1. Определение опорной реакции
Уравнение равновесия сил (рис. 2.3 а)
,
откуда .
2. Определение внутренних усилий методом сечений
Стержень содержит два участка с разным характером нагружения. На первом участке делаем сечение на расстоянии и из условия равновесия левой отсеченной части находим (рис. 2.3 б)
.
Следовательно, на первом участке график-эпюра прямая линия.
а) в) г) |
| ||
Рис. 2.3 |
Строим эпюру по двум точкам. При имеем , а при получаем .
На втором участке отсекаем на расстоянии правую часть стержня. Действие левой части на правую заменяем усилием (рис. 2.3 б). Из уравнения равновесия отсеченной части правой части находим
.
Следовательно, на втором участке имеем постоянное значение.
Эпюра приведена на рис. 2.3 в. На расстоянии усилие . Найдем это расстояние:
; .
Максимальное значение возникает в защемлении. Это сечение является опасным по прочности.
Контроль правильности построенной эпюры осуществляется с помощью правил дифференциальной зависимости Д. Журавского
|
|
:
1) на незагруженном участке и ;
2) на равномерно загруженном участке и , т.е. эпюра − прямая линия, возрастающая с ростом , если угловой коэффициент , и убывающая, если .
Оба правила в нашей задаче соблюдены.
3. Расчет на прочность
Условие прочности стержня
. (1)
Пусть поперечное сечение стержня − прямоугольное с соотношением сторон . Тогда . Допускаемое напряжение (дерево), , . Требуется определить размеры поперечного сечения и . Из условия (1) находим
,
откуда .
Округляем значение до значения , тогда . Проверяем стержень на прочность с подобранными размерами поперечного сечения:
,
что больше допустимого значения .
Перенапряжение составит , т.е. . Отклонение от допускается в пределах .
4. Построение эпюры перемещений
На первом участке:
,
или
.
Эпюра – парабола. В сечении , где , перемещение достигает максимального значения:
.
Выпуклость параболы определяется знаком второй производной , т.к. . Следовательно, кривая перемещений обращена выпуклостью к верху.
При имеем
.
На втором участке получаем
.
Эпюра − прямая линия. При имеем , а при
.
Строим прямую линию на втором участке (рис. 2.3 г). Задача решена.