Исследования 9 страница

Теоретическое социологическое знание — знание об объектах, про­цессах и явлениях социальной реальности, их целостных, сис­темных характеристиках, их ценностных качествах, полученное путем применения рационализированных теоретических средств — понятий, логических конструкций, анализа, синтеза, классификации, типологизации и т.п.

Теория модернизации — совокупность концепций развития общест­ва, рассматривающих его как сложный, целостный процесс, протекающий во всех сферах жизнедеятельности общества на базе индустриализации, который характеризуется структурно-функциональной дифференциацией, образованием новых форм интеграции.

Теории социального обмена — социологические концепции, осно­ванные на методологическом принципе гедонизма. Опреде­ляющей моделью этих теорий является представление о чело­веке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с ми­нимальными затратами. Поведение человека рассматривается как функция его платежа.

Теории элиты — основаны на выделении в социальной структуре общества привилегированных слоев, осуществляющих функ­цию управления, развития науки, образования и культуры. Раз­личные определения элиты трактуют ее как получившую наи­высший индекс в своей области деятельности, проявившую наибольшую активность в различных сферах, обладающую наибольшим престижем, статусом, богатством, интеллектуаль­ным и моральным превосходством над массой, занимающую ведущее положение в различных сферах общества.

Террор — острая и организационная форма межгруппового конфликта, воплощаемая в проводимой властными структурами или всту­пившими в борьбу с ними конфликтными группами политике устрашения и подавления идеологических и политических про­тивников насильственными методами — преследованиями, ссылками, в том числе и в концентрационные лагеря, убийствами и т.п.

Терроризм — система организованных и целенаправленных террори­стических актов, используемых для устранения политических, экономических, идеологических противников, а в последнее


время - и для уничтожения и запугивания больших масс насе­ления.

Техника прикладного социологического исследования — сово­купность организованных приемов для эффективного исполь­зования определенного метода в данном исследовании.

Техника социологического исследования — сценарий развертыва­ния основных способов сбора, обработки и анализа (посредст­вом использования компьютеров) эмпирической социологиче­ской информации.

Технология социальная — специфическое и стандартное оператив­ное средство деятельности социолога-практика в сфере управ­ления. Социальные технологии используются в социально-инженерной деятельности и социологической ветви управлен­ческого консультирования.

Трансформация социальная — специфический класс социальных изменений, происходящих, как правило, в кризисные эпохи и охватывающих все сферы общества, все его социальные струк­туры, институты, организации, сопровождаемых возникновени­ем новых социальных слоев, новых правовых механизмов со­циального и государственного регулирования, заменой старой иерархии ценностей и смысложизненных ориентации индиви­дов и групп новыми ценностями и стандартами поведения.

Труд — целесообразная деятельность человека, в процессах которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей и интересов. В Т. воплощено единство трех основных компонентов: ^целенаправленной, целесообразной деятельности человека, или, соответственно, труда; 2) предметов труда; 3) средств труда.

Труд общественный — деятельность людей, направленная на удов­летворение экономических, социальных и духовных потребно­стей общества. В нем выделяются две взаимосвязанные сторо­ны: 1) общественноорганизованный труд, т.е. деятельность, включенная в систему общественного разделения труда; 2) труд, направленный на самообслуживание человека, пред­ставляющий собой резерв общественного разделения труда.

Труда общественное разделение — процесс обособления различных видов трудовой деятельности между различными членами об-


щества и социальными группами (слоями), одновременное со­существование и взаимодействие различных видов труда.

Труда содержание — совокупность определенных трудовых функ­ций, обусловленных предметом и средствами труда, технологи­ей производства, его организацией и мастерством работника. Оно отражает особенности соединения работника со средства­ми производства, определенные уровнем развития производст­венных сил, главным звеном которых является человек, совер­шающий трудовую деятельность.

Труда структура — внутреннее строение, расположение и взаимоза­висимость основных компонентов трудового процесса, к како­вым относятся: 1) предметы труда; 2) средства труда; 3) про­дукт труда.

Труда условия — совокупность взаимодействующих социально-экономических, технико-организационных, социально-психо­логических, естественно-природных факторов, влияющих на здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им, на эффективность производст­ва, уровень жизни и развитие личности работника.

Труда характер — социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, обусловленный целями обще­ственного производства, господствующими в обществе отно­шениями собственности, свойственной ему социально-экономической системой. К показателям Т. х. относятся: форма собственности, отношение работника к средствам производства и к своему труду, степень социальных различий в трудовой деятельности, способ распределения продуктов труда. Разли­чают Т. х. принудительный, наемный, свободный и т.п.

Убеждение — социальное качество личности, в основе которого ле­жат определенные представления, идеи, принципы, существен­но определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеала­ми, взглядами, мировоззрением, принципами.

Урегулирование конфликта — выбор такой альтернативы в кон­фликтном процессе, при которой основные усилия конфликтеров сосредоточены на снижении интенсивности противоборства, на последовательном переводе прямой конфронтации в плоскость смягчения противостояния и замены его бесконфликтными от­ношениями, на взаимоприемлемом для соперников решении са­мой проблемы, породившей конфликтную ситуацию.


Установка социальная (аттитюд) — такое социальное качество личности, которое выражает ее готовность к социальной актив­ности и действиям в определенной сфере действительности в соответствии со своими ценностными ориентациями, а также с социально принятыми способами поведения, предписываемыми ей как члену определенной группы или общества.

Факты социальные — термин, введенный в социологию Э. Дюркгеймом и включающий в себя способы мышления, чув­ствования и деятельности, находящиеся вне индивида и наде­ленные принудительной силой по отношению к нему.

Формализация социальная — целенаправленное формирование стан­дартных, безличных образцов поведения в правовых организа­ционных и социокультурных взаимодействиях и отношениях.

Фрейдизм — направление в исследовании социально-психо­логического состояния человека, возникшее на основе учения 3. Фрейда.

Фрустрация — подавленное психическое состояние человека, выра­жающееся в характерных переживаниях и поведении и вызы­ваемое объективно непреодолимыми или субъективно воспри­нимаемыми в качестве таковых трудностями и препятствиями на пути к достижению цели.

Целедостижение — определение социальной системой (личностью, группой, обществом) своих целей и мобилизация имеющихся энергии, ресурсов и средств на их достижение.

Цели социальные — социальные ориентиры — ценности индивида, группы индивидов, классов, общества, на достижение которых направлена их деятельность. Цели социальные представляют со­бой способ организации социальных действий в некоторую после­довательность или систему, выступают как стимул к определению перспектив, построению тех или иных проектов деятельности.

Ценностные ориентации — социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъ­ектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, ее смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и инте­ресами индивида или социальной общности.

Ценность социальная — компонент социальной системы, наделяе­мый высоким значением в индивидуальном или общественном сознании.


Цикл социальный — совокупность социальных процессов и измене­ний, составляющих кругооборот в течение определенного про­межутка времени.

Частота абсолютная — количество объектов, обладающих данным значением признака

Частота накопленная — сумма частот значений, не превосходящих данное значение.

Частота относительная — доля или процент объектов, обладающих данным значением признака, по отношению к объему выборки.

Шкала интервальная — измерительная шкала, пункты которой рас­положены на одинаковом расстоянии друг от друга; применяется для определения величины разностей (интервалов) между упоря­доченными проявлениями изучаемого социального объекта.

Шкала наименований (номинальная) — измерительная шкала, предназначенная для классификации объектов по их качествен­ным характеристикам.

Шкала отношений — измерительная шкала, пункты которой распо­ложены на одинаковом расстоянии друг от друга.

Шкала ранговая — измерительная шкала, упорядочивающая объек­ты по некоторому критерию в порядке увеличения или убыва­ния интенсивности исследуемого признака.

Эволюция социальная — совокупность необратимых изменений и усложнений общественной жизни, ее дифференциации и объе­динения на новом уровне организации преимущественно коли­чественного характера, протекающих в различных социальных системах и общностях — в экономике, политике, культуре, в функционировании семьи и т.п.

Эвристика — наука о творчестве, область знаний о теории и практи­ке творческой деятельности человека, организации и техноло­гии решения сложных интеллектуальных задач.

Эго (я) — согласно психоаналитической теории 3. Фрейда, — специ­фическая подсистема личности, выступающая посредником ме­жду Суперэго и Ид и контролирующая поведение человека в со­ответствии с требованиями рациональности и реальности и тем самым помогающая индивиду правильно ориентироваться в ок­ружающем мире. В случае расхождения требований Эго с уст­ремлениями других психических подсистем личности возникает внутриличностный конфликт.


«I





Экологическая политика — целенаправленная деятельность госу­дарства, общественных организаций и движений, ориентиро­ванная на экономические, социальные, культурные изменения, необходимые для сохранения и воспроизводства благоприятной для жизни людей окружающей среды, для устойчивого разви­тия общества и его общностей и выживания человечества в ус­ловиях надвигающегося экологического кризиса.

Экономическая политика — совокупность правил и норм экономи­ческого поведения (законы и другие нормативные акты, пред­писания по охране среды, по социальной поддержке пенсионе­ров, безработных и т.п.), механизмов формирования и функ­ционирования экономических институтов и организаций (пред­приятий, фирм, банков и др.); взаимодействия между различ­ными формами собственности, различными хозяйственными субъектами, производственной, денежной и кредитной систе­мами.

Экономическая сфера общества — целостная система всех видов производства, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, включающая в себя различные виды предприятий и собственно­сти, различные типы экономической деятельности (производст­венная, финансовая, торговая и др.), различные типы экономиче­ских отношений между отдельными индивидами, их различными общностями (коллективами, объединениями и т.п.).

Экосистема — относительно устойчивая система живых и неживых элементов природы, между которыми постоянно происходит круговорот веществ, а свойства обменных процессов между ними обладают стабильностью.

Эксперимент социологический — метод прикладного социологиче­ского исследования, позволяющий получить информацию о ко­личественном и качественном изменении показателей деятель­ности изучаемого социального объекта в результате воздейст­вия на него вводимых или изменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека на то, что происходит вокруг него, противоположность интроверсии.

Экстремальная ситуация — резкий, скачкообразный, сопровождае­мый социально негативными явлениями переход системы (со­циальной, личностной, экологической и т.п.) в результате чрез­мерного нарастания внутренней и/или внешней напряженности



из устойчивого и стабильного состояния в неустойчивое и н стабильное, угрожающее распадом данной системы

Эмпатия — способность человека к сопереживанию, сочувствию п отношению к другим людям, проявляется в основном в духов но-нравственной сфере

Эмпирическое социологическое знание — знание об объектах, про-' цессах и явлениях социальной действительности, полученное при помощи эмпирических методов исследования — наблюдения, изучения документов, интервьюирования, массовых опросов на­селения и его различных групп, социальных экспериментов

Этнонациональная политика — совокупность мер, направленных на обеспечение реального равноправия этносов, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятель­ности - экономической, социальной, политической, культур­ной, бытовой, реализацию и защиту равноправного правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их соци­ального, экономического и социокультурного благополучия

Этнос — специфическая природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развивающаяся на основе един­ства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания (этнонима), который трансформируется в языках, других народов, а самосознание развивается через антитезу "мы-они" Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т е наличие симпатии или антипатии к другим этносам ("свои-чужие")

Этносоциология — дисциплина, сложившаяся на стыке социологии, этнографии и истории Предметом этносоциологических иссле­дований является взаимосвязь общих социальных явлений и процессов с этническими

Этноцентризм — совокупность взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебреже­нию культурой другой этнической группы, что чаще всего обо­рачивается возникновением конфликта в сфере этнонациональ-ных отношений


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ...................................... 5

I лава 1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ 5

11 Основные положения 5

1 2 Практические задания 7

1 3 Работа с текстами (Э Гидденс П Сорокин Р Коллинз) 11

1 4 Вопросы по теме главы 19

1 5 Литература 20

! лава 2 СТРУКТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ 21

2 1 Основные положения 21
2 2 Практические задания 23
2 3 Работа с текстом (Дж Тернер) 27
2 4 Вопросы по теме главы 28

2 5 Литература 29

i лава 3 НАУЧНЫЙ СТАТУС ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО

И РОЛЬ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 29

3 1 Основные положения 29
3 2 Практические задания 31
3 3 Работа с текстами (ЭДюркгейм П Сорокин) 34
3 4 Вопросы по теме главы 40
3 5 Литература 41

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ........ 42

Глава 4 СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ:

О. КОНТ, К. МАРКС, Г, СПЕНСЕР 42

4 1 Основные положения 42

4 2 Практические задания 47

4 3 Вопросы по теме главы 47

4 4 Литература 48

Глава 5 Э. ДЮРКГЕЙМ: «СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ» - ОСНОВА

СОЦИОЛОГИИ 49

5 1 Основные положения 49
5 2 Практические задания 50
5 3 Вопросы по теме главы 51
5 4 Литература 51


Глава 6 «ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА

61 Основные положения 6 2 Практические задания 6 3 Вопросы по теме главы

6 4 Литература

Глава 7 ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА

71 Основные положения

7 2 Практические задания

7 3 Вопросы по теме главы

7 4 Литература

Глава 8 Т. ПАРСОНС: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

81 Основные положения

8 2 Практические задания
8 3 Вопросы по теме главы

8 4 Литература

Глава 9 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

9 1 Основные положения
9 2 Практические задания
9 3 Вопросы по теме главы

9 4 Литература

Глава 10 СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

10 1 Основные положения
10 2 Практические задания
10 3 Вопросы по теме главы

10 4 Литература

Глава 11 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

11 1 Основные положения
112 Практические задания

11 3 Вопросы по теме главы

11 4 Литература

Глава 12 Н. ЛУМАН: ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА И САМОРЕФЕРЕНТНЫХ СИСТЕМ

121 Основные положения

12 2 Практические задания
12 3 Вопросы по теме главы
12 4 Литература


Глава 13 Э. ГИДДЕНС: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

СТРУКТУРАЦИИ 84

131 Основные положения 84

13 2 Практические задания 88

13 3 Вопросы по теме главы 88

13 4 Литература 89

РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ................... 90

Глава 14 ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ,

ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 90

141 Основные положения 90

14 2 Практические задания 93

14 3 Понятийно терминологическая игра 94

14 4 Вопросы по теме главы 96

14 5 Литература 97

Глава 15 СОЦИАЛЬНО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 98

151 Основные положения 98

15 2 Практические задания 103
15 3 Вопросы по теме главы 104

15 4 Литература 106

Глава 16 СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 107

161 Основные положения 107

16 2 Практические задания 111
16 3 Вопросы по теме главы 112

16 4 Литература 121

Глава 17 ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 122

171 Основные положения 122

17 2 Практические задания 125
17 3 Вопросы по теме главы 126

17 4 Литература 130

Глава 18 СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 130

181 Основные положения 130

18 2 Практические задания 134
18 3 Вопросы по теме главы 135
18 4 Тестовые задания 136
18 5 Литература 139


Глава 19 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

191 Основные положения 19 2 Практические задания 19 3 Вопросы по теме главы

19 4 Литература

Глава 20 ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 14J

20 1 Основные положения
20 2 Практические задания
20 3 Вопросы по теме главы
20 4 Тестовые задания

20 5 Литература

Глава 21 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

21 1 Основные положения
21 2 Практические задания
21 3 Тестовые задания

21 4 Вопросы по теме главы

21 5 Литература

Глава 22 СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ 170

22 1 Основные положения 170
22 2 Практические задания 174
22 3 Вопросы по теме главы 175
22 4 Тестовые задания 176;

22 5 Литература 178

Глава 23 КУЛЬТУРА, ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 179

231 Основные положения 179

23 2 Практические задания 186
23 3 Вопросы по теме главы 188
23 4 Понятийно терминологическая игра 190
23 5 Литература 195


РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Глава 24 СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

24 1 Основные положения 24 2 Практические задания 24 3 Вопросы по теме главы 24 4 Литература


196

196 200 201 202



Глава 25 СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

25 1 Основные положения

25 2 Практические задания

25 3 Работа с текстом (Л А Сорокин)

25 4 Вопросы по теме главы

25 5 Литература

Глава 26 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

261 Основные положения

26 2 Практические задания

26 3 Работа с текстом (М Вебер) 26 4 Вопросы по теме главы

26 5 Литература

Глава 27 СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

27 1 Основные положения
27 2 Практические задания
27 3 Вопросы по теме главы

27 4 Литература

Глава 28 СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

28 1 Основные положения
28 2 Практические задания
28 3 Вопросы по теме главы

28 4 Литература

Глава 29 СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

29 1 Основные положения
29 2 Практические задания

29 3 Работа с текстами (М Вебер Дж Александер)) 29 4 Вопросы по теме главы

29 5 Литература

Глава 30 СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

301 Основные положения

30 2 Практические задания
30 3 Вопросы по теме главы

30 3 Литература

Глава 31 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

31 1 Основные положения
31 2 Практические задания
31 3 Вопросы по теме главы
31 4 Литература


203 207 208 214 215

215 219 221 224 225

225 232 233 235

235 239 240 241

242 245 246 250 251

252 257 258 259

260 264 265 266



Глава 32 СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

32 1 Основные положения 32 2 Практические задания 32 3 Вопросы по теме главы 32 4 Тестовые задания

32 5 Литература

Глава 33 СОЦИОЛОГИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ГЛОБАЛЬНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

33 1 Основные положения
33 2 Практические задания
33 3 Вопросы по теме главы
33 4 Литература


266 271 272 273 276

277 283 284 284



РАЗДЕЛ 5. СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.............

Глава 34 СТРАТЕГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..

34 1 Основные положения 34 2 Практические задания 34 3 Тестовые задания 34 4 Вопросы по теме главы

34 5 Литература

Глава 35 ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

35 1 Основные положения
35 2 Практические задания
35 3 Тестовые задания

35 4 Вопросы по теме главы 35 5 Литература

Глава 36 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.,

36 1 Основные положения 36 2 Практические задания 36 3 Вопросы по теме главы

36 4 Литература

Глава 37 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ..,

37 1 Основные положения
37 2 Практические задания
37 3 Вопросы по теме главы
37 4 Литература


. 286

.286

286 289 290 291 292

.292

292 296 297 298 299

.299

299 303 304 304

.305

305 309 310 310



Глава 38 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.................................. 310

381 Основные положения 310

38 2 Практические задания 316

38 3 Тестовые задания 316

38 4 Вопросы по теме главы 318

38 5 Литература 318

Глава 39 МАССОВЫЙ ОПРОС И ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ...................... 319

391 Основные положения 319

39 2 Практические задания 326
39 3 Тестовые задания 328
39 4 Вопросы по теме главы 330

39 5 Литература 331

Глава 40 ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ

ИССЛЕДОВАНИИ............................................................ 331

40 1 Основные положения 331
40 2 Практические задания 336
40 3 Тестовые задания 337
40 7 Вопросы по теме главы 339

40 5 Литература 339

Глава 41 АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ................................ 340

41 1 Основные положения 340
41 2 Практические задания 346
41 3 Тестовые задания 347
41 4 Вопросы по теме главы 349
41 5 Литература 349

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 350



По вопросам оптового приобретения книг обращаться

______________ по тел. 219-73-88, 219-73-90_______________

Книжный Интернет-магазин издательства "ТетраСистемс" https://www.book.shop.by

(доступен в Минске по БЕСПЛАТНОЙ линии: тел. 210-57-87)

Учебное издание

БАБОСОВ Евгений Михайлович


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: