Игра III. Блокирующая игра 13 страница

Гэм­мо­ны

Еще один су­ще­ст­вен­ный не­дос­та­ток прин­ци­па три к од­но­му за­клю­ча­ет­ся в том, что его мож­но при­ме­нять толь­ко в тех си­туа­ци­ях, ко­то­рые не при­во­дят к гэм­мо­ну. Ко­гда вы стал­ки­вае­тесь с серь­ез­ной опас­но­стью про­иг­ры­ша гэм­мо­на, то, для то­го что­бы при­нять пред­ло­же­ние по уд­вое­нию ста­вок, вам, как пра­ви­ло, по­тре­бу­ют­ся бо­лее чем 25% шан­сов на по­бе­ду. На са­мом де­ле в по­зи­ци­ях, где вы поч­ти на­­ве­рн­яка про­иг­рае­те гэм­мон, а ваш про­тив­ник не под­вер­га­ет­ся та­кой опас­но­сти, вам по­тре­бу­ют­ся поч­ти 50%, а не 25% шан­сов на по­бе­ду, что­бы при­нять пред­ло­же­­ние про­тив­ни­ка. Ко­гда вы при­ни­мае­те уд­вое­ние став­ки при воз­мож­но­сти проиг­ры­ша гэм­мо­на, вы рис­куе­те тре­мя до­пол­ни­тель­ны­ми оч­ка­ми, т.е. ко­ли­че­ст­вом оч­ков в че­ты­ре раза боль­шим, чем на­чаль­ная став­ка.

Час­тич­но на­вык при­ня­тия пред­ло­же­ний по уд­вое­нию ста­вок или от­ка­за от них за­клю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти оп­ре­де­лять, ка­кие по­зи­ции мо­гут при­вес­ти к гэм­мо­ну, а ка­кие – нет. В лю­бой по­зи­ции, где вас ата­ку­ют и у вас нет якор­но­го пунк­та в До­ме про­тив­ни­ка, вы рис­куе­те тем, что про­тив­ник пол­но­стью за­кро­ет свой Дом и вы про­иг­рае­те гэм­мон. Во мно­гих по­зи­ци­ях, ка­жу­щих­ся не­удач­ны­ми, вы мо­же­те при­ни­мать пред­ло­же­ние по уд­вое­нию ста­вок, ес­ли вы вла­дее­те якор­ным пунк­том в До­ме про­тив­ни­ка, что по­зво­ля­ет вам до­иг­ры­вать иг­ру до кон­ца и на­де­ять­ся на удач­ный шот без ка­ко­го-ли­бо шан­са на про­иг­рыш гэм­мо­на. Вла­дея якор­ным пун­ктом, про­иг­рать гэм­мон слож­нее, но мы не го­во­рим, что это не­воз­мож­но.

По­зи­ция 5 – это при­мер по­зи­ции, в ко­то­рой мно­гие иг­ро­ки при­ни­ма­ют пред­­л­ож­ение по уд­вое­нию ста­вок. Они мо­ти­ви­ру­ют это тем, что ве­ро­ят­ность про­иг­ры­ша гэм­мо­на для О не­ве­ли­ка, по­то­му что да­же, ес­ли X и за­кро­ет свою дос­ку для О, за­кры­той бу­дет все­го од­на фиш­ка. Та­кая ло­ги­ка оши­боч­на по двум при­чи­нам: во-пер­вых, X мо­жет по­бить вто­рую фиш­ку О, по­сколь­ку по­след­ний, ве­ро­ят­но, бу­дет вы­ну­ж­ден ос­та­вить не­за­щи­щен­ны­ми и дру­гие фиш­ки в про­цес­се их вво­да в свой Дом; во-вто­рых, у О мо­жет и не поя­вить­ся воз­мож­ность для пе­ре­дви­же­ния дру­гих фи­шек до то­го, как X за­бло­ки­ру­ет свой Дом и он, ве­ро­ят­но, про­иг­ра­ет гэм­мон. О дол­жен от­ка­зать­ся от уд­вое­ния ста­вок в дан­ной по­зи­ции не по­то­му, что по­зи­ция X на­столь­ко силь­на, а по­то­му что его соб­ст­вен­ная по­зи­ция очень сла­ба.

Наш со­вет иг­ро­кам: ни­ко­гда не бой­тесь спа­со­вать при уд­вое­нии ста­вок. Как ни па­ра­док­саль­но это зву­чит, но, не­смот­ря на сло­жив­шую­ся тра­ди­цию бо­роть­ся до кон­ца иг­ры и ни­ко­гда не про­сить по­ща­ды, два ва­ших сло­ва: «Я пас», – един­ст­вен­­ное силь­ное ору­жие, ко­то­рым вы рас­по­ла­гае­те.

Су­ще­ст­ву­ет мас­са ра­цио­наль­ных обос­но­ва­ний и мо­ти­вов для при­ня­тия край­не не­вы­год­ных пред­ло­же­ний по уд­вое­нию ста­вок. Мно­гие иг­ро­ки тер­пят по­ра­же­ние, по­то­му что не мо­гут ус­то­ять пе­ред со­блаз­ном уви­деть, чем за­кон­чит­ся иг­ра. В си­­ту­ац­иях, ко­гда вы на­чи­нае­те иг­ру яв­ным фа­во­ри­том, а за­тем вне­зап­но фор­ту­на от вас от­во­ра­чи­ва­ет­ся, у вас мо­жет поя­вить­ся же­ла­ние по­про­бо­вать по­ме­нять­ся ро­­л­ями с про­тив­ни­ком. Но на са­мом де­ле бу­дет на­мно­го луч­ше, ес­ли вы спа­суе­те и нач­не­те но­вую пар­тию, вме­сто то­го что­бы пы­тать­ся ис­пра­вить за­ве­до­мо без­на­деж­­ную си­туа­цию. Осо­бен­но труд­но ус­то­ять в тех слу­ча­ях, ко­гда при обыч­ных об­сто­­ятел­ьс­твах вы бы при­ня­ли пред­ло­же­ние про­тив­ни­ка, но долж­ны па­со­вать из-за воз­мож­но­сти про­иг­ры­ша гэм­мо­на. Но ес­ли вы нау­чи­тесь па­со­вать в тех си­туа­ци­­ях, ко­гда это де­лать не­об­хо­ди­мо, то мо­же­те про­иг­рать боль­шее ко­ли­че­ст­во пар­тий, за­то вы­иг­рать боль­ше оч­ков.

Ка­ж­дую пар­тию нуж­но оце­ни­вать от­дель­но, вы не долж­ны по­зво­лить се­бе по­­т­ерять здра­вый смысл из-за то­го, что что-то про­изош­ло во вре­мя по­след­ней иг­ры. Нет бо­лее вер­но­го спо­со­ба для по­те­ри боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва оч­ков, чем преж­де­в­р­еме­нное уд­вое­ние ста­вок и при­ня­тие не­вы­год­ных пред­ло­же­ний про­тив­ни­ка в по­пыт­ке ком­пен­си­ро­вать про­шлые по­те­ри. С тео­ре­ти­че­ской точ­ки зре­ния во­прос о при­ня­тии пред­ло­же­ний по уд­вое­нию ста­вок (а так­же о вы­дви­же­нии та­ких пред­­л­ож­ений) дол­жен рас­смат­ри­вать­ся не­за­ви­си­мо от то­го, ка­кое чис­ло сто­ит на ку­бе. Дру­ги­ми сло­ва­ми, тео­ре­ти­че­ски не­вер­но при чис­ле 8 на ку­бе при­ни­мать пред­ло­­ж­ение про­тив­ни­ка, от ко­то­ро­го вы бы от­ка­за­лись, ес­ли бы на ку­бе стоя­ло чис­ло 2 или на­обо­рот. Не­ко­то­рые иг­ро­ки уже не мо­гут вос­при­ни­мать си­туа­цию аде­к­ват­­но, ко­гда став­ки в иг­ре бы­ли уд­вое­ны не­сколь­ко раз; у них есть опас­ная при­выч­­ка при­ни­мать пред­ло­же­ния, от ко­то­рых они бы на­вер­ня­ка от­ка­за­лись при дру­гих об­стоя­тель­ст­вах. Дру­гие иг­ро­ки бро­са­ют­ся в дру­гую край­ность и па­су­ют в си­туа­­ц­иях, ко­гда они впол­не мог­ли бы при­нять пред­ло­же­ние про­тив­ни­ка, по­то­му что стра­шат­ся воз­мож­но­сти про­иг­рать боль­шую иг­ру. Ко­неч­но, с прак­ти­че­ской точ­ки зре­ния, вы мо­же­те ли­ми­ти­ро­вать для се­бя ко­ли­че­ст­во оч­ков, ко­то­рое го­то­вы по­­т­ерять, тем не ме­нее, здесь есть толь­ко од­но пра­виль­ное тео­ре­ти­че­ское ре­ше­ние. Ис­клю­че­ние из это­го пра­ви­ла, как и из мно­гих дру­гих, де­ла­ет­ся в тур­ни­рах и мат­чах, где вы иг­рае­те для то­го, что­бы по­лу­чить оп­ре­де­лен­ное ко­ли­че­ст­во оч­ков.

Пред­ло­же­ние уд­вое­ния ста­вок

Пре­иму­ще­ст­ва

Да­вай­те вна­ча­ле рас­смот­рим пре­иму­ще­ст­ва, ко­то­рые да­ет уд­вое­ние ста­вок. Во-пер­вых, ваш про­тив­ник мо­жет спа­со­вать, пре­кра­щая та­ким об­ра­зом иг­ру и обес­пе­­ч­ивая ва­шу по­бе­ду. Вы­ну­ж­дая про­тив­ни­ка спа­со­вать, вы ли­шае­те его ка­ких-ли­бо шан­сов на вы­иг­рыш.

Вы­го­да уд­вое­ния ста­вок за­клю­ча­ет­ся в про­стом уве­ли­че­нии ко­ли­че­ст­ва оч­ков вы­иг­ры­ша в по­зи­ции, ко­то­рая бла­го­при­ят­на для вас. Вы хо­ти­те по­лу­чить мак­си­­мал­ьное ко­ли­че­ст­во воз­мож­ных оч­ков в ка­ж­дой пар­тии, в ко­то­рой одер­жи­вае­те по­бе­ду. Вы долж­ны за­ста­вить про­тив­ни­ка рас­пла­тить­ся за воз­мож­ность по­пы­тать­ся ис­пра­вить иг­ру, в ко­то­рой его по­ло­же­ние чрез­вы­чай­но не­вы­год­но.

Не­дос­тат­ки

Не­дос­та­ток уд­вое­ния ста­вок за­клю­ча­ет­ся в том, что вы мо­же­те ли­шить се­бя шан­са уд­во­ить став­ку еще раз. Да­вай­те про­ана­ли­зи­ру­ем, по­че­му про­стое об­ла­да­ние ку­бом час­то са­мо по се­бе яв­ля­ет­ся су­ще­ст­вен­ной цен­но­стью. Вла­дея ку­бом, вы кон­тро­ли­руе­те став­ки, по ко­то­рым идет иг­ра. Ес­ли она для вас скла­ды­ва­ет­ся не­­уда­чно, вы мо­же­те удер­жи­вать куб и про­дол­жать иг­рать до кон­ца пар­тии без стра­ха, что про­тив­ник вновь уд­во­ит став­ку.

В те­че­ние та­ких пар­тий вы мо­же­те ис­пра­вить да­же ка­жу­щие­ся без­на­деж­ны­ми по­зи­ции. Ес­ли иг­ра идет хо­ро­шо, вы мо­же­те уве­ли­чить свои шан­сы в иг­ре без из­­м­ен­ения рас­по­ло­же­ния фи­шек, про­сто уд­во­ив став­ку. Сле­до­ва­тель­но, еди­но­лич­­ное пра­во оп­ре­де­лять, ко­гда мож­но уд­во­ить став­ки и сто­ит ли это де­лать во­об­­ще, яв­ля­ет­ся важ­ным фак­то­ром в иг­ре. Ес­ли рас­по­ло­же­ние фи­шек да­ет иг­ро­кам рав­ные шан­сы на по­бе­ду, иг­рок, вла­дею­щий ку­бом, бу­дет иметь су­ще­ст­вен­ное пре­­им­ущ­ес­тво.

Для то­го что­бы про­ил­лю­ст­ри­ро­вать зна­чи­мость дабл-ку­ба, да­вай­те рас­смот­рим сле­дую­щее пред­ло­же­ние. Вы по­зво­ляе­те про­тив­ни­ку на­чать иг­ру с ком­би­на­ции 1-1, а вза­мен по­лу­чае­те пра­во на об­ла­да­ние ку­бом. Не­смот­ря на тот факт, что 1-1 яв­­л­яе­тся чрез­вы­чай­но силь­ным де­бют­ным бро­ском, про­стое пе­ре­ме­ще­ние ку­ба из сре­ди­ны в ва­шу часть дос­ки впол­не ком­пен­си­ру­ет этот вы­год­ный для про­тив­ни­ка де­бют­ный бро­сок.

По­сколь­ку об­ла­да­ние ку­бом име­ет ог­ром­ное зна­че­ние и его нель­зя от­да­вать про­­ти­вн­ику про­сто так, вы долж­ны из­бе­гать уд­вое­ния ста­вок, ес­ли у вас есть ми­ни­­мал­ьное пре­иму­ще­ст­во. По­это­му, ко­гда вы об­ду­мы­вае­те воз­мож­ность уд­вое­ния ста­вок, важ­ным фак­то­ром яв­ля­ет­ся по­ло­же­ние ку­ба, т.е. сто­ит ли он по­сре­ди­не или уже при­над­ле­жит вам. Ко­гда вы уд­ваи­вае­те став­ку в пер­вый раз, вы не вла­дее­те ку­бом, в то вре­мя как при по­втор­ном уд­вое­нии ста­вок вы от­дае­те про­тив­ни­ку то, что уже при­над­ле­жит вам. Ко­гда куб сто­ит по­сре­ди­не, вы мо­же­те дей­ст­во­вать бо­лее сво­бод­но, но ес­ли он уже при­над­ле­жит вам, то вам сле­ду­ет быть бо­лее кон­сер­ва­тив­ны­ми в сво­их ре­ше­ни­ях. При­чи­ной та­ко­го кон­сер­ва­тиз­ма слу­жит пра­во на по­втор­ное уд­вое­ние ста­вок, ко­то­рое вы от­дае­те сво­ему про­тив­ни­ку. Ес­ли вы уже вла­дее­те ку­бом, а иг­ра на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся не луч­шим об­ра­зом, вы смо­же­те дои­грать пар­тию до кон­ца. Ес­ли куб сто­ит по­сре­ди­не, вы не смо­же­те по­ме­шать про­тив­ни­ку уд­во­ить став­ки при ус­ло­вии, что его по­зи­ция зна­чи­тель­но силь­нее ва­шей.


Раз­дел IV

Энд­шпиль

(фи­наль­ная ста­дия иг­ры)

В этом раз­де­ле мы ана­ли­зи­ру­ем фи­наль­ные ста­дии иг­ры, в ко­то­рых один иг­рок уже на­чал сня­тие фи­шек с дос­ки или пол­но­стью под­го­то­вил­ся к это­му про­цес­су. В гла­ве 23 рас­смат­ри­ва­ют­ся по­зи­ции, пред­став­ляю­щие со­бой чис­тую гон­ку, и в ко­­т­орых даль­ней­ший кон­такт с фиш­ка­ми про­тив­ни­ка не­воз­мо­жен. Здесь мы при­во­­дим при­ме­ры тех­ни­че­ских прие­мов для мак­си­маль­но бы­ст­ро­го и эф­фек­тив­но­го вво­да фи­шек в Дом и сня­тия их с дос­ки. В гла­ве 24 мы ана­ли­зи­ру­ем, как мож­но безо­пас­но вве­сти фиш­ки в Дом и снять их с дос­ки, ес­ли фиш­ки про­тив­ни­ка все еще ос­та­ют­ся в ва­шем До­ме. В гла­ве 25 мы рас­смат­ри­ва­ем, что про­ис­хо­дит, ког­да фиш­ку иг­ро­ка бьют и про­цесс сня­тия фи­шек с дос­ки пре­ры­ва­ет­ся.

ГЛА­ВА 23

ВОЗ­МОЖ­НОСТЬ ДЛЯ КОН­ТАК­ТА С ФИШ­КА­МИ ПРО­ТИВ­НИ­КА ОТ­СУТ­СТ­ВУ­ЕТ

Пер­вая часть гла­вы 23 по­свя­ще­на вво­ду ва­ших фи­шек в Дом при от­сут­ст­вии со­­пр­оти­вл­ения про­тив­ни­ка. Край­не важ­но де­лать раз­ли­чие ме­ж­ду же­ла­ни­ем уст­ра­­нить воз­мож­ность про­иг­ры­ша гэм­мо­на и вы­иг­рать гон­ку при вво­де фи­шек в Дом, по­это­му мы рас­смат­ри­ва­ем две этих те­мы от­дель­но.

Во вто­рой час­ти дан­ной гла­вы мы опи­сы­ва­ем про­цесс сня­тия фи­шек с дос­ки при от­сут­ст­вии со­про­тив­ле­ния ва­ше­го со­пер­ни­ка.

Мы на­по­ми­на­ем, что срав­ни­тель­ное по­ло­же­ние иг­ро­ков в про­стой гон­ке на­ми уже рас­смат­ри­ва­лось в гла­ве 10. Кро­ме то­го, в гла­ве 10 и в гла­ве 22 при­ве­де­ны со­ве­ты о том, как сле­ду­ет уд­ваи­вать став­ки во мно­гих по­зи­ци­ях, ко­то­рые пред­­ста­вл­яют со­бой чис­тую гон­ку.

Ввод фи­шек в свой Дом

Уст­ра­не­ние воз­мож­но­сти гэм­мо­на

Уст­ра­не­ние воз­мож­но­сти гэм­мо­на – это са­мый про­стой ва­ри­ант вво­да фи­шек в Дом, по­сколь­ку вы пы­тае­тесь вве­сти фиш­ки в свой Дом мак­си­маль­но бы­ст­ро и очень эф­фек­тив­но. Вы не долж­ны тра­тить впус­тую ша­ги в До­ме, их не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать для пе­ре­ме­ще­ния фи­шек из Дво­ров. Вы так­же долж­ны мак­си­маль­­но уве­ли­чить ко­ли­че­ст­во пе­ре­хо­дов, т.е. пе­ре­ме­ще­ний фи­шек из од­но­го квад­ран­та дос­ки в дру­гой. Ка­ж­дый пе­ре­ход дол­жен вы­пол­нять­ся мак­си­маль­но эко­ном­но, дру­ги­ми сло­ва­ми, пе­ре­дви­гай­тесь на один или два пунк­та в сле­дую­щий квад­рант, но не на шесть.

В по­зи­ции 1 X хо­дит 11/6, 16/12. Сде­лав ход 11/6, вы вво­ди­те фиш­ку в свой Дом без по­те­ри ша­гов. Ко­гда вы стре­ми­тесь из­бе­жать гэм­мо­на, вы долж­ны вво­дить свои фиш­ки точ­но в пункт 6 – не глуб­же. Имен­но по­это­му ис­поль­зо­ва­ние чис­ла 4 для хо­да 9/5 бы­ло бы ошиб­кой, при этом хо­де вы те­ряе­те шаг в сво­ем До­ме, а един­ст­вен­ное по­те­рян­ное оч­ко мо­жет сто­ить вам про­иг­ры­ша гэм­мо­на! Ход 18/14 яв­ля­ет­ся не­пра­виль­ным, по­то­му что с его по­мо­щью вы не мо­же­те сде­лать пе­ре­­ход, в то вре­мя как ход 13/9 по­зво­ля­ет его сде­лать, но при этом фиш­ка пе­ре­ме­­щ­ае­тся слиш­ком глу­бо­ко во Двор.

Ис­клю­че­ние 7. По­след­ний бро­сок. Ко­гда у вас ос­та­ет­ся толь­ко один бро­сок по­сле то­го, как вы за­вер­ши­те ваш те­ку­щий ход, вам не обя­за­тель­но ис­поль­зо­вать ка­ж­­дый шаг вне До­ма. Что­бы вы­брать пра­виль­ный ход, вам мо­жет по­на­до­бить­ся под­­сч­итать точ­ное ко­ли­че­ст­во ком­би­на­ций, ко­то­рые по­зво­лят вам из­бе­жать гэм­мо­на. В по­зи­ции 2 по­ка­за­на од­на из весь­ма рас­про­стра­нен­ных си­туа­ций.

Ес­ли в позиции 2 X по­хо­дит 10/9, чис­ло 1 вы­па­дет из один­на­дца­ти ком­би­на­ций, при ко­то­рых X мо­жет про­иг­рать гэм­мон. Но ес­ли X сде­ла­ет ход 2/1, лю­бая ком­би­на­ция с чис­ла­­ми 4, 5 и 6, а так­же ком­би­на­ции 2-2 и 3-3 по­зво­ля­ет ему из­бе­жать гэм­мо­на, что в об­щем сче­те да­ет нам два­дцать де­вять удач­ных ком­би­на­ций и семь не­удач­ных.

Про­ана­ли­зи­руй­те по­зи­ции 3-6 са­мо­стоя­тель­но. В ка­ж­дом слу­чае пра­виль­­ный ход пред­по­ла­га­ет ос­тав­ле­ние од­ной фиш­ки вне До­ма, и, пра­виль­но сыг­рав вы­бро­шен­ные чис­ла, вы мо­же­те га­ран­ти­ро­вать, что вам уда­ст­ся из­бе­жать гэм­мона в сле­дую­щем бро­ске.

От­ве­ты. По­зи­ция 3 – 8/5; 4 – 14/8, 6/4; 5 – 8/3, 6/5; 6 – 14/2, 10/6.

В дру­гой си­туа­ции, ко­то­рая так­же встре­ча­ет­ся до­воль­но час­то, у вас ос­та­ет­ся один бро­сок и не­боль­шие шан­сы на спа­се­ние. Сде­лав пра­виль­ный ход, вы мо­же­те вы­стро­ить по­зи­цию та­ким об­ра­зом, что­бы снять мак­си­маль­ное ко­ли­че­ст­во фи­шек при вы­па­де­нии круп­ных дуб­лей.

В по­зи­ции 7 толь­ко ход 15/10 по­зво­лит X вы­вес­ти фиш­ки при вы­па­де­нии ком­­б­ин­аций 5-5 или 6-6. В по­зи­ции 7В толь­ко ход 16/14, 15/10 по­зво­ля­ет X из­бе­­жать гэм­мо­на при вы­па­де­нии ком­би­на­ций 4-4, 5–5 и 6-6.

Ис­клю­че­ние 2. Ос­та­ет­ся два бро­ска. В по­зи­ции 8А X дол­жен вве­сти в Дом ос­тав­шие­ся фиш­ки и снять фиш­ку с дос­ки за два бро­ска. Сле­до­ва­тель­но, он вы­­н­у­жден хо­дить 16/12, 7/4, что­бы сде­лать два пе­ре­хо­да. Лю­бой дру­гой ход ос­тав­­л­яет X толь­ко на­де­ж­ду на вы­па­де­ние дуб­лей.

В по­зи­ции 8В у X сно­ва ос­та­ет­ся два бро­ска. Здесь ход 7/4 бу­дет оши­боч­ным, по­сколь­ку при этом хо­де X те­ря­ет два ша­га, по­это­му пра­виль­ным в дан­ной по­зи­­ции бу­дет ход 16/9.

Гон­ка

Ес­ли речь идет о гон­ке, ска­п­ли­вать все свои фиш­ки в пунк­те 6 не­ра­зум­но, хо­тя вы и пы­тае­тесь мак­си­маль­но бы­ст­ро вве­сти их в Дом и на­чать про­цесс сня­тия с дос­ки. Вы все еще долж­ны мак­си­маль­но уве­ли­чить ко­ли­че­ст­во пе­ре­хо­дов и сде­лать это пре­дель­но эко­ном­но. Но при вво­де фи­шек в Дом луч­ше по­тра­тить не­­скол­ько ша­гов, что­бы га­ран­ти­ро­вать, что пунк­ты 4 и 5 не бу­дут ого­ле­ны. Вас не долж­на бес­по­ко­ить пус­то­та в пунк­тах 1, 2 и 3, и вам не сле­ду­ет тра­тить впус­тую ша­ги, ко­то­рые вы мо­же­те ис­поль­зо­вать во Дво­ре для пе­ре­ме­ще­ния фи­шек в эти пунк­ты.

Ес­ли бы X стре­мил­ся из­бе­жать гэм­мо­на в по­зи­ции 9, пра­виль­ным был бы ход 11/6, 10/8. Но ес­ли речь идет о гон­ке, X не­об­хо­ди­мо из­бе­жать ско­п­ле­ния фи­шек в пунк­те 6 и ого­ле­ния пунк­тов 4 и 5 в про­цес­се вво­да фи­шек в Дом. Ко­гда речь идет о гон­ке, пра­виль­ным бу­дет ход 10/5, 6/4, что по­зво­ля­ет луч­ше рас­пре­де­лить фиш­ки для их даль­ней­ше­го сня­тия с дос­ки.

В по­зи­ции 10 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 6/5, ко­то­рый по­зво­ля­ет из­бе­жать ого­­л­ения пунк­та 5. Ход 3/2 в дан­ной по­зи­ции не­ак­туа­лен, по­сколь­ку ого­ле­ние пунк­та 2 в дан­ный мо­мент не иг­ра­ет боль­шой ро­ли. Ход 7/6 по­зво­ля­ет вве­сти фиш­ку в Дом, но мо­жет по­влечь не­при­ят­ные по­след­ст­вия в даль­ней­шем.

Да­вай­те про­ана­ли­зи­ру­ем, по­че­му по­зи­ции с рав­ным ко­ли­че­ст­вом ша­гов и фи­шек не все­гда ока­зы­ва­ют­ся рав­ны­ми. Вы хо­ти­те снять фиш­ки с дос­ки мак­си­маль­но эко­ном­но, не те­ряя оч­ков и из­бе­гая ис­поль­зо­ва­ния боль­шо­го чис­ла для сня­тия фиш­ки из мень­ше­го пунк­та. Вы не хо­ти­те ска­п­ли­вать фиш­ки в сво­их пунк­тах 1 и 2, где впо­след­ст­вии для сня­тия фи­шек вам при­дет­ся ис­поль­зо­вать боль­шие чис­ла.

Край­не важ­но иметь фиш­ки в пунк­тах 4 и 5. Ес­ли пункт 5 ого­лен, вам при­дет­­ся ис­поль­зо­вать чис­ло 5, для то­го что­бы пе­ре­мес­тить фиш­ку из пунк­та 6 в пункт 1. Де­лая ход 6/1, вы не эко­но­ми­те пя­ти оч­ков, по­сколь­ку поз­же для сня­тия фиш­ки из пунк­та 1 вам при­дет­ся ис­поль­зо­вать боль­шее чис­ло. Дру­ги­ми сло­ва­ми, вы тра­­т­ите ша­ги зря. Ана­ло­гич­но: ес­ли у вас нет фи­шек в пунк­те 4, вам при­дет­ся ис­поль­­з­овать вы­пав­шее на иг­раль­ных кос­тях чис­ло 4 для хо­да 5/1 или 6/2.

Имен­но по этой при­чи­не не­об­хо­ди­мо иметь аде­к­ват­ное ко­ли­че­ст­во фи­шек в пунк­тах 4 и 5, да­же ес­ли для та­ко­го рас­пре­де­ле­ния вам при­дет­ся по­те­рять не­сколь­­ко ша­гов во Дво­ре. Да­же ес­ли вы по­те­ряе­те бро­сок при сня­тии по­след­ней фиш­ки с дос­ки, иг­рая та­ким об­ра­зом, вы сни­ме­те эту фиш­ку бы­ст­рее.

Для скеп­ти­ков, ко­то­рые по­ла­га­ют, что нель­зя снять их из До­ма, не вве­дя их ту­да ра­нее, мы пред­ла­га­ем сле­дую­щее уп­раж­не­ние.

Рас­ставь­те фиш­ки так, как по­ка­за­но в по­зи­ции 11. Ис­поль­зуя ме­тод сим­мет­­рии для под­сче­та ша­гов, мы вы­яс­ня­ем, что ка­ж­дая из сто­рон име­ет оди­на­ко­вое ко­ли­че­ст­во ша­гов (90). Те­перь брось­те иг­раль­ные кос­ти и сыг­рай­те те же ком­би­­н­ации для ка­ж­до­го из иг­ро­ков од­но­вре­мен­но. Ко­неч­но, X нач­нет про­цесс сня­тия фи­шек с дос­ки пер­вым, но в кон­це вы не­из­беж­но столк­не­тесь с тем, что X и О сни­мут по­след­нюю фиш­ку с дос­ки од­но­вре­мен­но ли­бо О вы­иг­ра­ет.

При­чи­на это­му так­же ста­нет впол­не оче­вид­ной для вас: X при­дет­ся тра­тить на­­пра­сно все вы­па­даю­щие чис­ла 4 и 5, в то вре­мя как О по­те­ря­ет лишь не­сколь­ко ша­гов. Вы­вод прост – не нуж­но бес­по­ко­ить­ся об ого­лен­ных пунк­тах 1, 2 и 3. Ес­ли вы вы­бро­си­те эти чис­ла, вы мо­же­те ис­поль­зо­вать их для пе­ре­ме­ще­ния фи­шек из даль­них пунк­тов. Не ска­п­ли­вая фиш­ки в пунк­тах 1 и 2, вы со­хра­ни­те всю цен­ность бро­ска.

Един­ст­вен­ное ис­клю­че­ние по­ка­за­но в по­зи­ции 12. Здесь ого­ле­ны пункт 3 и пункт 6. Пра­виль­ный ход вы­гля­дит так: 15/11, 4/3. Обыч­но чис­ла 3 кон­ст­рук­тив­но иг­ра­ют­ся из пунк­та 6, по­это­му вам не при­хо­дит­ся вол­но­вать­ся о про­бе­ле в этом пунк­те 3. Но ес­ли пункт 6 пуст, вы те­ряе­те вы­па­да­­ющие чис­ла 3. При вво­де сво­их фи­шек в Дом вы долж­ны при­нять ме­ры, что­бы из­бе­жать та­ко­го рас­пре­де­ле­ния фи­шек.

Ес­ли в по­зи­ции 13 X вы­бра­сы­ва­ет ком­би­на­цию 2-1, пра­виль­ным бу­дет ход 7/5, 7/6, при ко­то­ром вы те­ряе­те шаг, но за­кры­вае­те про­бел в пунк­те 5. Ес­ли в этой же по­зи­ции X вы­бра­сы­ва­ет ком­би­на­цию 6-4, пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 8/2, 7/3. При та­ком хо­де у вас ос­та­ет­ся по од­ной фиш­ке в пунк­тах Дво­ра, что да­ет вам хо­ро­шие воз­мож­но­сти для за­кры­тия про­бе­ла в пунк­те 5. Обыч­но ко­гда в про­цес­­се вво­да фи­шек в Дом у вас есть два воз­мож­ных хо­да, и оба они рав­но­цен­ны, вы­би­рай­те тот ход, ко­то­рый да­ет вам наи­боль­шую ди­вер­си­фи­ка­цию.

Сня­тие фи­шек с дос­ки

Ес­ли даль­ней­ший кон­такт с фиш­ка­ми не­воз­мо­жен, то вы хо­ти­те снять свои фиш­ки с дос­ки мак­си­маль­но бы­ст­ро. Сле­до­ва­тель­но, в ка­ж­дом бро­ске при­ори­те­том яв­ля­ет­ся сня­тие наи­боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва фи­шек.

В по­зи­ции 14 вам сле­ду­ет иг­рать 4/off, 1/off, сни­мая с дос­ки две фиш­ки. Хо­тя у вас мо­жет воз­ник­нуть со­блазн по­мес­тить слот в пункт 5 или пункт 2, наи­бо­лее при­ори­тет­ным яв­ля­ет­ся сня­тие наи­боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва фи­шек. Про­бел в пунк­те 5, ко­неч­но, не­удо­бен, но все же луч­ше снять фиш­ку с дос­ки, а не за­пол­нять его. Вам нуж­но бес­по­ко­ить­ся о нем, ко­гда вы вво­ди­те фиш­ки в Дом. Вы долж­ны пом­нить, что ва­шей глав­ной за­да­чей яв­ля­ет­ся сей­час сня­тие с дос­ки мак­си­маль­но­го ко­ли­­ч­ес­тва фи­шек при ка­ж­дом бро­ске. В том слу­чае, ес­ли вы мо­же­те снять оди­на­ко­­вое ко­ли­че­ст­во фи­шек с по­мо­щью не­сколь­ких раз­ных хо­дов, вы долж­ны про­ана­­л­из­ир­овать ре­зуль­ти­рую­щие по­зи­ции. (В не­ко­то­рых слу­ча­ях пра­виль­ной стра­те­ги­ей мо­жет быть сня­тие мень­ше­го ко­ли­че­ст­ва фи­шек, чем это воз­мож­но. Осо­бен­но­сти та­ких по­зи­ций, ко­то­рые на са­мом де­ле воз­ни­ка­ют край­не ред­ко, мы рас­смат­ри­­в­аем в спе­ци­аль­ном при­ме­ча­нии в кон­це дан­ной гла­вы.)

Ес­ли в по­зи­ции 15 X вы­бра­сы­ва­ет ком­би­на­цию 5-5, он ав­то­ма­ти­че­ски сни­ма­ет че­ты­ре фиш­ки. При вы­па­де­нии ком­би­на­ции 2-2 он ис­поль­зу­ет весь бро­сок, что­бы снять с дос­ки мак­си­маль­ное ко­ли­че­ст­во фи­шек 2/off(2), 4/off. Ес­ли в той же по­зи­ции X вы­бра­сы­ва­ет ком­би­на­цию 4-4, он мо­жет снять не боль­ше трех фи­шек. По­сле их сня­тия из пунк­та 4 у X ос­та­ет­ся не­сколь­ко ва­ри­ан­тов ис­поль­зо­ва­ния ос­­та­вш­ег­ося чис­ла 4. Пра­виль­ным здесь яв­ля­ет­ся ход 5/1, ко­то­рый по­зво­ля­ет за­пол­­нить про­бел в пунк­те 1. Ес­ли вы не мо­же­те ис­поль­зо­вать чис­ло для сня­тия фиш­ки с дос­ки, ис­поль­зуй­те его для за­пол­не­ния про­бе­лов, что по­мо­жет вам снять мак­­с­имал­ьное ко­ли­че­ст­во фи­шек в по­сле­дую­щих бро­сках.

Су­ще­ст­ву­ют оп­ре­де­лен­ные по­зи­ции, при ко­то­рых вам ка­жет­ся, что вы вы­ну­ж­­д­ены ос­та­вить про­бел, хо­тя из­ме­не­ние по­ряд­ка, в ко­то­ром вы ис­поль­зуе­те вы­пав­­шие на кос­тях чис­ла, по­зво­ля­ет из­бе­жать про­бе­ла.

В по­зи­ции 16 мно­гие иг­ро­ки хо­дят 4/off, 3/1, не за­ду­мы­ва­ясь о том, что здесь воз­мо­жен и аль­тер­на­тив­ный ход. Пра­виль­ным в дан­ной по­зи­ции бу­дет ход 4/2, З/off, ко­то­рый по­зво­ля­ет из­бе­жать про­бе­ла в пунк­те 2.

Хо­тя вы и те­ряе­те оч­ко, вы со­хра­ни­те се­бе весь бро­сок, ес­ли в сле­дую­щий раз на ва­ших кос­тях вы­па­дет чис­ло 2.

Ана­ло­гич­но в по­зи­ции 17 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 5/2, 4/off, а в по­зи­ции 18 – ход 9/5/off.

По­ми­мо за­пол­не­ния про­бе­лов, вы долж­ны пы­тать­ся сгла­дить ре­зуль­ти­рую­щее рас­пре­де­ле­ние фи­шек, что­бы из­бе­жать на­ли­чия слиш­ком боль­шо­го или слиш­ком ма­ло­го ко­ли­че­ст­ва фи­шек в од­ном пунк­те. Это по­зво­лит вам сни­зить ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния про­бе­лов в даль­ней­шем.

В по­зи­ции 19 X ого­лил свой пункт 2, по­это­му пра­виль­ным здесь бу­дет ход 6/2, в то вре­мя как в по­зи­ции 20 для X боль­шую опас­ность пред­став­ля­ет по­те­ря чис­ла 1, по­это­му он хо­дит 5/1.

Ого­ле­ние пунк­тов 4 и 5 или про­бе­лы в этих пунк­тах пред­став­ля­ют боль­шую опас­ность, чем про­бе­лы в мень­ших пунк­тах, осо­бен­но ес­ли в пунк­те 6 у вас ос­та­ет­ся не­сколь­ко фи­шек или есть фи­ш­ки в пунк­те 5, а пункт 4 от­крыт.

В по­зи­ции 21 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 6/2, по­сколь­ку на­ли­чие толь­ко од­ной фиш­ки в пунк­те 5 на­мно­го ху­же, чем на­ли­чие од­ной фиш­ки в пунк­те 1.

Ино­гда луч­ше рас­пре­де­лить свои фиш­ки без ого­ле­ния пунк­тов 4 или 5, чем за­­по­лнить про­бел.

В по­зи­ции 22 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 6/5, ко­то­рый по­зво­ля­ет из­бе­жать ос­­та­вл­ения слиш­ком ма­ло­го ко­ли­че­ст­ва фи­шек в пунк­те 5, а в по­зи­ции 23 пра­виль­­ный ход – 6/4, по­мо­гаю­щий из­бе­жать ого­ле­ния пунк­та 4. За­меть­те, что ес­ли бы X при­шлось иг­рать 1 в по­зи­ции 23, то ход 6/5, рас­счи­тан­ный на то, что­бы из­бе­­жать про­бе­ла в пунк­те 5 в даль­ней­шем, был бы не­пра­виль­ным. Вер­ным в та­кой си­туа­ции был бы ход 1/off. Пря­мое сня­тие фиш­ки с дос­ки все­гда пре­вос­хо­дит по важ­но­сти за­пол­не­ние про­бе­лов или улуч­ше­ние рас­пре­де­ле­ния фи­шек.

Ес­ли у вас есть не­сколь­ко фи­шек в пунк­тах 5 или 6, ос­тав­лять ого­лен­ным пункт 4 опас­но. В по­зи­ции 24 (она по­хо­жа на по­зи­цию 23) X сле­ду­ет за­пол­нить про­бел в пунк­те 2 – 4/2. По­сколь­ку в пунк­тах 5 и 6 все­го лишь две фиш­ки, од­на фиш­ка в пунк­те 4 не пред­став­ля­ет опас­но­сти.

В по­зи­ции 25 вы мо­же­те пра­виль­но рас­пре­де­лить свои фиш­ки с по­мо­щью хо­да 8/4, 6/off.

В по­зи­ции 26 ого­ле­ние пунк­та 2 пред­став­ля­ет боль­шую опас­ность, по­это­му пра­­вил­ьным здесь бу­дет ход 8/2, 4/off. От­меть­те, что ход 8/4, 6/off яв­ля­ет­ся опас­ным по­то­му, что, ис­поль­зуя его, вы мо­же­те ого­лить свой пункт 2 и, кро­ме то­го, у вас не ос­та­ет­ся фи­шек в пунк­те 6. Хо­тя на­ли­чие чрез­мер­но боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва фи­шек в пунк­те 6 за­час­тую вы­зы­ва­ет про­бле­мы, от­сут­ст­вие фи­шек в этом пунк­те мо­жет при­вес­ти к не­эко­ном­но­му ис­поль­зо­ва­нию ша­гов. Ес­ли вы вы­бро­си­те чис­ло б, вам при­дет­ся снять фиш­ку из пунк­та 5 и по­те­рять од­но оч­ко.

До это­го мо­мен­та мы рас­смат­ри­ва­ли по­зи­ции сня­тия фи­шек с дос­ки, не при­­н­имая во вни­ма­ние по­зи­цию ва­ше­го про­тив­ни­ка. В боль­шин­ст­ве по­зи­ций вы долж­ны сле­до­вать про­це­ду­ре, на­ме­чен­ной ва­ми ра­нее, ко­то­рая по­зво­лит све­сти к ми­­н­им­уму ко­ли­че­ст­во бро­сков, не­об­хо­ди­мых для сня­тия фи­шек. В оп­ре­де­лен­ных по­­з­иц­иях, где до кон­ца иг­ры ос­та­ет­ся два или три бро­ска, вам при­дет­ся скор­рек­ти­­р­овать свои хо­ды, что­бы вос­поль­зо­вать­ся пре­иму­ще­ст­вом оп­ре­де­лен­ных дуб­лей.

В по­зи­ции 27 пра­виль­ным бу­дет ход 6/5, он не­мно­го луч­ше хо­да 3/2, ес­ли X хо­чет снять свои фиш­ки за два сле­дую­щих бро­ска. Но пред­по­ло­жим, что у О ос­та­лось толь­ко че­ты­ре фиш­ки в пунк­те 24. По­сле то­го как он сни­мет с дос­ки две фиш­ки, у вас ос­та­нет­ся толь­ко один бро­сок, что­бы снять ва­ши ос­тав­шие­ся фиш­ки, по­это­му пра­виль­ным здесь яв­ля­ет­ся ход 4/3. Этот ход по­зво­лит вам снять все свои фиш­ки при вы­па­де­нии дуб­ля 3-3 в до­пол­не­ние к дуб­лям 4-4, 5-5 и 6-6.

В по­зи­ции 28 по­сле то­го как О сде­ла­ет свой ход, у вас ос­та­нет­ся не бо­лее двух бро­сков. По­сколь­ку вы долж­ны рас­счи­ты­вать на сня­тие че­ты­рех фи­шек за один бро­сок, пра­виль­ным бу­дет ход 6/4. Те­перь ком­би­на­ции 4-4, 5-5 и 6-6 по­зво­­лят вам снять с дос­ки че­ты­ре фиш­ки. Ес­ли бы у О бы­ла до­пол­ни­тель­ная седь­мая фиш­ка, вы бы сде­ла­ли обык­но­вен­ный ход 4/2, уве­ли­чив та­ким об­ра­зом свои шан­сы на сня­тие всех фи­шек за три бро­ска.

Осо­бое при­ме­ча­ние. Мы упо­ми­на­ли, что су­ще­ст­ву­ет не­сколь­ко по­зи­ций, при ко­­т­орых сня­тие мак­си­маль­но­го ко­ли­че­ст­ва фи­шек за один бро­сок яв­ля­ет­ся не­пра­­вил­ьным. Один из та­ких слу­ча­ев по­ка­зан в по­зи­ции 29.

X дол­жен хо­дить 4/3, 5/3 в на­де­ж­де на вы­па­де­ние дуб­ля 3-3. Ес­ли X сни­мет фиш­ку с дос­ки (З/off), дубль 3-3 боль­ше не бу­дет вы­иг­рыш­ным. В дан­ном при­­м­ере X не мо­жет снять фиш­ку пря­мо (т.е. с по­мо­щью од­но­го чис­ла на од­ной иг­­рал­ьной кос­ти), ему при­дет­ся ис­поль­зо­вать всю ком­би­на­цию на иг­раль­ных кос­тях, что­бы снять фиш­ку с дос­ки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: