социальных экспериментов
Этнонациональная политика — совокупность мер, направленных на обеспечение реального равноправия этносов, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятельности - экономической, социальной, политической, культурной, бытовой, реализацию и защиту равноправного правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия
Этнос — специфическая природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания (этнонима), который трансформируется в языках, других народов, а самосознание развивается через антитезу "мы-они" Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т е наличие симпатии или антипатии к другим этносам ("свои-чужие")
Этносоциология — дисциплина, сложившаяся на стыке социологии, этнографии и истории Предметом этносоциологических исследований является взаимосвязь общих социальных явлений и процессов с этническими
Этноцентризм — совокупность взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебрежению культурой другой этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликта в сфере этнонациональ-ных отношений
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ...................................... 5
I лава 1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ 5
11 Основные положения 5
1 2 Практические задания 7
1 3 Работа с текстами (Э Гидденс П Сорокин Р Коллинз) 11
1 4 Вопросы по теме главы 19
1 5 Литература 20
! лава 2 СТРУКТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ 21
2 1 Основные положения 21
2 2 Практические задания 23
2 3 Работа с текстом (Дж Тернер) 27
2 4 Вопросы по теме главы 28
2 5 Литература 29
i лава 3 НАУЧНЫЙ СТАТУС ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО
И РОЛЬ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 29
3 1 Основные положения 29
3 2 Практические задания 31
3 3 Работа с текстами (ЭДюркгейм П Сорокин) 34
3 4 Вопросы по теме главы 40
3 5 Литература 41
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ........ 42
Глава 4 СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ:
О. КОНТ, К. МАРКС, Г, СПЕНСЕР 42
4 1 Основные положения 42
4 2 Практические задания 47
4 3 Вопросы по теме главы 47
4 4 Литература 48
Глава 5 Э. ДЮРКГЕЙМ: «СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ» - ОСНОВА
СОЦИОЛОГИИ 49
5 1 Основные положения 49
5 2 Практические задания 50
5 3 Вопросы по теме главы 51
5 4 Литература 51
Глава 6 «ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА
61 Основные положения 6 2 Практические задания 6 3 Вопросы по теме главы
6 4 Литература
Глава 7 ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА
71 Основные положения
7 2 Практические задания
7 3 Вопросы по теме главы
7 4 Литература
Глава 8 Т. ПАРСОНС: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
81 Основные положения
8 2 Практические задания
8 3 Вопросы по теме главы
8 4 Литература
Глава 9 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
9 1 Основные положения
9 2 Практические задания
9 3 Вопросы по теме главы
9 4 Литература
Глава 10 СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
10 1 Основные положения
10 2 Практические задания
10 3 Вопросы по теме главы
10 4 Литература
Глава 11 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ
11 1 Основные положения
112 Практические задания
11 3 Вопросы по теме главы
11 4 Литература
Глава 12 Н. ЛУМАН: ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА И САМОРЕФЕРЕНТНЫХ СИСТЕМ
121 Основные положения
12 2 Практические задания
12 3 Вопросы по теме главы
12 4 Литература
Глава 13 Э. ГИДДЕНС: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
СТРУКТУРАЦИИ 84
131 Основные положения 84
13 2 Практические задания 88
13 3 Вопросы по теме главы 88
13 4 Литература 89
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ................... 90
Глава 14 ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ,
ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 90
141 Основные положения 90
14 2 Практические задания 93
14 3 Понятийно терминологическая игра 94
14 4 Вопросы по теме главы 96
14 5 Литература 97
Глава 15 СОЦИАЛЬНО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 98
151 Основные положения 98
15 2 Практические задания 103
15 3 Вопросы по теме главы 104
15 4 Литература 106
Глава 16 СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ
СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 107
161 Основные положения 107
16 2 Практические задания 111
16 3 Вопросы по теме главы 112
16 4 Литература 121
Глава 17 ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 122
171 Основные положения 122
17 2 Практические задания 125
17 3 Вопросы по теме главы 126
17 4 Литература 130
Глава 18 СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 130
181 Основные положения 130
18 2 Практические задания 134
18 3 Вопросы по теме главы 135
18 4 Тестовые задания 136
18 5 Литература 139
Глава 19 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
191 Основные положения 19 2 Практические задания 19 3 Вопросы по теме главы
19 4 Литература
Глава 20 ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 14J
20 1 Основные положения
20 2 Практические задания
20 3 Вопросы по теме главы
20 4 Тестовые задания
20 5 Литература
Глава 21 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
21 1 Основные положения
21 2 Практические задания
21 3 Тестовые задания
21 4 Вопросы по теме главы
21 5 Литература
Глава 22 СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ 170
22 1 Основные положения 170
22 2 Практические задания 174
22 3 Вопросы по теме главы 175
22 4 Тестовые задания 176;
22 5 Литература 178
Глава 23 КУЛЬТУРА, ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 179
231 Основные положения 179
23 2 Практические задания 186
23 3 Вопросы по теме главы 188
23 4 Понятийно терминологическая игра 190
23 5 Литература 195
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Глава 24 СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
24 1 Основные положения 24 2 Практические задания 24 3 Вопросы по теме главы 24 4 Литература
196
196 200 201 202
Глава 25 СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
25 1 Основные положения
25 2 Практические задания
25 3 Работа с текстом (Л А Сорокин)
25 4 Вопросы по теме главы
25 5 Литература
Глава 26 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
261 Основные положения
26 2 Практические задания
26 3 Работа с текстом (М Вебер) 26 4 Вопросы по теме главы
26 5 Литература
Глава 27 СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
27 1 Основные положения
27 2 Практические задания
27 3 Вопросы по теме главы
27 4 Литература
Глава 28 СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
28 1 Основные положения
28 2 Практические задания
28 3 Вопросы по теме главы
28 4 Литература
Глава 29 СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
29 1 Основные положения
29 2 Практические задания
29 3 Работа с текстами (М Вебер Дж Александер)) 29 4 Вопросы по теме главы
29 5 Литература
Глава 30 СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
301 Основные положения
30 2 Практические задания
30 3 Вопросы по теме главы
30 3 Литература
Глава 31 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
31 1 Основные положения
31 2 Практические задания
31 3 Вопросы по теме главы
31 4 Литература
203 207 208 214 215
215 219 221 224 225
225 232 233 235
235 239 240 241
242 245 246 250 251
252 257 258 259
260 264 265 266
Глава 32 СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
32 1 Основные положения 32 2 Практические задания 32 3 Вопросы по теме главы 32 4 Тестовые задания
32 5 Литература
Глава 33 СОЦИОЛОГИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ГЛОБАЛЬНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
33 1 Основные положения
33 2 Практические задания
33 3 Вопросы по теме главы
33 4 Литература
266 271 272 273 276
277 283 284 284
РАЗДЕЛ 5. СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.............
Глава 34 СТРАТЕГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..
34 1 Основные положения 34 2 Практические задания 34 3 Тестовые задания 34 4 Вопросы по теме главы
34 5 Литература
Глава 35 ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
35 1 Основные положения
35 2 Практические задания
35 3 Тестовые задания
35 4 Вопросы по теме главы 35 5 Литература
Глава 36 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.,
36 1 Основные положения 36 2 Практические задания 36 3 Вопросы по теме главы
36 4 Литература
Глава 37 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ..,
37 1 Основные положения
37 2 Практические задания
37 3 Вопросы по теме главы
37 4 Литература
. 286
.286
286 289 290 291 292
.292
292 296 297 298 299
.299
299 303 304 304
.305
305 309 310 310
Глава 38 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.................................. 310
381 Основные положения 310
38 2 Практические задания 316
38 3 Тестовые задания 316
38 4 Вопросы по теме главы 318
38 5 Литература 318
Глава 39 МАССОВЫЙ ОПРОС И ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ...................... 319
391 Основные положения 319
39 2 Практические задания 326
39 3 Тестовые задания 328
39 4 Вопросы по теме главы 330
39 5 Литература 331
Глава 40 ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ
ИССЛЕДОВАНИИ............................................................ 331
40 1 Основные положения 331
40 2 Практические задания 336
40 3 Тестовые задания 337
40 7 Вопросы по теме главы 339
40 5 Литература 339
Глава 41 АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ................................ 340
41 1 Основные положения 340
41 2 Практические задания 346
41 3 Тестовые задания 347
41 4 Вопросы по теме главы 349
41 5 Литература 349
СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 350
По вопросам оптового приобретения книг обращаться
______________ по тел. 219-73-88, 219-73-90_______________
Книжный Интернет-магазин издательства "ТетраСистемс" https://www.book.shop.by
(доступен в Минске по БЕСПЛАТНОЙ линии: тел. 210-57-87)
Учебное издание
БАБОСОВ Евгений Михайлович