Модернизация охватывает длительный исторический период и проходит ряд этапов

I. 1-ый этап - с XVI века. Здесь проявляются столкновения восточных цивилизаций с западными в форме колониализма. Колониализм привел к насильственному включению стран Азии и Африки в мировой рынок на условиях Запада, к установлению значительного экономического, а в ряде случаев и политического контроля государств Запада над странами Востока. Началась и идеологическая экспансия. При этом на первом этапе существенных изменений в способе существования внутри афро-азиатских обществ не произошло, и они оставались традиционными, но вынуждены были приспосабливаться к новым условиям. Первый этап модернизации продолжался до II половины XIX века.

II. 2-ой этап можно связать с развитием капиталистического уклада в странах Азии и Африки под влиянием колониальной политики. Здесь модернизация проходила в еще большей связи с вестернизацией. Незападные сообщества впитывали существенные элемента западной цивилизации.

III. 3 этап характеризуется обретением странами Азии и Африки политической независимости, когда они получили возможность самостоятельно выбирать пути и методы своего развития и прогресса. На этом этапе темпы модернизации ускоряются.

IV. 4-ый этап связан с современными процессами глобализации на рубеже XXI века. С одной стороны, модернизация развертывается с все убыстряющейся скоростью и становится непреодолимой. С другой сторон, распространение западных ценностей, вестернизация перестает быть синонимом модернизации. Появляются реальные возможности взаимовлияния цивилизаций и культур. Здесь возникают концепции самобытности, которые противостоят господствовавшим ранее теориям модернизации. Так, Афро-азиатские лидеры стремятся осуществлять модернизацию без вестернизации, совместить модернизацию с сохранением ценностей, практики и институтов коренной культуры, того или иного общества.

Стремление опереться на традиционные духовные ценности нередко связано с оживлением обычаев, кельтов, обрядов, представляющихся косными не только западному наблюдателю, но и заметной части местного населения. Усиливается антизападная пропаганда, западные ценности отвергаются уже не только потому, что они чужды Востоку, но они объявляются просто «смертельными» для «высокой духовности».

На этапе борьбы за политическую независимость элита восточных стран широко пользовалась западными лозунгами (самоопределение, либерализм, демократия и свобода), чтобы оправдать свое противостояние «империализму». Когда власть утвердилась, те же самые ценности эта элита отвергает, рассматривая их как «вмешательство во внутренние дела», как «империализм прав человека».

Западных интеллектуалов часто (и справедливо) упрекают в том, что они считают западные ценностями единственными, универсальными и навязывают их всему миру.

Глобализация сейчас уже не может означать вестернизации всего мира. Мир становится все более единообразно современным, но все менее западоцентричным.

Каждая страна стоит перед определением своего собственного пути развития, как во внутренней, так и во внешней политике, находится в поисках национальной идентичности. Восточные общества перестали быть простыми объектами истории Запада и все больше превращаются в творцов как собственной, так и общечеловеческой истории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: