Связь с общей позицией
При оценке причин для разделения вы должны принимать во внимание ваш общий план игры. Мы уже упоминали, что основной целью разделения является вывод ваших дальних фишек из Дома противника. Но другие ваши цели включают в себя удерживание противника с помощью блокады и атаку его фишек. В некоторых случаях пытаться осуществить все три эти задачи попросту нереально и нецелесообразно. Например, вместо прямой попытки к бегству более удачным может быть решительное наступление на противника, которое в случае успеха позволит вам легко вывести свои дальние фишки. В такой ситуации разделение фишек будет по меньшей мере неразумным. Данные продвинутые стратегические критерии рассматриваются в разделе V.
Большое разделение или разделение в бар-пункт противника являются по своей сути провокационными ходами. Поскольку такие действия дают вам прямой контроль над внешним полем противника, ваша фишка в продвинутом пункте или бар-пункте несет опасность для передвижения фишек соперника. По этой причине у вашего противника часто не остается другого выхода, кроме как атаковать вас. Ваша готовность к провокационной игре, к обмену ударами и желание подвергнуть себя дополнительной опасности – это фундаментальные обоснования разделения, которые прямо зависят от критериев, рассмотренных нами в главе 16. Следовательно, четкое понимание этих принципов крайне необходимо для оценки опасности и потенциальном выгоды от разделения фишек.
|
|
Большое разделение
Большое разделение (разделение в пункты 4 и 5 противника) выполняет две основные функции: оно обеспечивает вас прямым контролем над внешним полем противника и дает возможность создать продвинутый якорный пункт.
К сожалению, этот ход часто бывает опасным, поскольку противник с большой долей вероятности может побить вас или закрыть этот пункт поверх вашего блота. Если вас побьют, вы не только потеряете темп в гонке, но и время на развитие своей позиции. В случае, если вам не удастся побить противника при повторном вводе фишки в игру, он сможет сам закрыть свой ценный пункт 4 или 5. Ключевым критерием для принятия решения об использовании большого разделения является количество строителей противника, способных достичь пункта, в который вы хотите разделить свои фишки. Этот критерий мы рассматриваем ниже.
|
|
Попадание в клещи противника
Давайте рассмотрим важный случай, при котором использование большого разделения в корне неверно. В случае, если противник имеет дополнительного строителя (в совокупности – трех, включая двух строителей, изначально расположенных в пунктах 6 и 8) или, что еще хуже, он имеет более чем одного дополнительного строителя, такое разделение приводит к попаданию в клещи противника. Как правило, попадание в клещи противника несет в себе неоправданно большую опасность. Вы даете противнику отличную возможность закрыть пункт поверх вашего блота либо побить обе фишки. Риск проигрыша в любом случае не стоит возможных выгод. Вы не должны добровольно позволить противнику зажать вас в клещи, особенно если у вас есть другой приемлемый вариант хода. Именно эту ошибку очень часто совершают игроки среднего уровня.
В позиции 1А О имеет два закрытых пункта в своем Доме и у него четыре строителя (в пунктах 19, 17, 15 и 14), которые могут достичь его пункта 5 (ваш пункт 20). Сыграв 24/20, вы бы попали в клещи, что было бы чрезвычайно опасно для вас. В позиции 1В О имеет трех строителей, которые могут достичь его пункта 5. Разделение 24/20 все еще является серьезной ошибкой для X.
Правильным в обеих позициях является ход 13/10, 6/5. Передвинув фишку из перегруженного пункта б, вы создаете дополнительного строителя в пункте 5 и переводите нового второго строителя в свой Двор, что дает вам хорошие перспективы для создания новых пунктов.
В позиции 2 правильным является ход бар/24, 13/10. Ход бар/21 позволяет противнику зажать вас в клещи, что совершенно излишне. Еще один альтернативный ход бар/22, 6/5 не может считаться попаданием в клещи по двум причинам: во-первых, мы считаем, что попасть в клещи вы можете, только используя большое разделение в пункты 4 или 5 противника, и во-вторых, что еще более важно, фишка в пункте 22 не подвергается опасности со стороны дополнительных строителей О. Но тем не менее последний ход является неправильным из-за запрета на использование слота при разделенных фишках, который мы детально рассмотрели в главе 17. (Ход бар/24, 8/5 также является нежелательным слотом – помните ли вы почему?)
В позиции 3 ход 24/20 снова нарушает правило, которое гласит, что вы не должны ставить свои фишки в клещи противника без особых на то причин. Правильным здесь является ход 24/21, 6/5, который нельзя рассматривать как попадание в клещи противника, поскольку строитель в пункте 14 не может достичь фишек X.
Хотя многие партии проигрываются из-за необоснованного попадания в клещи противника, существует несколько исключений из этого правила. По иронии судьбы в исключительных случаях, где попадание в клещи противника обязательно, многие игроки боятся сделать такой ход.
Исключение 7. Позиция 4 является примером ситуации, при которой необходимо использовать игру действий. О вывел свои дальние фишки из Дома X, в то время как у X все еще есть две дальние фишки. Здесь X должен немедленно разделить фишки, даже несмотря на риск попадания в клещи противника.
|
|
Игра действий (см. позицию 4, глава 18) является крайним случаем применения одного из основных критериев, рассмотренных в главе 16, а именно: чем меньше дальних фишек есть у противника, тем более провокационно и/или опасно вы можете играть.
Если большинство критериев, упомянутых в главе «Безопасная игра по сравнению с дерзкой игрой» указывают вам на необходимость смелого хода, возможно, вам стоит пойти на риск попадания в клещи.
Например, в позиции 5 правильным будет ход 24/20. В данном случае О еще не начал закрывать свой Дом. Позиция X в его доме сильнее, и у него есть три фишки (и якорный пункт) в Доме О. Все это критерии, сформированные в главе «Безопасная игра по сравнению с дерзкой игрой», которые указывают вам на необходимость смелого хода. Кроме того, у нас есть дополнительные мотивы для такого хода: у О только один дополнительный строитель, который может достичь его пункта 5, и когда у вас есть три (или более) фишки, стоящие в одном и том же пункте, их необходимо разделить, чтобы они могли принять активное участие в игре.
Исключение 2. Если ваш противник имеет 5-пунктовую блокаду (или иногда – 4-пунктовую), то часто правильным ходом является передвижение фишек в позицию, из которой вы сможете убежать при следующем броске, даже если существует опасность того, что он закроет пункт поверх вашего блота. Выяснить, оправдан такой риск или нет, часто бывает сложно, все зависит от четкой структуры вашей блокады и времени, оставшегося до конца игры.
В позиции 6 правильным является ход 24/21. О вот-вот создаст 5-пунктовую блокаду, и у него есть фишки в его среднем пункте, которыми он может ходить. Если вы не начнете передвигать свои дальние фишки, вам придется ходить фишками, которые занимают жизненно важные пункты. Критерии для принятия подобных решений рассматриваются более подробно в разделе V (в частности, в части 3 главы 28, которая посвящена битве блокад). Мы приводим этот пример здесь, несмотря на то что он не относится к созидательным стадиям игры.
|
|
Исключение 3. Если у вашего противника есть фишка на баре, правильным решением в таких случаях является продвижение фишек в Доме противника.
В позиции 7 правильным будет ход 24/20, 16/13. Основная причина, по которой вы боитесь попасть в клещи противника, заключается в том, что противник имеет возможность закрыть пункт поверх вашего блота. Если он находится на баре, он не может одновременно ввести фишку в игру и закрыть пункт, побив ваш блот, при условии, что ему не удастся выбросить дубль (о чем вы не должны беспокоиться). В самом худшем случае О сможет ввести фишку в игру и побить вас блотом в пункте 20, что обеспечит вас возможностью двойного возвратного шота (числом 5 и числом 4).
По той же причине в позиции 8 правильным является ход 24/20, 13/11*.
Когда противник находится на баре, чрезвычайно важно воспользоваться представившейся возможностью и разделить свои фишки. Профессиональные игроки часто создают такие возможности для разделения путем побития фишек противника.
Побитие и разделение
В позиции 9 X уже столкнулся с трудностями. В последующих нескольких бросках О вполне может закрыть ключевые пункты (его пункты 4 и 5, а также бар-пункт) и быстро создать ловушку для дальних фишек X. Если X будет пассивно ждать в пункте 1 О (например, 13/8, 13/9), его позиция, вероятно, быстро станет проигрышной. С другой стороны, мы знаем, что несмотря на всю привлекательность закрытия пункта 5 О для X, ход 24/20, 13/8 был бы слишком опасен – в действительности же этот ход является прямым нарушением принципов, относящихся к ситуациям попадания в клещи противника. Выходом в данной ситуации будет ход 24/20, 6/1*, который позволит побить фишку противника. Теперь мы имеем тот же тип позиции, что и в исключении 3.
Побитие О в пункте 1, 6/1* не позволяет О закрыть пункт поверх вашего блота в пункте 20, поскольку ему придется потратить половину своего броска на повторный ввод фишки в игру. Если О побьет ваш блот в пункте 1, у вас появится двойной шот, с помощью которого вы сможете прикрыть пункт 20. Только семь комбинаций позволят О ввести фишку в игру, побить вас в пункте 1 и одновременно побить вас в пункте 20, но даже в этом случае он все еще оставляет вам прямой возвратный шот в пункте 20.
Сделав ход, предложенный нами, вы практически ничего не потеряете, но можете многое приобрести. Даже если О побьет третью фишку, вы можете закрыть пункт 5 противника. Обладание им сведет на нет лидерство О и даст вам безопасность и время, чтобы закрыть пункты в вашем Доме и догнать противника.
Рассмотренные нами примеры позволяют нам выявить еще одну важный повод для побития: побитие противника как замедляющий ход. Лишив автоматически противника половины броска, вы можете сделать ход, который в другой ситуации был бы слишком опасен. В позиции 9, побив фишку противника в пункте 1, вы делаете ложный маневр, который позволяет вам двигать фишки в других местах доски.
Мы должны обратить ваше внимание на то, что целью данного побития является не возможность удержать противника на баре и не закрыть пункт 1. Если О не сможет побить вашу фишку в пункте 1, вы не должны прикрывать ее, выводя две фишки из активной игры. Оставьте в покое этот блот, если его побьют, он снова начнет свое движение по доске, принимая активное участие в игре.
В позиции 10 вы можете побить О и разделить свои фишки ходом 24/21, 6/4*. Здесь побитие противника в вашем пункте 4 имеет двоякую цель: вы надеетесь закрыть пункт 4 и, поскольку вы замедлили противника, ваше разделение в пункт 21 защищено. Даже если О снова введет фишку в игру и побьет вас в вашем Доме, вы все еще сможете создать продвинутый якорный пункт в пункте 21. Ход, совмещающий побитие и разделение, является мощным оружием. Для игрока этот ход представляет собой один из самых эффективных способов захвата продвинутого якорного пункта в Доме противника.
Несколько слов предупреждения: не путайте одобренный и рекомендованный нами ход, совмещающий побитие и разделение, с крайне неудачным ходом, предполагающим помещение слота и разделение.
В позиции 11А правильным ходом является 24/20, 6/5* – побитие и разделение. В позиции 11В неправильным является помещение слота и разделение 24/20, 6/5. Намного лучший ход – это 8/4, 24/23.
Малое разделение
Малое разделение в 2 или 3 пункта противника является менее опасным, чем большое разделение, поскольку, как правило, в этой позиции вам угрожает меньшее количество строителей вашего оппонента. Более того, ваш противник не желает закрывать пункт, который находится так же глубоко в его Доме, как его пункты 1 или 2. Даже пункт 3 соперника не представляет для него особого интереса, если он не закрыл свой пункт 4 или 5.
Так как малое разделение несет в себе меньшую опасность, вы получаете от него меньшую выгоду, поскольку оно позволяет вам оказывать меньшее давление на Двор противника и вы не можете сразу же создать продвинутый якорный пункт. В действительности же, когда вы разделяете фишки и переводите одну из них в пункт 2 противника, вы практически никогда не собираетесь закрыть этот пункт. Этот пункт не имеет почти никакой ценности: на самом деле, если противник владеет своим пунктом 8 (что часто встречается), убежать из пункта 2 намного сложнее, чем из пункта 1. Если вам пришлось закрыть пункт 2 противника на ранней стадии игры, постарайтесь освободить его при первой же возможности.
Разделение фишек с помещением одной из них в пункт 3 противника – это ход, чьи достоинства оспариваются в среде мастеров игры. Если противник не сделал невозможным для вас захват своих пунктов 4 или 5, вам стоит захватить их, так как пункт 3 находится слишком глубоко в его Доме, чтобы иметь такую же ценность, как пункты 4 или 5. Но все же пункт 3 противника позволяет вам немного приблизиться к своему Дому и оказать небольшое дополнительное давление на соперника. Один недостаток (которому часто придают слишком большое значение) разделения 1-3 (одна ваша фишка находится в пункте 1 противника, а вторая – в пункте 3) – это возможность побития обеих фишек при выпадении дубля 5-5. Вы не должны делать ходы с единственной целью избежать каких-то определенных дублей, особенно на созидательных стадиях игры.
Основная ценность малого разделения заключается в том, что оно увеличивает количество вариантов использования ваших дальних фишек и позволяет им начать движение по доске. В сравнении с неподвижным ожиданием в пункте 1 противника малое разделение дает вам намного больше возможностей для выхода в его Двор или в ваш средний пункт, в бар-пункт противника или в продвинутый якорный пункт.
Малое разделение также препятствует движению фишек противника еще двумя менее очевидными путями: оно не позволяет ему использовать слоты, поскольку они будут находиться под угрозой двойного шота, а это может заморозить его фишки и изменить статус его строителей (т.е. активные строители станут пассивным).
В позиции 12 О имеет внешнюю блокаду, которая начинается в пункте 19 и выходит в его Двор. Такие блокады обычно слабы и неэффективны, поэтому О может использовать фишки в пункте 19 и 16 для закрытия ключевых пунктов в своем Доме. Сделав ход 24/22, X может достичь пунктов 19 и 16. Дополнительные фишки противника уже не могут использоваться как активные строители, если О не хочет оставить вам возможность прямого шота.
Существует масса позиций, в которых вы можете использовать выпавшее число 1 для разделения ваших дальних фишек в пункте 1 противника либо для конструктивного хода в каком-либо другом месте доски. Если вам кажется, что оба хода имеют равные достоинства, проверьте, сколько фишек противник имеет в своем пункте 8. Если в этом пункте у противника есть только две фишки, разделение будет более предпочтительным, поскольку такой ход не позволяет ему оставить пункт 8 ради закрытия более ценного пункта внутри своего Дома.
ГЛАВА 22
ТЕОРИЯ УДВОЕНИЯ СТАВОК
Удвоение ставок – это один из наиболее важных аспектов игры в нарды. Корректные решения об удвоении ставок сами по себе дают игроку огромное преимущество над противником. Дабл-куб является ключом к победе или проигрышу. Хорошая игра фишками никогда не компенсирует серьезных ошибок при оценке возможностей для удвоения ставок.
К сожалению, легких правил, которые могли бы помочь вам при принятии решений об удвоении ставок, не существует. По мере того как вы научитесь лучше играть фишками, вы начнете лучше понимать динамику игры. А это, в свою очередь, позволит вам лучше судить об общем потенциале позиции и правильно оценивать свои шансы. Следовательно, ускоренного метода для изучения стратегии удвоения ставок не существует: вы можете увеличить знания только тогда, когда углубите свое понимание игры и ее стратегии.
Принимая во внимание все сказанное выше, мы представим вам теоретическую базу и несколько общих правил для удвоения ставок. Адекватность применения этих правил зависит исключительно от вашего понимания динамики игры и способности использовать весь свой прошлый опыт. Вы должны принять два основных решения: когда нужно удваивать ставку, а когда следует принимать предложение противника об удвоении. Давайте сначала рассмотрим вопрос, когда вам следует принимать предложения об удвоении ставок.
Принятие предложений по удвоению ставок
Принцип три к одному
В главе 7 мы упомянули, что вы можете принимать удвоение ставок, если ваши шансы на выигрыш больше 25%, и отказываться от него, если ваши шансы на победу меньше. На языке вероятностей такая зависимость называется принцип три к одному: если противник удваивает ставку, когда его шансы больше, чем три к одному (если вероятность его победы больше 75%), вы должны пасовать. Когда его шансы меньше, чем три к одному, вам следует принять предложение по удвоению ставок.
Чтобы понять, почему дело обстоит именно так, представьте, что шансы противника равны три к одному в его пользу. Это пограничный случай. Теоретически принятие предложения по удвоению ставок и отказ от него для вас равнозначны.
Если бы вы разыграли одну и ту же позицию четыре раза, пасуя каждый раз, когда на грани дабл-куба было число 2, вы бы проиграли в общей сложности четыре очка. С другой стороны, если бы каждый раз вы принимали предложение противника, вы бы проиграли три раза из четырех при удвоенных ставках, что в сумме дало бы шесть проигранных очков, и выиграли бы один раз из четырех при удвоенных ставках, что дало бы вам два выигрышных очка. Следовательно, если бы вы приняли предложение противника, то в итоге бы потеряли четыре очка. Вы бы не стали победителем, но в конце концов и не потеряли бы больше, чем если бы пасовали каждый раз.
Иногда при помощи этого принципа можно довольно точно рассчитать ваши шансы в позициях, где фишки уже снимаются с доски.
Например, в позиции 1 бросок О принесет ему победу, если он не выбросит число 1. Следовательно, двадцать пять из тридцати шести возможных комбинаций на игральных костях позволяют ему снять с доски обе фишки. Другие одиннадцать комбинаций не дадут ему такой возможности, т.е. его шансы равны двадцать пять к одиннадцати или 2,2 к 1. Поскольку шансы О на победу меньше, чем три к одному, его предложение необходимо принять. Помните, это не означает, что у вас есть шансы на победу: просто приняв предложение противника, вы в среднем теряете меньшее количество очков, чем при отказе от удвоения ставок.
Необходимо отметить, что это правило относится к тому игроку, которому предлагают удвоить ставку, а не к тому, который делает такое предложение. Игроку, который решает предложить удвоение ставок, не нужно иметь настолько большое преимущество, он может перевернуть куб, когда его шансы значительно меньше, чем три к одному. (На самом деле, иногда игроку стоит удвоить ставку, если он находится в проигрышной позиции.)
Данный принцип три к одному имеет несколько важных исключений: во-первых, он не принимает во внимание право на владение кубом, другими словами, власть, которую дает куб, и способность повторно удвоить ставку при благоприятных обстоятельствах.
И снова в качестве конкретной иллюстрации мы используем позицию, в которой игроки снимают свои фишки с доски.
В позиции 2, где право броска принадлежит О, мы можем вычислить, что шансы О больше, чем три к одному. Другими словами, шансы X на победу менее 25%: сначала О должен выбросить число 1, а затем X не должен выбросить 1. Но в данной ситуации X поступит правильно, если примет предложение противника, потому что, если О действительно выбросит 1, X получит преимущественное право на повторное удвоение ставок (которое О должен принять). Если X победит в такой позиции, он получит такую выгоду, которая вполне оправдает эту авантюру.
На практике основной недостаток принципа три к одному заключается в том, что обычно вы не можете определить, каковы действительные шансы на победу. Примеры позиций со снятием фишек с доски, которые мы только что продемонстрировали вам, – это редкие случаи, когда вы можете вычислить точные шансы (хотя мы бы не рекомендовали вам пытаться рассчитать их в уме в позиции 2). В таблице 7 в конце данной книги мы приводим точный расчет шансов при снятии с доски последних двух фишек. Давайте проанализируем несколько относительно простых позиций, которые не являются гонкой или снятием с доски в чистом виде, и подумаем, как мы можем оценить шансы.
В позиции 3 X удваивает ставку. Для того чтобы определить его шансы, О должен понять, что у него есть две выигрышных возможности: он может победить в гонке или он может побить X, когда тот будет вводить фишки в свой Дом. Ни одна из возможностей не выглядит очень привлекательной. О отстает в гонке на шестнадцать шагов, что немного выше допустимой планки (он может принять предложение по удвоению ставки, если отстает на тринадцать очков) в чистой гонке. Шансы О на побитие X также невелики – в основном они зависят от его способности выбросить комбинацию, дающую в сумме восемь очков (5/36), когда (и если) X освободит свой средний пункт и оставит блот. При таком повороте событий X будет побит приблизительно в 10% всех случаев. Если бы О пришлось рассчитывать на какой-либо один из двух вариантов действий (гонка или побитие), он бы спасовал. Но поскольку его шансы в гонке не сильно отклоняются от приемлемой планки, О, добавив еще 10% вероятности побития X, имеет вполне достаточные шансы, чтобы принять предложение противника.
В позиции 4 О отстает на сорок четыре шага. Поскольку право броска принадлежит X, у О практически нет шансов на выигрыш в гонке. Следовательно, все свои надежды О должен возлагать на возможность шота и побитие X. Существует большая вероятность того, что X оставит прямой шот для О, который даст О шансы на победу более 25% и оправдает принятие предложения. Но для того чтобы адекватно оценить шансы О, мы должны принимать во внимание то, что для победы О необходимы три определенных условия: X должен оставить шот, О обязан побить его, О необходимо победить в игре после побития X. Сочетанием В, мы обозначим вероятность (процентное отношение ко всем возможным случаям) выполнения первого условия, В2 – второго условия и В3 – третьего. Математически, вероятность выполнения всех трех условий может быть показана как следствие независимого выполнения каждого из условий, т.е. В, х В2 х В3 = В – вероятность того, что О победит.
Теперь мы можем увидеть, что третье условие будет выполнено почти наверняка, т.е. В3 = 1, поскольку в случае, если X будет побит, О практически выиграет, так как он сможет выбить X из игры. В2это шансы О на побитие X (при условии, что X оставит шот). Если X оставит шот в пункте 12, шансы О на побитие будут следующими – 18/36 = 1/2. На первый взгляд В1 шансы О получить шот кажутся довольно большими, поскольку только несколько комбинаций (6-6, 6-4, 6-5, 5-5, 4-4, 5-4, 2-2 и возможно 1-1) позволяют X безопасно передвинуть фишки из пункта 12. Но, вероятнее всего, X сделает три или четыре броска, чтобы выбросить одну из комбинаций, поэтому шансы на то, что X оставит прямой шот, равны всего лишь один к трем. Другими словами, В, = 1/3. Возвращаясь к нашей формуле, В = 1/3 x 1/2 x 1 = 1/6. Реальная вероятность победы О менее 25%, поэтому О следует пасовать.
Последние две позиции были относительно простыми. В более сложных позициях подобные расчеты были бы невозможны. Поэтому принцип три к одному может широко использоваться в качестве основного руководства, но математические расчеты шансов могут помочь вам только в ограниченном количестве случаев и никогда не заменят здравый анализ ситуации.