Игра III. Блокирующая игра 12 страница

Связь с об­щей по­зи­ци­ей

При оцен­ке при­чин для раз­де­ле­ния вы долж­ны при­ни­мать во вни­ма­ние ваш об­щий план иг­ры. Мы уже упо­ми­на­ли, что ос­нов­ной це­лью раз­де­ле­ния яв­ля­ет­ся вы­вод ва­ших даль­них фи­шек из До­ма про­тив­ни­ка. Но дру­гие ва­ши це­ли вклю­ча­­ют в се­бя удер­жи­ва­ние про­тив­ни­ка с по­мо­щью бло­ка­ды и ата­ку его фи­шек. В не­­к­от­орых слу­ча­ях пы­тать­ся осу­ще­ст­вить все три эти за­да­чи по­про­сту не­ре­аль­но и не­це­ле­со­об­раз­но. На­при­мер, вме­сто пря­мой по­пыт­ки к бег­ст­ву бо­лее удач­ным мо­жет быть ре­ши­тель­ное на­сту­п­ле­ние на про­тив­ни­ка, ко­то­рое в слу­чае ус­пе­ха по­зво­лит вам лег­ко вы­вес­ти свои даль­ние фиш­ки. В та­кой си­туа­ции раз­де­ле­ние фи­шек бу­дет по мень­шей ме­ре не­ра­зум­ным. Дан­ные про­дви­ну­тые стра­те­ги­че­ские кри­те­рии рас­смат­ри­ва­ют­ся в раз­де­ле V.

Боль­шое раз­де­ле­ние или раз­де­ле­ние в бар-пункт про­тив­ни­ка яв­ля­ют­ся по сво­ей су­ти про­во­ка­ци­он­ны­ми хо­да­ми. По­сколь­ку та­кие дей­ст­вия да­ют вам пря­мой кон­троль над внеш­ним по­лем про­тив­ни­ка, ва­ша фиш­ка в про­дви­ну­том пунк­те или бар-пунк­те не­сет опас­ность для пе­ре­дви­же­ния фи­шек со­пер­ни­ка. По этой при­чи­не у ва­ше­го про­тив­ни­ка час­то не ос­та­ет­ся дру­го­го вы­хо­да, кро­ме как ата­ко­вать вас. Ва­ша го­тов­ность к про­во­ка­ци­он­ной иг­ре, к об­ме­ну уда­ра­ми и же­ла­ние под­верг­нуть се­бя до­пол­ни­тель­ной опас­но­сти – это фун­да­мен­таль­ные обос­но­ва­ния раз­де­ле­ния, ко­­т­орые пря­мо за­ви­сят от кри­те­ри­ев, рас­смот­рен­ных на­ми в гла­ве 16. Сле­до­ва­тель­­но, чет­кое по­ни­ма­ние этих прин­ци­пов край­не не­об­хо­ди­мо для оцен­ки опас­но­сти и по­тен­ци­аль­ном вы­го­ды от раз­де­ле­ния фи­шек.

Боль­шое раз­де­ле­ние

Боль­шое раз­де­ле­ние (раз­де­ле­ние в пунк­ты 4 и 5 про­тив­ни­ка) вы­пол­ня­ет две ос­­но­вные функ­ции: оно обес­пе­чи­ва­ет вас пря­мым кон­тро­лем над внеш­ним по­лем про­тив­ни­ка и да­ет воз­мож­ность соз­дать про­дви­ну­тый якор­ный пункт.

К со­жа­ле­нию, этот ход час­то бы­ва­ет опас­ным, по­сколь­ку про­тив­ник с боль­шой до­лей ве­ро­ят­но­сти мо­жет по­бить вас или за­крыть этот пункт по­верх ва­ше­го блота. Ес­ли вас по­бьют, вы не толь­ко по­те­ряе­те темп в гон­ке, но и вре­мя на раз­ви­­тие сво­ей по­зи­ции. В слу­чае, ес­ли вам не уда­ст­ся по­бить про­тив­ни­ка при по­втор­­ном вво­де фиш­ки в иг­ру, он смо­жет сам за­крыть свой цен­ный пункт 4 или 5. Клю­­ч­евым кри­те­ри­ем для при­ня­тия ре­ше­ния об ис­поль­зо­ва­нии боль­шо­го раз­де­ле­ния яв­ля­ет­ся ко­ли­че­ст­во строи­те­лей про­тив­ни­ка, спо­соб­ных дос­тичь пунк­та, в ко­то­рый вы хо­ти­те раз­де­лить свои фиш­ки. Этот кри­те­рий мы рас­смат­ри­ва­ем ни­же.

По­па­да­ние в кле­щи про­тив­ни­ка

Да­вай­те рас­смот­рим важ­ный слу­чай, при ко­то­ром ис­поль­зо­ва­ние боль­шо­го раз­­д­ел­ения в кор­не не­вер­но. В слу­чае, ес­ли про­тив­ник име­ет до­пол­ни­тель­но­го стро­­ит­еля (в со­во­куп­но­сти – трех, вклю­чая двух строи­те­лей, из­на­чаль­но рас­по­ло­жен­ных в пунк­тах 6 и 8) или, что еще ху­же, он име­ет бо­лее чем од­но­го до­пол­ни­тель­но­го строи­те­ля, та­кое раз­де­ле­ние при­во­дит к по­па­да­нию в кле­щи про­тив­ни­ка. Как пра­ви­ло, по­па­да­ние в кле­щи про­тив­ни­ка не­сет в се­бе не­оп­рав­дан­но боль­шую опас­ность. Вы дае­те про­тив­ни­ку от­лич­ную воз­мож­ность за­крыть пункт по­верх ва­ше­го бло­та ли­бо по­бить обе фиш­ки. Риск про­иг­ры­ша в лю­бом слу­чае не сто­ит воз­мож­ных вы­год. Вы не долж­ны доб­ро­воль­но по­зво­лить про­тив­ни­ку за­жать вас в кле­щи, осо­бен­но ес­ли у вас есть дру­гой при­ем­ле­мый ва­ри­ант хо­да. Имен­но эту ошиб­ку очень час­то со­вер­ша­ют иг­ро­ки сред­не­го уров­ня.

В по­зи­ции 1А О име­ет два за­кры­тых пунк­та в сво­ем До­ме и у не­го че­ты­ре стро­­ит­еля (в пунк­тах 19, 17, 15 и 14), ко­то­рые мо­гут дос­тичь его пунк­та 5 (ваш пункт 20). Сыг­рав 24/20, вы бы по­па­ли в кле­щи, что бы­ло бы чрез­вы­чай­но опас­но для вас. В по­зи­ции 1В О име­ет трех строи­те­лей, ко­то­рые мо­гут дос­тичь его пунк­та 5. Раз­­д­ел­ение 24/20 все еще яв­ля­ет­ся серь­ез­ной ошиб­кой для X.

Пра­виль­ным в обе­их по­зи­ци­ях яв­ля­ет­ся ход 13/10, 6/5. Пе­ре­дви­нув фиш­ку из пе­ре­гру­жен­но­го пунк­та б, вы соз­дае­те до­пол­ни­тель­но­го строи­те­ля в пунк­те 5 и пе­­р­ев­од­ите но­во­го вто­ро­го строи­те­ля в свой Двор, что да­ет вам хо­ро­шие пер­спек­­т­ивы для соз­да­ния но­вых пунк­тов.

В по­зи­ции 2 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход бар/24, 13/10. Ход бар/21 по­зво­ля­ет про­тив­ни­ку за­жать вас в кле­щи, что со­вер­шен­но из­лиш­не. Еще один аль­тер­на­тив­­ный ход бар/22, 6/5 не мо­жет счи­тать­ся по­па­да­ни­ем в кле­щи по двум при­чи­нам: во-пер­вых, мы счи­та­ем, что по­пасть в кле­щи вы мо­же­те, толь­ко ис­поль­зуя боль­шое раз­де­ле­ние в пунк­ты 4 или 5 про­тив­ни­ка, и во-вто­рых, что еще бо­лее важ­но, фиш­ка в пунк­те 22 не под­вер­га­ет­ся опас­но­сти со сто­ро­ны до­пол­ни­тель­ных стро­­ит­елей О. Но тем не ме­нее по­след­ний ход яв­ля­ет­ся не­пра­виль­ным из-за за­пре­та на ис­поль­зо­ва­ние сло­та при раз­де­лен­ных фиш­ках, ко­то­рый мы де­таль­но рас­смот­­р­ели в гла­ве 17. (Ход бар/24, 8/5 так­же яв­ля­ет­ся не­же­ла­тель­ным сло­том – по­­мн­ите ли вы по­че­му?)

В по­зи­ции 3 ход 24/20 сно­ва на­ру­ша­ет пра­ви­ло, ко­то­рое гла­сит, что вы не дол­жны ста­вить свои фиш­ки в кле­щи про­тив­ни­ка без осо­бых на то при­чин. Пра­виль­­ным здесь яв­ля­ет­ся ход 24/21, 6/5, ко­то­рый нель­зя рас­смат­ри­вать как по­па­да­ние в кле­щи про­тив­ни­ка, по­сколь­ку строи­тель в пунк­те 14 не мо­жет дос­тичь фи­шек X.

Хо­тя мно­гие пар­тии про­иг­ры­ва­ют­ся из-за не­обос­но­ван­но­го по­па­да­ния в кле­щи про­тив­ни­ка, су­ще­ст­ву­ет не­сколь­ко ис­клю­че­ний из это­го пра­ви­ла. По иро­нии судь­бы в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях, где по­па­да­ние в кле­щи про­тив­ни­ка обя­за­тель­но, мно­гие иг­ро­ки бо­ят­ся сде­лать та­кой ход.

Ис­клю­че­ние 7. По­зи­ция 4 яв­ля­ет­ся при­­м­ером си­туа­ции, при ко­то­рой не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать иг­ру дей­ст­вий. О вы­вел свои даль­ние фиш­ки из До­ма X, в то вре­мя как у X все еще есть две даль­ние фиш­ки. Здесь X дол­жен не­мед­лен­но раз­де­­лить фиш­ки, да­же не­смот­ря на риск по­па­да­ния в кле­щи про­тив­ни­ка.

Иг­ра дей­ст­вий (см. по­зи­цию 4, гла­ва 18) яв­ля­ет­ся край­ним слу­ча­ем при­ме­не­­ния од­но­го из ос­нов­ных кри­те­ри­ев, рас­смот­рен­ных в гла­ве 16, а имен­но: чем мень­ше даль­них фи­шек есть у про­тив­ни­ка, тем бо­лее про­во­ка­ци­он­но и/или опас­но вы мо­же­те иг­рать.

Ес­ли боль­шин­ст­во кри­те­ри­ев, упо­мя­ну­тых в гла­ве «Безо­пас­ная иг­ра по срав­не­­нию с дерз­кой иг­рой» ука­зы­ва­ют вам на не­об­хо­ди­мость сме­ло­го хо­да, воз­мож­­но, вам сто­ит пой­ти на риск по­па­да­ния в кле­щи.

На­при­мер, в по­зи­ции 5 пра­виль­ным бу­дет ход 24/20. В дан­ном слу­чае О еще не на­чал за­кры­вать свой Дом. По­зи­ция X в его до­ме силь­нее, и у не­го есть три фиш­ки (и якор­ный пункт) в До­ме О. Все это кри­те­рии, сфор­ми­ро­ван­ные в гла­ве «Безо­пас­ная иг­ра по срав­не­нию с дерз­кой иг­рой», ко­то­рые ука­зы­ва­ют вам на не­­о­бх­од­имость сме­ло­го хо­да. Кро­ме то­го, у нас есть до­пол­ни­тель­ные мо­ти­вы для та­ко­го хо­да: у О толь­ко один до­пол­ни­тель­ный строи­тель, ко­то­рый мо­жет дос­тичь его пунк­та 5, и ко­гда у вас есть три (или бо­лее) фиш­ки, стоя­щие в од­ном и том же пунк­те, их не­об­хо­ди­мо раз­де­лить, что­бы они мог­ли при­нять ак­тив­ное уча­стие в иг­ре.

Ис­клю­че­ние 2. Ес­ли ваш про­тив­ник име­ет 5-пунк­то­вую бло­ка­ду (или ино­гда – 4-пунк­то­вую), то час­то пра­виль­ным хо­дом яв­ля­ет­ся пе­ре­дви­же­ние фи­шек в по­зи­­цию, из ко­то­рой вы смо­же­те убе­жать при сле­дую­щем бро­ске, да­же ес­ли су­ще­ст­ву­ет опас­ность то­го, что он за­кро­ет пункт по­верх ва­ше­го бло­та. Вы­яс­нить, оп­рав­дан та­кой риск или нет, час­то бы­ва­ет слож­но, все за­ви­сит от чет­кой струк­ту­ры ва­шей бло­ка­ды и вре­ме­ни, ос­тав­ше­го­ся до кон­ца иг­ры.

В по­зи­ции 6 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 24/21. О вот-вот соз­даст 5-пунк­то­вую бло­ка­ду, и у не­го есть фиш­ки в его сред­нем пунк­те, ко­то­ры­ми он мо­жет хо­дить. Ес­ли вы не нач­не­те пе­ре­дви­гать свои даль­ние фиш­ки, вам при­дет­ся хо­дить фиш­­к­ами, ко­то­рые за­ни­ма­ют жиз­нен­но важ­ные пунк­ты. Кри­те­рии для при­ня­тия по­доб­­ных ре­ше­ний рас­смат­ри­ва­ют­ся бо­лее под­роб­но в раз­де­ле V (в ча­ст­но­сти, в час­ти 3 гла­вы 28, ко­то­рая по­свя­ще­на бит­ве бло­кад). Мы при­во­дим этот при­мер здесь, не­смот­ря на то что он не от­но­сит­ся к со­зи­да­тель­ным ста­ди­ям иг­ры.

Ис­клю­че­ние 3. Ес­ли у ва­ше­го про­тив­ни­ка есть фиш­ка на ба­ре, пра­виль­ным ре­­ш­ен­ием в та­ких слу­ча­ях яв­ля­ет­ся про­дви­же­ние фи­шек в До­ме про­тив­ни­ка.

В по­зи­ции 7 пра­виль­ным бу­дет ход 24/20, 16/13. Ос­нов­ная при­чи­на, по ко­то­­рой вы бои­тесь по­пасть в кле­щи про­тив­ни­ка, за­клю­ча­ет­ся в том, что про­тив­ник име­ет воз­мож­ность за­крыть пункт по­верх ва­ше­го бло­та. Ес­ли он на­хо­дит­ся на ба­ре, он не мо­жет од­но­вре­мен­но вве­сти фиш­ку в иг­ру и за­крыть пункт, по­бив ваш блот, при ус­ло­вии, что ему не уда­ст­ся вы­бро­сить дубль (о чем вы не долж­ны бес­по­ко­­ит­ься). В са­мом худ­шем слу­чае О смо­жет вве­сти фиш­ку в иг­ру и по­бить вас блотом в пунк­те 20, что обес­пе­чит вас воз­мож­но­стью двой­но­го воз­врат­но­го шо­та (чис­лом 5 и чис­лом 4).

По той же при­чи­не в по­зи­ции 8 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 24/20, 13/11*.

Ко­гда про­тив­ник на­хо­дит­ся на ба­ре, чрез­вы­чай­но важ­но вос­поль­зо­вать­ся пред­ста­­ви­вше­йся воз­мож­но­стью и раз­де­лить свои фиш­ки. Про­фес­сио­наль­ные иг­ро­ки час­то соз­да­ют та­кие воз­мож­но­сти для раз­де­ле­ния пу­тем по­би­тия фи­шек про­тив­ни­ка.

По­би­тие и раз­де­ле­ние

В по­зи­ции 9 X уже столк­нул­ся с труд­но­стя­ми. В по­сле­дую­щих не­сколь­ких бро­сках О впол­не мо­жет за­крыть клю­че­вые пунк­ты (его пунк­ты 4 и 5, а так­же бар-пункт) и бы­ст­ро соз­дать ло­вуш­ку для даль­них фи­шек X. Ес­ли X бу­дет пас­сив­но ждать в пунк­те 1 О (на­при­мер, 13/8, 13/9), его по­зи­ция, ве­ро­ят­но, бы­ст­ро ста­нет про­­и­гры­шной. С дру­гой сто­ро­ны, мы зна­ем, что не­смот­ря на всю при­вле­ка­тель­ность за­кры­тия пунк­та 5 О для X, ход 24/20, 13/8 был бы слиш­ком опа­сен – в дей­ст­ви­­тел­ьн­ости же этот ход яв­ля­ет­ся пря­мым на­ру­ше­ни­ем прин­ци­пов, от­но­ся­щих­ся к си­­ту­ац­иям по­па­да­ния в кле­щи про­тив­ни­ка. Вы­хо­дом в дан­ной си­туа­ции бу­дет ход 24/20, 6/1*, ко­то­рый по­зво­лит по­бить фиш­ку про­тив­ни­ка. Те­перь мы име­ем тот же тип по­зи­ции, что и в ис­клю­че­нии 3.

По­би­тие О в пунк­те 1, 6/1* не по­зво­ля­ет О за­крыть пункт по­верх ва­ше­го бло­та в пунк­те 20, по­сколь­ку ему при­дет­ся по­тра­тить по­ло­ви­ну сво­его бро­ска на по­втор­­ный ввод фиш­ки в иг­ру. Ес­ли О по­бьет ваш блот в пунк­те 1, у вас поя­вит­ся двой­ной шот, с по­мо­щью ко­то­ро­го вы смо­же­те при­крыть пункт 20. Толь­ко семь ком­­б­ин­аций по­зво­лят О вве­сти фиш­ку в иг­ру, по­бить вас в пунк­те 1 и од­но­вре­мен­но по­бить вас в пунк­те 20, но да­же в этом слу­чае он все еще ос­тав­ля­ет вам пря­мой воз­врат­ный шот в пунк­те 20.

Сде­лав ход, пред­ло­жен­ный на­ми, вы прак­ти­че­ски ни­че­го не по­те­ряе­те, но мо­­ж­ете мно­гое при­об­ре­сти. Да­же ес­ли О по­бьет тре­тью фиш­ку, вы мо­же­те за­крыть пункт 5 про­тив­ни­ка. Об­ла­да­ние им све­дет на нет ли­дер­ст­во О и даст вам безо­­па­сность и вре­мя, что­бы за­крыть пунк­ты в ва­шем До­ме и дог­нать про­тив­ни­ка.

Рас­смот­рен­ные на­ми при­ме­ры по­зво­ля­ют нам вы­явить еще од­ну важ­ный по­вод для по­би­тия: по­би­тие про­тив­ни­ка как за­мед­ляю­щий ход. Ли­шив ав­то­ма­ти­че­ски про­тив­­н­ика по­ло­ви­ны бро­ска, вы мо­же­те сде­лать ход, ко­то­рый в дру­гой си­туа­ции был бы слиш­ком опа­сен. В по­зи­ции 9, по­бив фиш­ку про­тив­ни­ка в пунк­те 1, вы де­лае­те лож­ный ма­невр, ко­то­рый по­зво­ля­ет вам дви­гать фиш­ки в дру­гих мес­тах дос­ки.

Мы долж­ны об­ра­тить ва­ше вни­ма­ние на то, что це­лью дан­но­го по­би­тия яв­ля­­е­тся не воз­мож­ность удер­жать про­тив­ни­ка на ба­ре и не за­крыть пункт 1. Ес­ли О не смо­жет по­бить ва­шу фиш­ку в пунк­те 1, вы не долж­ны при­кры­вать ее, вы­во­дя две фиш­ки из ак­тив­ной иг­ры. Ос­тавь­те в по­кое этот блот, ес­ли его по­бьют, он сно­ва нач­нет свое дви­же­ние по дос­ке, при­ни­мая ак­тив­ное уча­стие в иг­ре.

В по­зи­ции 10 вы мо­же­те по­бить О и раз­де­лить свои фиш­ки хо­дом 24/21, 6/4*. Здесь по­би­тие про­тив­ни­ка в ва­шем пунк­те 4 име­ет двоя­кую цель: вы на­дее­тесь за­крыть пункт 4 и, по­сколь­ку вы за­мед­ли­ли про­тив­ни­ка, ва­ше раз­де­ле­ние в пункт 21 за­щи­ще­но. Да­же ес­ли О сно­ва вве­дет фиш­ку в иг­ру и по­бьет вас в ва­шем До­ме, вы все еще смо­же­те соз­дать про­дви­ну­тый якор­ный пункт в пунк­те 21. Ход, со­вме­­ща­ющий по­би­тие и раз­де­ле­ние, яв­ля­ет­ся мощ­ным ору­жи­ем. Для иг­ро­ка этот ход пред­став­ля­ет со­бой один из са­мых эф­фек­тив­ных спо­со­бов за­хва­та про­дви­ну­то­го якор­но­го пунк­та в До­ме про­тив­ни­ка.

Не­сколь­ко слов пре­ду­пре­ж­де­ния: не пу­тай­те одоб­рен­ный и ре­ко­мен­до­ван­ный на­ми ход, со­вме­щаю­щий по­би­тие и раз­де­ле­ние, с край­не не­удач­ным хо­дом, пред­­п­ол­ага­ющим по­ме­ще­ние сло­та и раз­де­ле­ние.

В по­зи­ции 11А пра­виль­ным хо­дом яв­ля­ет­ся 24/20, 6/5* – по­би­тие и раз­де­ле­­ние. В по­зи­ции 11В не­пра­виль­ным яв­ля­ет­ся по­ме­ще­ние сло­та и раз­де­ле­ние 24/20, 6/5. На­мно­го луч­ший ход – это 8/4, 24/23.

Ма­лое раз­де­ле­ние

Ма­лое раз­де­ле­ние в 2 или 3 пунк­та про­тив­ни­ка яв­ля­ет­ся ме­нее опас­ным, чем боль­шое раз­де­ле­ние, по­сколь­ку, как пра­ви­ло, в этой по­зи­ции вам уг­ро­жа­ет мень­шее ко­ли­че­ст­во строи­те­лей ва­ше­го оп­по­нен­та. Бо­лее то­го, ваш про­тив­ник не же­­л­ает за­кры­вать пункт, ко­то­рый на­хо­дит­ся так же глу­бо­ко в его До­ме, как его пунк­ты 1 или 2. Да­же пункт 3 со­пер­ни­ка не пред­став­ля­ет для не­го осо­бо­го ин­те­ре­са, ес­ли он не за­крыл свой пункт 4 или 5.

Так как ма­лое раз­де­ле­ние не­сет в се­бе мень­шую опас­ность, вы по­лу­чае­те от не­го мень­шую вы­го­ду, по­сколь­ку оно по­зво­ля­ет вам ока­зы­вать мень­шее дав­ле­ние на Двор про­тив­ни­ка и вы не мо­же­те сра­зу же соз­дать про­дви­ну­тый якор­ный пункт. В дей­ст­ви­тель­но­сти же, ко­гда вы раз­де­ляе­те фиш­ки и пе­ре­во­ди­те од­ну из них в пункт 2 про­тив­ни­ка, вы прак­ти­че­ски ни­ко­гда не со­би­рае­тесь за­крыть этот пункт. Этот пункт не име­ет поч­ти ни­ка­кой цен­но­сти: на са­мом де­ле, ес­ли про­тив­ник вла­­д­еет сво­им пунк­том 8 (что час­то встре­ча­ет­ся), убе­жать из пунк­та 2 на­мно­го слож­нее, чем из пунк­та 1. Ес­ли вам при­шлось за­крыть пункт 2 про­тив­ни­ка на ран­ней ста­дии иг­ры, по­ста­рай­тесь ос­во­бо­дить его при пер­вой же воз­мож­но­сти.

Раз­де­ле­ние фи­шек с по­ме­ще­ни­ем од­ной из них в пункт 3 про­тив­ни­ка – это ход, чьи дос­то­ин­ст­ва ос­па­ри­ва­ют­ся в сре­де мас­те­ров иг­ры. Ес­ли про­тив­ник не сде­лал не­воз­мож­ным для вас за­хват сво­их пунк­тов 4 или 5, вам сто­ит за­хва­тить их, так как пункт 3 на­хо­дит­ся слиш­ком глу­бо­ко в его До­ме, что­бы иметь та­кую же цен­ность, как пунк­ты 4 или 5. Но все же пункт 3 про­тив­ни­ка по­зво­ля­ет вам не­мно­го при­бли­зить­ся к сво­ему До­му и ока­зать не­боль­шое до­пол­ни­тель­ное дав­ле­ние на со­пер­ни­ка. Один не­дос­та­ток (ко­то­ро­му час­то при­да­ют слиш­ком боль­шое зна­че­ние) раз­де­ле­ния 1-3 (од­на ва­ша фиш­ка на­хо­дит­ся в пунк­те 1 про­тив­ни­ка, а вто­рая – в пунк­те 3) – это воз­мож­ность по­би­тия обе­их фи­шек при вы­па­де­нии дуб­ля 5-5. Вы не долж­ны де­лать хо­ды с един­ст­вен­ной це­лью из­бе­жать ка­ких-то оп­ре­де­лен­­ных дуб­лей, осо­бен­но на со­зи­да­тель­ных ста­ди­ях иг­ры.

Ос­нов­ная цен­ность ма­ло­го раз­де­ле­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что оно уве­ли­чи­ва­ет ко­ли­че­ст­во ва­ри­ан­тов ис­поль­зо­ва­ния ва­ших даль­них фи­шек и по­зво­ля­ет им на­чать дви­же­ние по дос­ке. В срав­не­нии с не­под­виж­ным ожи­да­ни­ем в пунк­те 1 про­­ти­вн­ика ма­лое раз­де­ле­ние да­ет вам на­мно­го боль­ше воз­мож­но­стей для вы­хо­да в его Двор или в ваш сред­ний пункт, в бар-пункт про­тив­ни­ка или в про­дви­ну­тый якор­ный пункт.

Ма­лое раз­де­ле­ние так­же пре­пят­ст­ву­ет дви­же­нию фи­шек про­тив­ни­ка еще дву­мя ме­нее оче­вид­ны­ми пу­тя­ми: оно не по­зво­ля­ет ему ис­поль­зо­вать сло­ты, по­сколь­ку они бу­дут на­хо­дить­ся под уг­ро­зой двой­но­го шо­та, а это мо­жет за­мо­ро­зить его фиш­ки и из­ме­нить ста­тус его строи­те­лей (т.е. ак­тив­ные строи­те­ли ста­нут пас­сив­­ным).

В по­зи­ции 12 О име­ет внеш­нюю бло­ка­ду, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся в пунк­те 19 и вы­хо­дит в его Двор. Та­кие бло­ка­ды обыч­но сла­бы и не­эф­фек­тив­ны, по­это­му О мо­жет ис­поль­зо­вать фиш­ки в пунк­те 19 и 16 для за­кры­тия клю­че­вых пунк­тов в сво­ем До­ме. Сде­лав ход 24/22, X мо­жет дос­тичь пунк­тов 19 и 16. До­пол­ни­тель­­ные фиш­ки про­тив­ни­ка уже не мо­гут ис­поль­зо­вать­ся как ак­тив­ные строи­те­ли, ес­ли О не хо­чет ос­та­вить вам воз­мож­ность пря­мо­го шо­та.

Су­ще­ст­ву­ет мас­са по­зи­ций, в ко­то­рых вы мо­же­те ис­поль­зо­вать вы­пав­шее чис­ло 1 для раз­де­ле­ния ва­ших даль­них фи­шек в пунк­те 1 про­тив­ни­ка ли­бо для кон­­с­тру­кти­вн­ого хо­да в ка­ком-ли­бо дру­гом мес­те дос­ки. Ес­ли вам ка­жет­ся, что оба хо­да име­ют рав­ные дос­то­ин­ст­ва, про­верь­те, сколь­ко фи­шек про­тив­ник име­ет в сво­ем пунк­те 8. Ес­ли в этом пунк­те у про­тив­ни­ка есть толь­ко две фиш­ки, раз­де­­л­ение бу­дет бо­лее пред­поч­ти­тель­ным, по­сколь­ку та­кой ход не по­зво­ля­ет ему ос­та­вить пункт 8 ра­ди за­кры­тия бо­лее цен­но­го пунк­та внут­ри сво­его До­ма.


ГЛА­ВА 22

ТЕО­РИЯ УД­ВОЕ­НИЯ СТА­ВОК

Уд­вое­ние ста­вок – это один из наи­бо­лее важ­ных ас­пек­тов иг­ры в нар­ды. Кор­рект­­ные ре­ше­ния об уд­вое­нии ста­вок са­ми по се­бе да­ют иг­ро­ку ог­ром­ное пре­иму­ще­­с­тво над про­тив­ни­ком. Дабл-куб яв­ля­ет­ся клю­чом к по­бе­де или про­иг­ры­шу. Хо­­р­ошая иг­ра фиш­ка­ми ни­ко­гда не ком­пен­си­ру­ет серь­ез­ных оши­бок при оцен­ке воз­­мо­жн­остей для уд­вое­ния ста­вок.

К со­жа­ле­нию, лег­ких пра­вил, ко­то­рые мог­ли бы по­мочь вам при при­ня­тии ре­­ш­ений об уд­вое­нии ста­вок, не су­ще­ст­ву­ет. По ме­ре то­го как вы нау­чи­тесь луч­ше иг­рать фиш­ка­ми, вы нач­не­те луч­ше по­ни­мать ди­на­ми­ку иг­ры. А это, в свою оче­редь, по­зво­лит вам луч­ше су­дить об об­щем по­тен­циа­ле по­зи­ции и пра­виль­но оце­­н­ивать свои шан­сы. Сле­до­ва­тель­но, ус­ко­рен­но­го ме­то­да для изу­че­ния стра­те­гии уд­вое­ния ста­вок не су­ще­ст­ву­ет: вы мо­же­те уве­ли­чить зна­ния толь­ко то­гда, ко­гда уг­лу­би­те свое по­ни­ма­ние иг­ры и ее стра­те­гии.

При­ни­мая во вни­ма­ние все ска­зан­ное вы­ше, мы пред­ста­вим вам тео­ре­ти­че­скую ба­зу и не­сколь­ко об­щих пра­вил для уд­вое­ния ста­вок. Аде­к­ват­ность при­ме­не­ния этих пра­вил за­ви­сит ис­клю­чи­тель­но от ва­ше­го по­ни­ма­ния ди­на­ми­ки иг­ры и спо­­со­бн­ости ис­поль­зо­вать весь свой про­шлый опыт. Вы долж­ны при­нять два ос­нов­­ных ре­ше­ния: ко­гда нуж­но уд­ваи­вать став­ку, а ко­гда сле­ду­ет при­ни­мать пред­ло­­ж­ение про­тив­ни­ка об уд­вое­нии. Да­вай­те сна­ча­ла рас­смот­рим во­прос, ко­гда вам сле­ду­ет при­ни­мать пред­ло­же­ния об уд­вое­нии ста­вок.

При­ня­тие пред­ло­же­ний по уд­вое­нию ста­вок

Прин­цип три к од­но­му

В гла­ве 7 мы упо­мя­ну­ли, что вы мо­же­те при­ни­мать уд­вое­ние ста­вок, ес­ли ва­ши шан­сы на вы­иг­рыш боль­ше 25%, и от­ка­зы­вать­ся от не­го, ес­ли ва­ши шан­сы на по­бе­ду мень­ше. На язы­ке ве­ро­ят­но­стей та­кая за­ви­си­мость на­зы­ва­ет­ся прин­цип три к од­­н­ому: ес­ли про­тив­ник уд­ваи­ва­ет став­ку, ко­гда его шан­сы боль­ше, чем три к од­но­му (ес­ли ве­ро­ят­ность его по­бе­ды боль­ше 75%), вы долж­ны па­со­вать. Ко­гда его шан­сы мень­ше, чем три к од­но­му, вам сле­ду­ет при­нять пред­ло­же­ние по уд­вое­нию ста­вок.

Что­бы по­нять, по­че­му де­ло об­сто­ит имен­но так, пред­ставь­те, что шан­сы про­­ти­вн­ика рав­ны три к од­но­му в его поль­зу. Это по­гра­нич­ный слу­чай. Тео­ре­ти­че­ски при­ня­тие пред­ло­же­ния по уд­вое­нию ста­вок и от­каз от не­го для вас рав­но­знач­ны.

Ес­ли бы вы ра­зы­гра­ли од­ну и ту же по­зи­цию че­ты­ре раза, па­суя ка­ж­дый раз, ко­гда на гра­ни дабл-ку­ба бы­ло чис­ло 2, вы бы про­иг­ра­ли в об­щей слож­но­сти че­ты­ре оч­ка. С дру­гой сто­ро­ны, ес­ли бы ка­ж­дый раз вы при­ни­ма­ли пред­ло­же­ние про­тив­­н­ика, вы бы про­иг­ра­ли три раза из че­ты­рех при уд­во­ен­ных став­ках, что в сум­ме да­ло бы шесть про­иг­ран­ных оч­ков, и вы­иг­ра­ли бы один раз из че­ты­рех при уд­во­ен­ных став­ках, что да­ло бы вам два вы­иг­рыш­ных оч­ка. Сле­до­ва­тель­но, ес­ли бы вы при­ня­ли пред­ло­же­ние про­тив­ни­ка, то в ито­ге бы по­те­ря­ли че­ты­ре оч­ка. Вы бы не ста­ли по­бе­ди­те­лем, но в кон­це кон­цов и не по­те­ря­ли бы боль­ше, чем ес­ли бы па­со­ва­ли ка­ж­дый раз.

Ино­гда при по­мо­щи это­го прин­ци­па мож­но до­воль­но точ­но рас­счи­тать ва­ши шан­сы в по­зи­ци­ях, где фиш­ки уже сни­ма­ют­ся с дос­ки.

На­при­мер, в по­зи­ции 1 бро­сок О при­не­сет ему по­бе­ду, ес­ли он не вы­бро­сит чис­ло 1. Сле­до­ва­тель­но, два­дцать пять из три­дца­ти шес­ти воз­мож­ных ком­би­на­ций на иг­раль­ных кос­тях по­зво­ля­ют ему снять с дос­ки обе фиш­ки. Дру­гие один­на­д­цать ком­би­на­ций не да­дут ему та­кой воз­мож­но­сти, т.е. его шан­сы рав­ны два­дцать пять к один­на­дца­ти или 2,2 к 1. По­сколь­ку шан­сы О на по­бе­ду мень­ше, чем три к од­но­му, его пред­ло­же­ние не­об­хо­ди­мо при­нять. Пом­ни­те, это не оз­на­ча­ет, что у вас есть шан­сы на по­бе­ду: про­сто при­няв пред­ло­же­ние про­тив­ни­ка, вы в сред­нем те­ряе­те мень­шее ко­ли­че­ст­во оч­ков, чем при от­ка­зе от уд­вое­ния ста­вок.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что это пра­ви­ло от­но­сит­ся к то­му иг­ро­ку, ко­то­ро­му пред­­л­аг­ают уд­во­ить став­ку, а не к то­му, ко­то­рый де­ла­ет та­кое пред­ло­же­ние. Иг­ро­ку, ко­то­рый ре­ша­ет пред­ло­жить уд­вое­ние ста­вок, не нуж­но иметь на­столь­ко боль­шое пре­иму­ще­ст­во, он мо­жет пе­ре­вер­нуть куб, ко­гда его шан­сы зна­чи­тель­но мень­ше, чем три к од­но­му. (На са­мом де­ле, ино­гда иг­ро­ку сто­ит уд­во­ить став­ку, ес­ли он на­хо­дит­ся в про­иг­рыш­ной по­зи­ции.)

Дан­ный прин­цип три к од­но­му име­ет не­сколь­ко важ­ных ис­клю­че­ний: во-пер­вых, он не при­ни­ма­ет во вни­ма­ние пра­во на вла­де­ние ку­бом, дру­ги­ми сло­ва­ми, власть, ко­то­рую да­ет куб, и спо­соб­ность по­втор­но уд­во­ить став­ку при бла­го­при­­я­тных об­стоя­тель­ст­вах.

И сно­ва в ка­че­ст­ве кон­крет­ной ил­лю­ст­ра­ции мы ис­поль­зу­ем по­зи­цию, в ко­то­­рой иг­ро­ки сни­ма­ют свои фиш­ки с дос­ки.

В по­зи­ции 2, где пра­во бро­ска при­над­ле­жит О, мы мо­жем вы­чис­лить, что шан­сы О боль­ше, чем три к од­но­му. Дру­ги­ми сло­ва­ми, шан­сы X на по­бе­ду ме­нее 25%: сна­ча­ла О дол­жен вы­бро­сить чис­ло 1, а за­тем X не дол­жен вы­бро­сить 1. Но в дан­ной си­туа­ции X по­сту­пит пра­виль­но, ес­ли при­мет пред­ло­же­ние про­тив­ни­ка, по­­т­ому что, ес­ли О дей­ст­ви­тель­но вы­бро­сит 1, X по­лу­чит пре­иму­ще­ст­вен­ное пра­во на по­втор­ное уд­вое­ние ста­вок (ко­то­рое О дол­жен при­нять). Ес­ли X по­бе­дит в та­кой по­зи­ции, он по­лу­чит та­кую вы­го­ду, ко­то­рая впол­не оп­рав­да­ет эту аван­тю­ру.

На прак­ти­ке ос­нов­ной не­дос­та­ток прин­ци­па три к од­но­му за­клю­ча­ет­ся в том, что обыч­но вы не мо­же­те оп­ре­де­лить, ка­ко­вы дей­ст­ви­тель­ные шан­сы на по­бе­ду. При­ме­ры по­зи­ций со сня­ти­ем фи­шек с дос­ки, ко­то­рые мы толь­ко что про­де­мон­­с­тр­ир­ов­али вам, – это ред­кие слу­чаи, ко­гда вы мо­же­те вы­чис­лить точ­ные шан­сы (хо­тя мы бы не ре­ко­мен­до­ва­ли вам пы­тать­ся рас­счи­тать их в уме в по­зи­ции 2). В таб­ли­це 7 в кон­це дан­ной кни­ги мы при­во­дим точ­ный рас­чет шан­сов при сня­тии с дос­ки по­след­них двух фи­шек. Да­вай­те про­ана­ли­зи­ру­ем не­сколь­ко от­но­си­­тел­ьно про­стых по­зи­ций, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся гон­кой или сня­ти­ем с дос­ки в чи­стом ви­де, и по­ду­ма­ем, как мы мо­жем оце­нить шан­сы.

В по­зи­ции 3 X уд­ваи­ва­ет став­ку. Для то­го что­бы оп­ре­де­лить его шан­сы, О дол­жен по­нять, что у не­го есть две вы­иг­рыш­ных воз­мож­но­сти: он мо­жет по­бе­дить в гон­ке или он мо­жет по­бить X, ко­гда тот бу­дет вво­дить фиш­ки в свой Дом. Ни од­на из воз­мож­но­стей не вы­гля­дит очень при­вле­ка­тель­ной. О от­ста­ет в гон­ке на ше­ст­­н­адцать ша­гов, что не­мно­го вы­ше до­пус­ти­мой план­ки (он мо­жет при­нять пред­­л­ож­ение по уд­вое­нию став­ки, ес­ли от­ста­ет на три­на­дцать оч­ков) в чис­той гон­ке. Шан­сы О на по­би­тие X так­же не­ве­ли­ки – в ос­нов­ном они за­ви­сят от его спо­соб­­н­ости вы­бро­сить ком­би­на­цию, даю­щую в сум­ме во­семь оч­ков (5/36), ко­гда (и ес­ли) X ос­во­бо­дит свой сред­ний пункт и ос­та­вит блот. При та­ком по­во­ро­те со­­б­ытий X бу­дет по­бит при­бли­зи­тель­но в 10% всех слу­ча­ев. Ес­ли бы О при­шлось рас­счи­ты­вать на ка­кой-ли­бо один из двух ва­ри­ан­тов дей­ст­вий (гон­ка или по­би­­тие), он бы спа­со­вал. Но по­сколь­ку его шан­сы в гон­ке не силь­но от­кло­ня­ют­ся от при­ем­ле­мой план­ки, О, до­ба­вив еще 10% ве­ро­ят­но­сти по­би­тия X, име­ет впол­не дос­та­точ­ные шан­сы, что­бы при­нять пред­ло­же­ние про­тив­ни­ка.

В по­зи­ции 4 О от­ста­ет на со­рок че­ты­ре ша­га. По­сколь­ку пра­во бро­ска при­над­­л­ежит X, у О прак­ти­че­ски нет шан­сов на вы­иг­рыш в гон­ке. Сле­до­ва­тель­но, все свои на­де­ж­ды О дол­жен воз­ла­гать на воз­мож­ность шо­та и по­би­тие X. Су­ще­ст­ву­ет боль­шая ве­ро­ят­ность то­го, что X ос­та­вит пря­мой шот для О, ко­то­рый даст О шан­сы на по­бе­ду бо­лее 25% и оп­рав­да­ет при­ня­тие пред­ло­же­ния. Но для то­го что­бы аде­к­­ва­тно оце­нить шан­сы О, мы долж­ны при­ни­мать во вни­ма­ние то, что для по­бе­ды О не­об­хо­ди­мы три оп­ре­де­лен­ных ус­ло­вия: X дол­жен ос­та­вить шот, О обя­зан по­бить его, О не­об­хо­ди­мо по­бе­дить в иг­ре по­сле по­би­тия X. Со­че­та­ни­ем В, мы обо­­зн­ачим ве­ро­ят­ность (про­цент­ное от­но­ше­ние ко всем воз­мож­ным слу­ча­ям) вы­пол­­н­ения пер­во­го ус­ло­вия, В2 – вто­ро­го ус­ло­вия и В3 – третье­го. Ма­те­ма­ти­че­ски, ве­ро­ят­ность вы­пол­не­ния всех трех ус­ло­вий мо­жет быть по­ка­за­на как след­ст­вие не­за­ви­си­мо­го вы­пол­не­ния ка­ж­до­го из ус­ло­вий, т.е. В, х В2 х В3 = В – ве­ро­ят­ность то­го, что О по­бе­дит.

Те­перь мы мо­жем уви­деть, что третье ус­ло­вие бу­дет вы­пол­не­но поч­ти на­вер­­н­яка, т.е. В3 = 1, по­сколь­ку в слу­чае, ес­ли X бу­дет по­бит, О прак­ти­че­ски вы­иг­ра­­ет, так как он смо­жет вы­бить X из иг­ры. В2это шан­сы О на по­би­тие X (при ус­ло­вии, что X ос­та­вит шот). Ес­ли X ос­та­вит шот в пунк­те 12, шан­сы О на по­би­­тие бу­дут сле­дую­щи­ми – 18/36 = 1/2. На пер­вый взгляд В1 шан­сы О по­лу­чить шот ка­жут­ся до­воль­но боль­ши­ми, по­сколь­ку толь­ко не­сколь­ко ком­би­на­ций (6-6, 6-4, 6-5, 5-5, 4-4, 5-4, 2-2 и воз­мож­но 1-1) по­зво­ля­ют X безо­пас­но пе­ре­дви­нуть фиш­ки из пунк­та 12. Но, ве­ро­ят­нее все­го, X сде­ла­ет три или че­ты­ре бро­ска, что­бы вы­бро­сить од­ну из ком­би­на­ций, по­это­му шан­сы на то, что X ос­та­вит пря­мой шот, рав­ны все­го лишь один к трем. Дру­ги­ми сло­ва­ми, В, = 1/3. Воз­вра­ща­ясь к на­шей фор­му­ле, В = 1/3 x 1/2 x 1 = 1/6. Ре­аль­ная ве­ро­ят­ность по­бе­ды О ме­нее 25%, по­­эт­ому О сле­ду­ет па­со­вать.

По­след­ние две по­зи­ции бы­ли от­но­си­тель­но про­сты­ми. В бо­лее слож­ных по­зи­­ц­иях по­доб­ные рас­че­ты бы­ли бы не­воз­мож­ны. По­это­му прин­цип три к од­но­му мо­жет ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся в ка­че­ст­ве ос­нов­но­го ру­ко­во­дства, но ма­те­ма­ти­че­ские рас­че­ты шан­сов мо­гут по­мочь вам толь­ко в ог­ра­ни­чен­ном ко­ли­че­ст­ве слу­ча­ев и ни­ко­гда не за­ме­нят здра­вый ана­лиз си­туа­ции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: