Основной целью развития является самообеспеченность и творческое использование национальных производительных сил и человеческого потенциала

АСР можно условно «развести» на три основных направления:

· новый этап поиска путей установления нового мирового экономического порядка (НМЭП);

· концепция основных человеческих потребностей (ОЧП)

· модель альтернативного развития, использующая особенности социокультурный организации не западных обществ.

Речь идет о том, чтобы мобилизовать для целей модернизации потенциал традиций - т.е. особенности социокультурный организации не западных обществ, принципы общинной организации, а также цивилизационный ценности индуизма, буддизма, конфуцианства и ислама.

В новом свете стала рассматриваться роль традиционных ценностей в постановке целей развития. Многие исследователи признали, что в некоторых важных аспектах традиционные общества могут быть более «развитыми», чем так называемые «переходные» или «современные» общества.

Эти стратегии в их различных страновых вариантах не остались только теоретической конструкцией.

В последние десятилетия нашего столетия АСР, отталкивающаяся от общины, была применена в Танзании и получила название «уджамааизация» - т.е. процесс превращения деревень-общин в организованно развивающиеся при поддержке государства социохозяйственные и культурные комплексы. Идеологически эта линия была оформлена харизматическим лидером страны Д. Ньерере как особый танзанийский путь построения социалистического общества.

АСР, отталкивающиеся от традиций, активно развиваются на базе цивилизационно ценностей индуизма, буддизма, ислама и конфуцианства. Авторы этих концепций в противовес немецкому социологу М. Вебера доказывают, что не только протестантская этика, но и заповеди вышеуказанных философско-религиозных систем могут способствовать модернизации, служить механизмом синтезирования западно-технологических и восточное-духовных ценностей.

В Индии традиционные ценности индуизма стали идейной платформой политической партии «Бхаратия Джаната Пати» (БДП), которая является коммуналистской и провозглашает лозунг: «одно государство, одна нация, одна культура».

В буддийском мире, охватывающем такие страны Южной и Юго-Восточной Азии, как Шри-Ланка, Бирма, Лаос, Камбоджа, Таиланд и др. происходит ренессанс философско-религиозной системы буддизма, его ценности активно используются в экономических и политических АСР, причем их приемлемость распространяется и на другие развивающиеся страны.

Идеи буддийской АСР нашли практическое применение в Шри-Ланке. Там возникло движение «Сарводайя шрамадана» (ДСШ). Целью компании ДСШ является перестройка не только личных качеств, но и группового поведения. Каждый в соответствии со своими способностями делится со всеми своим трудом и навыками. При этом реализует первое из четырех положений буддийской этики - дана. «Вежливая речь» - второй буддийский принцип поведения. Третий принцип - «Созидательная деятельность» проявляется при совместной работе.

Концепция развития сарводайи распространяется на четыре уровня: индивид, община, нация, мир и имеет четыре аспекта: индивидуальный, социальный, экологический, духовный.

Большой размах АСР на религиозной основе получили в мусульманском мире. Ислам является одной из наиболее распространенных религий мира. Наблюдается бум религиозных теоретических построений роли ислама в стратегиях развития.

Осмысление ведется как бы на двух уровнях:

· во-первых, налицо попытки создать нечто вроде теоретического обоснования или философских принципов «исламской экономики»;

· во-вторых, наблюдается стремление с учетом таких принципов разработать конкретные рекомендации для модернизаторской политики мусульманского государства.

Анализ некоторых альтернативных стратегий развития показывает многомерность и противоречивость подходов (в теории и практике) к проблеме традиционных ценностей, оценке их модернизационного или антимодернизационного потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: