Две стратегии инфантильной адаптации

Ребенок старше года начинает отделяться от родителей. Он начинает понимать, что не все его желания немедленно исполняются, но пытается сохранить чувство собственной власти родителями, олицетворяющими для ребенка весь внешний мир.

Для сохранения власти ребенок может выбрать всего две стратегии: подчинение и доминирование.

В первом случае ребенок, взрослея, стремится во всем подражать родителям. Он попытается не отделяться от первичного объекта, «прилепиться» к нему, остаться его частью, тем самым, сохраняя принадлежащее родителям всемогущество.

В этом случае ребенок постарается никак не проявлять своего «Я», остаться поглощенным родительской волей (первичным объектом).

Вторая стратегия заключается в том, что ребенок попытается поглотить первичный объект, – присвоить его. Он сам будет ощущать себя центром вселенной или «пупом земли», которому должны служить бывшие «боги» (родители). Ребенок будет пытаться поглотить все внимание родителей, сделать так, чтобы вся их жизнь была сосредоточена на выполнении его капризов и желаний.

Понятно, что в реальной жизни дети пытаются манипулировать родителями, и эти манипуляции представляют собой сложное сочетание двух описанных стратегий. Если родители не задумываются о манипуляциях ребенка и не могут противопоставить им продуманную стратегию воспитания, то в поведении сначала подростка, а потом и молодого человека всегда можно будет выделить склонность к одной из этих двух стратегий – или к подражанию, или к доминированию.

Каждая из этих двух стратегий может привести молодого человека к приему «магических веществ» – алкоголя или наркотиков.

Дело в том, что обе эти стратегии – это стратегии поведения, свойственные для раннего детского возраста: они направлены на избегание ответственности и связанной с ней тревоги с помощью сохранения связи с первичным объектом и простых, «магических» действий, направленных на сохранение чувства всемогущества.

Обе эти стратегии окажутся попыткой не взрослеть – отказаться от ответственности и тревог взрослого человека.

Подавляющее большинство зависимых пациентов, отвечая на вопрос о том, почему они начали принимать наркотики, называют две причины: из подражания друзьям («у меня все друзья курят») или «от скуки».

Первый ответ означает выбор стратегии подражания; второй – стратегии доминирования.

Для того чтобы человеку стало скучно в современном мире, с его почти бесконечными возможностями для выбора дел или развлечений, он должен чувствовать себя выше нашего бренного мира. Все, что наша реальность может ему предложить, недостойно его величия, – от этого и становится скучно.

Для того чтобы что-либо стало интересным или увлекательным, необходимо чувство ответственности за свои знания или действия.

Сегодня нам очень важно задуматься о феномене детского всемогущества по Ференци. Заметим, кстати, что по сути работа Ференци является подробным психологическим описанием того самого чувства, которое христианство называет «гордыней».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: