абсолютные данные – показатели, определяющие размерность, величину изучаемого явления или процесса.
анкета – таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент.
анкетирование – опрос с помощью анкеты, т.е. опросного листа.
внешняя информация – информация, собранная за пределами фирмы, но используемая фирмой в маркетинговых целях.
внутренняя информация – любая информация, собранная самой фирмой или по ее поручению.
вторичная информация – информация, собранная не для маркетинговых целей, но использованная в маркетинге.
выборка – статистический метод, основанный на научных принципах отбора и позволяющий судить обо всей совокупности по некоторому числу отобранных из нее единиц.
группировка – процесс разбиения совокупности на какие-либо типы (виды) по определенному признаку.
дельфи-метод – метод экспертных оценок и прогнозов, где на основе специальных статистических методов осуществляется сближение и согласование взглядов экспертов.
измерение – определение величины (интенсивности) или соотношений изучаемого явления/процесса.
|
|
информация (в маркетинговом исследовании) – совокупность цифр, фактов, сведений, слухов, оценок и других данных, необходимых для анализа и прогнозирования рыночной деятельности; И. - форма общения, коммуникации, средство получения и передачи знаний; И. относится к категории управленческих функций, необходимых для осуществления маркетинга.
информатика – отрасль науки, изучающей структуру и общие закономерности формирования и потребления информации, а также проблемы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой и использованием.
информационная инфраструктура – системы формирования, хранения и использования информации.
информационная культура – знания, умение и навыки эффективного использования информации в условиях компьютеризации.
информационная среда (в маркетинге) – совокупность информации, которой оперирует маркетинг.
информационная технология – методы сбора, анализа, хранения, обработки и передачи информации, включая банки и базы данных, информационные центры и т.п.
информационные брокеры – специалисты, занятые предоставлением стандартизованных информационных услуг.
информационные ресурсы – совокупность различных документов и других информационных систем (библиотек, архивов, банков данных и т.п.).
информационное поле – совокупность информации, обращающейся в человеческом обществе.
каналы информации – пути, по которым информация поступает к пользователям или по обмену.
классификация – выделение каких-либо типов/видов явлений или процессов, позволяющее осуществлять их сравнение; см. группировка.
|
|
маркетинговая информационная система (МИС) – сфера, состоящая из трех элементов: специалистов по сбору, обработке и хранению информации, методологических приемов сбора, обработки и хранения информации и оборудования, предназначенного для сбора, обработки, хранения и передачи информации.
мозговой штурм (англ. brain-storm) – один из методов экспертных оценок, где близость оценок достигается путем заранее подготовленной и направляемой координатором открытой дискуссии специалистов.
мониторинг (в маркетинговом исследовании) – систематическое постоянное отслеживание данных о состоянии и развитии рынка.
морфологический подход – один из методов экспертных оценок, сущность которого заключается в разложении рассматриваемых проблем на компоненты; наиболее оптимальный элемент отбирается с помощью специальной матрицы ("морфологического ящика").
наблюдение (в маркетинговом исследовании) – научно организованный сбор информации о рыночных процессах и явлениях, а также факторах на них влияющих.
непосредственное наблюдение – визуальный сбор информации о некоторых рыночных процессах (например, различия цен в разных предприятиях, насыщенность ассортимента в магазине, покупательские потоки и т.п.); часто применяется при определении привозов и колеблемости цен на сельскохозяйственных рынках, а также в конкурентном анализе.
неформальные оценки (в маркетинговом исследовании) – описательные и качественные оценки, а также альтернативные характеристики, опирающиеся на визуальное и интуитивное восприятие.
носители информации – лица, предприятия или организации, располагающие какой-либо информацией и использующие ее в собственных целях.
оперативная маркетинговая информация – информация, на которую следует немедленно реагировать
опрос – способ сбора информации путем задавания вопросов, предусматривающий возможность ответа.
относительные данные – характеристики, выражающие соотношения величин и результаты их сравнения.
отчетность – информация, представляемая в установленном порядке вышестоящим подразделениям фирмы или государственным органам.
опрос – основная форма сбора информации, основывается на принципе: вопрос-ответ
оценки – информация, базирующаяся на умозаключениях, подсчетах, косвенных данных и статистических расчетах.
панель (в маркетинговом исследовании) – выборочная совокупность потребителей (предпринимателей, предприятий), участники которой за определенную плату или на добровольных началах регулярно представляют необходимую информацию.
первичная информация – информация, собранная специально для определенного маркетингового исследования
полевое исследование (англ. field research) – первичный сбор маркетинговых материалов, проведение специального обследования и т.п.
пробный маркетинг – форма полевого исследования, продажа (иногда бесплатная раздача) образцов нового товара; одновременно собирается информация о мнениях потребителей.
релевантность информации – ее уместность, степень ее отношения к делу.
респондент – лицо или организация, отвечающие на вопросы анкеты.
сведения – разновидность факторов, представленных в систематизированной, обобщенной форме.
сигнальная (предупреждающая) информация – оперативные сведения о произошедших и или предстоящих изменениях в рыночной ситуации.
синектика – один из методов экспертных оценок, когда в процессе состязания происходит селекция и отсев идей.
слухи – непроверенные факты, информация, полученная от третьих лиц.
средние величины – характеристики, которые отражают обобщенный уровень, абстрагированный от индивидуальных особенностей отдельных единиц.
|
|
статистика – наука, изучающая массовые социально-экономические (в частности рыночные) явления и процессы, которые могут быть выражены цифрами, С. представляет собой форму информации.
таблица – рациональная, наглядная и компактная форма изложения информации, приведенная в определенную систему.
торговые корреспонденты – опытные торговые работники, которые за особую плату ведут постоянные наблюдения за спросом и индикаторами рынка и в установленные сроки и по установленной форме представляют информацию руководству.
факт – простейший вид информации: событие или условие, непосредственно наблюдаемые.
шкалирование – метод, позволяющий осуществлять измерение, сравнение и оценки каких-либо величин.
фокус-группа – созданная для опроса небольшая, объединенная по определенным критериям группа людей, способности и интеллект которых сконцентрирован лидером на заданной теме.
цифра – форма отображения количественной информации.
эконометрика – сфера применения математических методов в экономике.
экспертные оценки/прогнозы – мнения,оценки и прогнозы, которые высказываются специально подобранными группами высококвалифицированных и авторитетных специалистов; при соблюдении соответствующей процедуры, согласованные/средние оценки, как правило, адекватны изучаемому явлению или процессу.
Список литературы - 2
1. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001, гл. 2
2. Березин И. Маркетинг и исследования рынков. – М.: Русская деловая литература, 1999, гл. 16 - 19
3. Вопросы статистики // Научно-информационный журнал. – 1998-2004.
4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 1998, 3.2, 4.8, 4.9-4.12, 5.1-5.4
5. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. – М.: ДЕЛО, 2000
6. Диксон П.Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 1998, гл. 2
7. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000, гл. 2
|
|
8. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. – М., Прогресс, 1999, гл. 3
9. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. – 2-е европейское изд. – К.; М.; СПб.: Издат. дом "Вильямс", 1998, гл. 8
10. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль/ Пер. с англ. – СПб: ПИТЕР, 1998, гл.4
11. Малхотра Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных/ Пер. с англ. – М., СПб, К.: DiaSoft, 2002
12. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н.Романова. – М., Изд. объединение ЮНИТИ, 1995, гл. 29
13. Маркетинг: Учебник / Под ред. Г.Л.Багиева. – М.: Экономика, 1999, 2.1
14. Маркетинг: Учебник / Под ред. Н.Д.Эриашвили. – М.: "ЮНИТИ", 1998, гл. 4
15. Маркетинг // Информационно-статистический журнал. – 1995-2001
16. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: "ОСЬ", 2000
17. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И.К.Беляевского. – М., Финансы и статистика, 2002, гл. 1
18. Статистический словарь. Госкомстат России. – М.: Финстатинформ,1996
19. Статистические сборники и ежегодники / Госкомстат России. 1995 – 2004.
20. Теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2000, гл. 2
21. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2001, гл. 2, 7-18