В позиции 35 вам следует освободить свой бар-пункт 7/1, 7/6, потому что альтернативный ход 8/7, 8/2 оставляет вас в крайне опасной и негибкой позиции с единственной свободной фишкой в пункте 7.
Чтобы поддерживать гибкость своей позиции, важно избегать вывода фишек из активной игры, равно как и скопление фишек в одном пункте в средине игры серьезно снижает гибкость вашей позиции.
Например, в позиции 36 правильным будет ход 10/6, а не закрытие пункта 1 – 5/1.
Закрытие пункта 1 является частой ошибкой при снятии фишек с доски в игре, где противник удерживает только ваш пункт 2. Аналогично в ситуации, когда вы закрыли доску для своего противника, стоящего на баре, вы должны избегать ввода своих фишек во внутренние пункты Дома (пункты 1-3), а вместо этого вам следует вводить фишки в дальние его пункты. Идеальная позиция ввода фишек в Дом показана в позиции 37, где ваши свободные фишки расположены в пунктах 4-6.
|
|
Вы должны избегать ввода двух дополнительных фишек во внутренние пункты своего Дома, как это показано в позиции 38. Из-за того, что эти две фишки не участвуют в активной игре, ваш выбор ходов существенно ограничен и, следовательно, у вас больше шансов на оставление шота для противника.
Позиция 39 является еще одним примером неудачной позиции ввода фишек в Дом. Здесь практически любой вариант использования числа 6 вынудит X сразу же оставить шот. Если X повезет и он выбросит комбинацию 3-2, правильным ходом будет немедленное освобождение бар-пункта, а не ход 8/3, который снова сделает позицию негибкой и опасной.
Вы можете достичь прочной позиции, освободив какой-либо пункт раньше, что вполне стоит риска небольшого количества непрямых шотов. В частности, если ваш противник все еще имеет фишку на баре, вы можете воспользоваться этой возможностью и освободить пункты, которые в дальнейшем освободить будет значительно сложнее.
В позиции 40 X может сыграть безопасно 8/6, 5/1, но этот ход неудачен по нескольким причинам: поскольку противник находится на баре, вам стоит рискнуть и сделать ход 9/3 и освободить пункт 9 как можно раньше, результатом чего станет хорошее распределение остальных ваших фишек.
С другой стороны, ход 8/6, 5/1 оставляет вас без свободных фишек, так как вы убили еще одну фишку в пункте 1 и расположили две оставшиеся свободные фишки в одном и том же пункте.
|
|
Помните: чтобы сохранять свои фишки в активной игре, вы должны распределить их по разным пунктам. Избегайте скопления фишек в одном пункте.
Следующие три позиции часто возникают в реальных играх, и почти всегда они разыгрываются неверно. В каждой из этих позиций вы можете прямо ввести в Дом две фишки, что создаст вам безопасную позицию. Но вы можете достичь еще более безопасной позиции, если не позволите двум фишкам закончить ход в одном и том же пункте.
Правильными в позициях 41А, 41В, 41С будут соответственно ходы 7/4, 11/4 и 11/5, 12/7. В каждом случае дополнительная диверсификация вариантов использования выпавших чисел, достигнутая с помощью развертывания свободных фишек, позволит вам удачно разыграть почти любую последовательность бросков.
Вы можете сразу же увидеть преимущество рекомендованных нами ходов, если сравните эти позиции после того, как X выбросит дубль 6-6.
Позиция 42 сходна с позицией 41С. Лучшим ходом в данной ситуации является ход 11/5, 12/7, несмотря на то что он оставляет шот с вероятностью семнадцать к одному (комбинация 3-4). Более очевидный ход 12/6, 11/6 является безопасным для следующего броска, но несет в себе большую опасность при дальнейших бросках. Вследствие того, что вместо диверсификации две фишки X стоят вместе в пункте 6, X может столкнуться с серьезными неприятностями, в частности, если он выбросит несколько троек.
Последний пример диверсификации показан в позиции 43.
На первый взгляд кажется, что в данной ситуации нет никаких причин для того, чтобы не сделать безопасный ход и закрыть пункт 10. Но, даже если ваш противник останется на баре, вам придется освободить пункт 10 в следующем броске и оставить О шот с вероятностью семнадцать к одному: при выпадении комбинации 6-4. Поскольку вам в любом случае придется оставить шот с вероятностью семнадцать к одному, лучше сделать это немедленно, сыграв 16/9 и оставив фишки распределенными в разных пунктах.
Следует заметить, что ход 11/5, 16/15 является менее удачным, поскольку, по всей видимости, X не сможет безопасно вывести свою фишку из пункта 15 за один бросок после того, как О снова введет свою фишку в игру.
Возможности для гэммона
В первой части данной главы мы показали вам, как можно максимально безопасно снять фишки с доски. Возможность гэммона в финальных стадиях игры – это еще один фактор, который может повлиять на ваш выбор ходов.
Вы закрыли свою доску для противника
Предположим, что ваш противник закрыт на баре: у него есть фишка на баре, а вы закрыли свою доску. Совершенно ясно, что чем больше у противника фишек на баре, тем выше вероятность возникновения ситуации гэммона. Но чем больше фишек противника вы закрыли на баре, тем большую опасность они представляют для вас в процессе снятия фишек с доски: вы можете оставить свою фишку незащищенной до того, как противник снова введет в игру все свои фишки. Каждая дополнительная фишка противника, побитая вами, увеличивает количество времени, которое противник проведет на баре, ожидая возможности для шота. Поэтому с вашей стороны будет крайне неразумно бить большее число фишек противника, чем это необходимо для того, чтобы гарантировать возникновение ситуации гэммона. Закрытие на баре трех фишек соперника даст вам очень большие шансы на выигрыш гэммона. Но наличие на баре более чем трех фишек противника чрезмерно и потенциально опасно.
|
|
В позиции 44 X не следует бить. Правильным является ход 18/16, 6/5 (помните о защите от выпадения дубля 6-6). Если вы из жадности побьете четвертую фишку противника, вы можете проиграть в следующей ситуации: хотя вы успешно освободите пункты 6, 5 и 4, О введет в игру только три свои фишки. Теперь вы неизбежно приходите к позиции с нечетным количеством фишек в пункте 3. Следовательно, вы будете вынуждены оставить шот, который противник все еще может побить своей последней фишкой из бара.
Если вы закрываете две фишки О, и у него нет других фишек во Дворах, у О есть некоторые шансы избежать гэммона. В таком случае ваши шансы на выигрыш гэммона составляют немногим более 40% – в зависимости от того, как вы используете свои возможности при снятии фишек с доски. Следовательно, когда у противника нет фишек во внешнем поле (т.е. во Дворах), чтобы гарантировать возникновение ситуации гэммона, вам следует попытаться побить его третью фишку. Если на баре закрыта только одна фишка противника, вам определенно необходимо побить его вторую фишку, поскольку в такой ситуации у вас нет шансов на гэммон, ибо все остальные фишки противника находятся в его Доме.
В позиции 45 при наличии двух фишек противника, закрытых на баре, у X есть весьма умеренные шансы на выигрыш гэммона. Правильным ходом для комбинации 5-1 является 5/off, 4/3, а для комбинации 3-1 – ход 4/off. Отметим, что освобождение пункта 6 было бы наиболее безопасным ходом (6/5, 6/1 – в случае А, 6/5, 6/3 – в случае В), но риск при использовании рекомендованных нами ходов минимален, а небольшая опасность вполне оправдывается увеличением ваших шансов на выигрыш гэммона.
|
|
Если бы у О была одна или три фишки на баре, X сделал бы самый безопасный из возможных ходов. Идти на риск при одной фишке противника на баре не стоит, потому что ваши шансы на гэммон крайне малы. Если у противника есть три фишки на баре, у вас и так есть большие шансы на выигрыш гэммона, поэтому дополнительный риск вам просто не нужен.
В позиции 46 правильным является ход 18/15/13. О имеет две фишки на баре и шесть других фишек во внешнем поле, которые ему необходимо ввести в свой Дом, чтобы избежать гэммона. Поскольку вероятность того, что О проиграет гэммон, довольно велика, X разумно отказывается от побития (18/16*/13). Даже при одной фишке на баре О будет трудно избежать гэммона. В такой ситуации X мог бы побить фишку О, если бы небольшую опасность такого хода оправдывало увеличение шансов на выигрыш гэммона.
В позиции 47 X может быть почти уверен в том, что выиграет гэммон, потому что О имеет четыре фишки во внешнем поле. Правильным и самым безопасным ходом является 6/5, 6/4, который позволяет освободить пункт 6. Альтернативный ход З/off может показаться вам более безопасным, так как вы распределяете свои фишки более равномерно, но на самом деле этот ход намного опаснее, потому что у вас не остается свободных фишек, которыми вы можете играть неудобные числа.
В позиции 48 у О нет фишек на баре. В данной ситуации существует вероятность того, что X удастся закрыть пункт поверх фишки О, свою доску и выиграть гэммон. Правильным здесь будет ход 12/18, 12/17, с помощью которого О может подвести фишки X ближе к Дому. Сейчас не стоит напрасно тратить очки на ход 16/22, 17/22.
В позиции 49 О имеет шесть фишек во внешнем поле. X может выиграть гэммон у О, если он сразу же остановит продвижение фишек противника. Правильным здесь будет ход 7/1*, 5/1, после которого X надеется закрыть пункт 4 и закрыть фишку О на баре. Если X не сможет сразу же закрыть свою доску для О, О получит необходимые один или два броска, которые позволят ему подвести фишки ближе к Дому и, следовательно, полностью избежать гэммона.
Позиция 49 интересна и в другом отношении: предложенный нами ход может показаться опасным из-за возможности немедленных возвратных шотов (при выпадении комбинаций 4-3, 4-6), но на самом деле этот ход безопаснее хода 10/4, 8/4, который помогает создать полную 6-пунктовую блокаду.
Обычно захват противника в ловушку позади полной 6-пунктовой блокады, когда противник не удерживает ваши фишки, практически означает гарантированную победу. Но после создания 6-пунктовой блокады X будет вынужден побить О блотом в пункте 1. Если О побьет X в ответ, он победит несмотря на блокаду X, потому что О сможет сформировать блокаду, которая продержится дольше.
Вы не закрыли свою доску для противника
Шансы на выигрыш гэммона существенно уменьшаются, если вы не можете закрыть свою доску для фишек противника. Если ему удастся захватить пункт в вашем Доме, даже ваш пункт 1, вы можете потерять шансы на выигрыш гэммона.
Если мы сравним ваши шансы на выигрыш гэммона, когда противник владеет пунктом в вашем Доме, с шансами, если соперник закрыт на баре, мы увидим радикальные отличия возможностей для гэммона.
· Когда у противника две фишки в вашем пункте 1, у вас практически нет шансов на выигрыш гэммона. При двух фишках соперника, закрытых на баре, вы можете быть почти уверены в выигрыше гэммона.
· Если у противника три фишки в вашем пункте 1, он почти наверняка сумеет избежать гэммона. Когда три фишки соперника закрыты на баре, он вероятней всего проиграет гэммон.
· Если у противника четыре фишки в вашем пункте 1, у него все еще есть хорошие шансы на то, что он сможет избежать гэммона.
· Если четыре фишки противника закрыты на баре, только чудо спасет его от проигрыша гэммона (если, конечно, ему не повезет и он не побьет вас, когда вы будете снимать фишки с доски).
В позиции 50, если противник захватил пункт в вашем Доме, особенно пункт 1, ваши шансы на выигрыш гэммона снижаются еще по одной причине: в данном случае существует намного большая вероятность того, что противник побьет вас независимо от того, насколько безопасно вы будете пытаться ходить.
Когда фишки противника закрыты на баре, вы сможете более безопасно снять фишки с доски, если будете ходить осторожно. Но при снятии фишек с доски при занятом противником пункте 1 существует неотъемлемая опасность, которую можно проиллюстрировать тем удивительным фактом, что, даже начиная ходить в позиции 50, вы будете вынуждены оставить шот в 90% всех случаев! Конечно, эта статистика несколько преувеличена, потому что вас побьют в меньшем количестве случаев, и, даже если вас побьют, у вас будет достаточно снятых фишек, чтобы выиграть игру, однако возможность выигрыша гэммона вы потеряете. Из-за того, что снятие фишек с доски при одном пункте в Доме, закрытом противником, несет в себе большую опасность, маститые игроки в нарды часто закрывают свою доску на ранних стадиях игры. Они предпочитают пойти на дополнительный риск (даже после того, как создадут выигрышную позицию), вместо того чтобы позволить противнику закрыть пункт в их Доме.
Иногда в ситуациях, когда противник имеет две дальние фишки, вы можете вынудить его покинуть якорный пункт, а затем закрыть свою доску с помощью обманного хода. Например, в позиции 51 правильным является ход 7/6, 7/3. При обманном ходе вы выпускаете противника из 6-пунктовой блокады в расчете на то, что закроете его на баре после того, как он выведет одну свою дальнюю фишку. Так как этот ход приводит к потере выигрышной позиции (например, если противник сможет выйти с помощью дубля), вы должны использовать его только при следующих условиях.
1. Противник имеет ровно две фишки в пункте вашего Дома. Остальные фишки противника должны находиться в его Доме, потому что у него не будет выбора хода, если он выбросит число, которое позволяет вывести фишку из вашего Дома. Этот ход нельзя использовать, пока противник не разрушит свою доску и будет удерживать не более четырех пунктов в своем Доме, а более предпочтительно – только трех.
2. У вас есть адекватное количество строителей, которое позволяет вам атаковать фишку, оставшуюся в вашем Доме после того, как противник выведет одну из двух своих фишек.
3. У вас есть фишка или фишки, находящиеся достаточно далеко, поэтому у вас будет возможность побить выведенную противником фишку после того, как вы закроете блот, остающийся в вашем Доме. Этим условием иногда пренебрегают, но оно необходимо для применения обманного хода.
Смысл этого хода заключается в том, чтобы получить возможность закрыть на баре обе дальние фишки противника. Вы не должны использовать этот ход, если у вас нет фишек на достаточном расстоянии от Дома, которые не пропустят одну из дальних фишек противника. На самом деле лучше всего использовать этот ход тогда, когда одна из ваших фишек во внешнем поле должна оставаться там по меньшей мере в течение еще одного броска, поскольку противник может не сразу выбросить число, необходимое ему для побега.
Мы уже продемонстрировали вам, что опасность при снятии фишек с доски увеличивается, когда вы бьете дополнительные фишки противника. По этой причине вы, как правило, должны отказываться от побития противника, если на баре уже есть достаточное для возникновения гэммона количество фишек. Но, если вы не закрыли противника на баре, побитие дополнительных фишек практически не увеличивает опасность. (Здесь мы не принимаем во внимание ситуации, при которых противник удерживает два пункта в вашем Доме и где расчет времени, оставшегося до конца игры, имеет критическое значение.) Поэтому, если противник владеет только одним пунктом в вашем Доме, вы должны бить как можно больше его фишек. Помните: побитие дополнительных фишек часто необходимо для того, чтобы гарантировать возникновение ситуации гэммона, когда противник владеет пунктом в вашем Доме. Поскольку риск при продолжении побития противника невелик, существует возможность того, что вам удастся выиграть бэкгэммон. (В главе 25 мы рассматриваем методы, с помощью которых вы можете вынудить противника оставить незащищенными дополнительные фишки. Используя эти методы, вы можете в определенных ситуациях отправить дополнительные фишки соперника на бар и выиграть гэммон.)
Но существует ситуация, при которой продолжение побития фишек противника является неверным: когда есть большая вероятность того, что противнику придется разрушить свою доску, если вы не побьете.
Например, в позиции 52 правильным является ход 18/13/11, а отнюдь не побитие фишки противника. При таком ходе О будет вынужден разрушить свою доску, что даст вам дополнительную страховку от проигрыша.
В реальном процессе снятия фишек с доски вы всегда должны взвешивать как опасность побития ваших фишек противником, так и наиболее эффективные средства для победы в гэммоне.
В следующих двух позициях шансы на то, что противник побьет вас, идентичны, поэтому единственным фактором при выборе хода является максимальные возможности гэммона.
В позиции 53 правильным является ход 4/off, 1/off. Если противник не сможет побить вас, у вас останется четное количество фишек, поэтому вы сможете снять их за три броска. Ход 4/3*, 4/off является не более опасным, чем предыдущий, но если вы не снимете фишку с доски, у вас останется нечетное количество фишек, что будет стоить вам еще одного броска. Но стоит добавить одну фишку в этой позиции (пункт 1), как снятие двух фишек вместо одной не позволит вам закончить процесс быстрее, поэтому вам стоит побить противника 4/3*, 4/off. Вашему сопернику это побитие выльется в три дополнительных хода в гонке, в которой он попытается избежать гэммона, а вы сами ничего при этом не потеряете.
По тем же причинам правильным в позиции 54 является ход 4/3*/off. Опять же, стоит добавить фишку в пункт 1, как правильным ходом будет уже 4/off, 1/off.
В этих последних двух позициях возможность выиграть гэммон не требует никакого дополнительного риска.
Один из факторов, который необходимо принимать во внимание, когда вы идете на дополнительный риск, – это прочность позиции О в его Доме. Если все его остающиеся фишки сосредоточены в его пунктах 1, 2 и 3, у вас есть основания для того, чтобы пойти на риск, на который вы бы не пошли при обычных обстоятельствах, поскольку все еще можете победить, даже если вас побьют. С другой стороны, если О закрыл свою доску или имеет блокаду, побитие вашей фишки может привести к фатальным последствиям, поэтому вы должны ходить крайне осторожно. Более важный фактор, чем прочность позиции О, – это вопрос, нужно ли вам идти на дополнительный риск. Часто игроки необоснованно идут на дополнительный риск в этих двух диаметрально противоположных, но часто встречающихся ситуациях: шансов на гэммон нет или они невелики, или гэммон практически гарантирован. В обоих этих случаях вы должны совершать максимально безопасные ходы. Вы можете пойти на дополнительный риск только тогда, когда вы все еще не уверены, возникнет ли ситуация гэммона.
До того как вы сделаете какой-либо рискованный ход, крайне важно реально оценить свои шансы. Вы можете сделать это, подсчитав шансы на гэммон. Подсчет шансов на гэммон сходен с подсчетом шагов, только вместо расчета общего количества шагов, необходимых для снятия каждой фишки с доски, вы подсчитываете общее количество шагов, которое необходимо для ввода в Дом всех фишек, находящихся в данный момент во внешнем поле.
Например, как можно оценить шансы О на проигрыш гэммона в позиции 55? Вы просто подсчитываете общее количество шагов, которое необходимо О для того, чтобы все его фишки достигли пункта 19. Фишке, которая сейчас находится в пункте 16, необходимо три шага, а двум фишкам в пункте 4 – по пятнадцать шагов каждой, в сумме это дает тридцать три шага. Теперь вы должны преобразовать число, полученное при подсчете шансов на гэммон, в количество бросков, которое необходимо О для того, чтобы начать процесс снятия фишек с доски. Лучший метод вычисления – это простое деление полученного числа на 8 (хотя среднее количество шагов в одном броске несколько больше, чем 8). В данном случае О понадобится 33/8 = 41/8 или немногим больше, чем 4 броска. Следовательно, самая реальная оценка показывает, что общее количество бросков, необходимых О для снятия с доски первой фишки, равно 5, поскольку мы должны учитывать как потерю шагов при вводе фишек в Дом (он может перескочить пункт 19), так и настоящее количество очков, нужных ему для снятия первой фишки с доски.
В позиции 55 вы видите, что, даже если X снимет с доски две фишки, он не может рассчитывать на гэммон, поскольку вероятнее всего ему потребуется еще семь бросков для завершения процесса снятия фишек с доски. Следовательно, правильным здесь будет ход 5/3, 5/2, который гарантирует победу в игре.
Но в позиции 56 подсчет шансов на гэммон дает нам пятьдесят шесть шагов, это означает, что О, ве роятно, завершит снятие фишек с доски за семь или восемь бросков. Следовательно, в данном случае еще не ясно, сможет ли О избежать гэммона, поэтому X стоит пойти на небольшой риск, который влечет за собой оставление блота в пункте 5 в следующем броске, и снять с доски две фишки. Если мы трансформируем позицию так, что О будет необходимо восемьдесят шагов, X может быть вполне уверен в том, что выиграет гэммон независимо от своих ходов, поэтому он вернется к консервативному стилю игры и освободит пункт 5.
Подсчет шансов на гэммон может использовать и игрок, который стремится избежать гэммона. Например, предположим, что в позиции 57 бросок X дал ему три шага. Подсчет шансов на гэммон дал нам шестьдесят один шаг. Это означает, что X, скорее всего, не сможет снять фишку с доски в течение еще восьми бросков.
Поскольку О вряд ли потребуется более восьми бросков, чтобы завершить процесс снятия фишек с доски, X может проиграть гэммон, если только ему не удастся побить О, когда тот будет снимать фишки с доски. Следовательно, X должен подготовиться к возможности побития, закрыв свой пункт 3 ходом 6/3.
В позиции 58 подсчет шансов на гэммон снова показывает, что возникновение ситуации гэммона все еще вызывает сомнения. Многие опытные игроки в данной ситуации и принимают неверное решение, выбирая между закрытием пунктов своей доски и использованием каждого шага для того, чтобы избежать гэммона. Когда вопрос гэммона стоит настолько остро, вы должны руководствоваться общим правилом, которое гласит: используйте каждое из возможных очков для того, чтобы ввести фишки в Дом. Следовательно, в позиции 58 правильным будет ход 9/6. Закрытие пункта 3 является неправильным ходом, поскольку шансы на то, что О оставит блот, а X сможет побить его, крайне невелики. Более того, если вы не закроете пункт 3 до того, как побьете блот О, то маловероятно, что этот пункт каким-либо образом повлияет на исход игры. Только в очень небольшом количестве вариантов развития игры при возникновении подобной позиции пункт 3 оказывает влияние на исход игры, намного чаще существенным фактором, обусловливающим исход игры, будут те три шага, которые вы выгадываете при переводе фишки в Дом. Следовательно, общий принцип, которым вы должны руководствоваться в таких позициях, заключается в следующем: если гэммон практически неизбежен, вы не должны тратить напрасно свои шаги на закрытие доски. Только тогда, когда вы никак не можете избежать гэммона или можете избежать его при наличии хотя бы одного броска в запасе, вы можете подумать о такой роскоши, как закрытие доски в ущерб переводу фишек из внешнего поля в Дом.
ГЛАВА 25
СИТУАЦИИ ПОСЛЕ КОНТАКТА
С ФИШКАМИ ПРОТИВНИКА
Удерживание фишки противника
После того как вы побили фишку в процессе снятия противником фишек с доски, вы должны приложить максимум усилий, чтобы не дать ей уйти. При удерживании последней фишки соперника вам следует руководствоваться двумя основными принципами, которые гарантируют, что вы получите максимальное количество возвратных шотов, когда противник попытается вывести эту фишку в свой Дом. Во-первых, держитесь подальше, чтобы фишка противника не могла проскочить мимо вас, но попадала при этом под все ваши шоты, и, во-вторых, держите свои фишки в разных пунктах, чтобы обеспечить себе максимальное количество возвратных шотов.