Основная часть. 1. Обогащение словаря предметов

1. Обогащение словаря предметов.

Подбор предметов к исходному признаку.

Логопед: Прочитайте слова-признаки, записанные на доске, и подберите к ним слова-предметы.

Слова: бумажный, бумажная, бумажное, бумажные.

2. Развитие слухового внимания.

Логопед: Вы, наверное, уже догадались, что оказались в Бумажной стране, где все сделано из бумаги. В этой стране живут бумажные человечки. Они ездят на бумажных маши­нах. Живут в бумажных домах. В городах растут бумажные деревья и цветы.

Послушайте загадки Бумажных человечков и выпишите из загадок все слова-признаки (работа на доске).

Сито большое, Сито голубое. Сеет-веет белый пух На леса, дома и луг. (Небо и снег) У песочных ям, У горы крутой Стоит великан С железной рукой. (Экскаватор)

Рукастая, зубастая,

Идет-бредет по улице,

Идет, и снег сгребается,

А дворник улыбается.

(Снегоуборочная машина)

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот.

Часто прыгаю упруго,

Покачусь - и под комод. (Клубок)

3. Развитие зрительного восприятия. Закрепление знаний о цвете предмета.

Логопед: Вам удалось отгадать все загадки Бумажных че­ловечков. Молодцы! Бумажные человечки приглашают вас по дворец своей повелительницы. Давайте поможем выпол­нить задание, которое дала правительница Бумажной стра­ны, и мы сможем повидаться с самой королевой.

Выберите цвет для каждой из ступеней Бумажного двор­ца и назовите его.

Дети получают цветные полоски и по цепочке записы­вают на доске название цвета каждой из них.

Полоски: синяя, оранжевая, красная, зеленая, черная, белая, розовая, голубая, фиолетовая, сиреневая, желтая, серая, малиновая, бордовая...

Логопед: Скажите, какие полоски можно объединить в группы, назовите получившиеся группы слов.

4. Закрепление навыков словообразования (задание 12. с. 37).

Логопед: Вот мы поднимаемся по разноцветным ступеням сказочного бумажного дворца. Нас встречает Бумажная ко­ролева. Отчего она так грустна? Повелительнице подарили странную книгу: на каждой странице записаны словосоче­тания, которые нужно превратить в слова, обозначающие признаки предметов. Давайте поможем королеве.

Прочитайте словосочетания и замените их словами-при­знаками по образцу. Образец: мяч для тенниса - теннисный,

вечер в субботу - субботний.,.

доска в классе -... часы на стене -...

вилка из металла -... парта для школьника -...

утро зимой -... сумка для дамы -...

5. Физминутка.

Логопед: В Бумажной стране жители прекрасно умеют делать поделки из бумаги - оригами и аппликации. Сегод­ня они хотят вас научить этому ремеслу.

Дети выполняют вместе с логопедом игрушки из бумаги методом оригами.

6. Развитие логического мышления.

Логопед: Вы прекрасно справляетесь со всеми заданиями. Но королева хочет предложить вам очень трудное задание. Только самые способные мудрецы ее королевства способны найти верное решение. Если вы справитесь, королева посвя­тит вас в сан наимудрейших мудрецов своего Бумажного ко­ролевства. Постройте из частей волшебного круга предметы по заданию логопеда.

Логопед дает каждому ребенку круг из картона, разде­ленный на несколько частей. Переставляя детали данного круга, можно построить различные фигуры. Дети строят по образцу логопеда жирафа, кораблик, птицу, зайчика, подводную лодку, пеликана.

7. Работа на уровне предложения (задание 13. с. 38).

Логопед: Бумажные человечки рады тому, что вы посвящены в сан наимудрейших мудрецов. Они просят выпол­нить еще одно задание.

Прочитайте предложения, записанные в левой части таб­лицы. Понятно ли вам, о чем в них говорится? Прочитайте слова в правой части таблицы и подберите к ним слова-при­знаки. Составьте предложения и запишите их.

БЫЛ......ДЕНЬ.

СМОТРЮ НА...... НЕБО.

ПО НЕБУ ПЛЫЛИ...... ОБЛАКА.

ВЫСОКО КРУЖИЛИ...... ЛАСТОЧКИ.

СО СВИСТОМ НЕСЛИСЬ...... СТРИЖИ.

8. Работа на у ровне текста.

Логопед: Послушайте все предложения еще раз и скажи­те, что это такое?

Был осенний день. По небу плыли серые облака. Высоко в небе кружились последние ласточки. Со свистом неслись быстрые стрижи. (Текст.)

По памяти назовите слова, обозначающие признаки пред­метов.

///. Итог занятия

Логопед: Расскажите все, что вы знаете о словах-призна­ках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: