Необходимость развития моторики рук у умственно отсталых детей, особенно страдающих дизартрией, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции.
Развитие ручной моторики у учеников первого класса вспомогательной школы имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки умственно отсталых детей к овладению письмом.
На предварительном этапе коррекции нарушений звуко-произношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:
1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д.,
сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
2. Раскладывание и складывание разборных игрушек (мат
решек, пирамид, чашечек, кубиков.
3. Составление предметных разрезных картинок. Снача
ла даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и
на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальней
шем — по памяти.
4. Складывание из палочек, спичек геометрических фи
гур, изображений, букв.
5. Обведение контуров предметных изображений.
6. Раскрашивание контурных изображений предметов
цветными карандашами.
7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.
8. Наматывание ниток на катушку, клубок.
9. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
10. Работа с пластилином (скатывание шариков, жгути
ков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, само
стоятельное творчество детей).
11. Работа с мозаикой.
12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
13. Многократное поочередное выполнение движений
руки: кулак — ладонь — ребро.
14. Поочередная смена положений рук: левая рука— ку
лак, правая— ладонь; затем наоборот: правая рука— ку
лак, левая — ладонь.
С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.