Подходы к обучению слухопроизносительным навыкам

При обучении фонетике необходимо, прежде всего, рассказать об особенностях фонетической системы иностранного языка.

Существует 3 основных подхода к обучению фонетике:

I. Артикуляторный (аналитический) подход к формированию произносительного навыка.

Представители: Грузинская, Колосов, Рапанович.

Основывается на:

§ опережающем формировании произносительного навыка (т.е. начинают сразу с фонетики)

§ знаниях учащихся артикуляции каждого звука

§ тщательной отработки каждого звука, не зависимо от знания слова

Имеет стадии:

1. ориентировочная (изучение рисунка артикуляции)

2. планирование (проигрывание в уме как произнести этот звук)

3. артикулирование (сначала беззвучно, потом шепотом, потом громко)

4. фиксирование (повторение несколько раз, чтобы зафиксировать мышечное напряжение)

5. контроль (с помощью зеркала)

«+» - есть отдельный фонетический курс (3 недели – месяц), где отрабатываются звуки - часто использовался раньше «-» - много времени - отрыв от слуховых навыков (от коммуникации) - снижает мотивацию

II. Акустический (иммитативный)

Представители: Китайгородская, Слободчиков, Шапко.

Основные положения:

§ опора на слушание, повторение за Учителем

§ формирование произносительных навыков в процессе обучения устной речи (нет отдельного обучения произношению)

§ опора на иммитативные упражнения

§ отказ от отдельной отработки звуков

Имеет стадии:

1. подготовительный этап (учитель проговаривает новый лексический, материал, учащиеся слушают и повторяют)

2. активный сеанс (учитель читает текст с разными интонациями, учащиеся слушают и следят за текстом)

3. сеанс-концерт (учитель читает текст на фоне музыки, учащиеся слушают в состоянии релаксации)

4. отработка (материал отрабатывается в парах, ролевых играх, ситуациях.

Используется в интенсивных методах. Пример:

§ произнесение модельной фразы Учителем несколько раз, учащиеся слушают и понимают

§ Учитель произносит фразу, учащиеся повторяют

§ учащиеся индивидуально повторяют несколько раз

§ учащиеся произносят хором

Учитель может объяснить произнесение отдельных звуков по ходу работы.

«+» - экономия времени - хорош в интенсивных курсах, для кратковременной работы с языком «-» - плохое произношение у учащихся - преобладание иммитативных упражнений - трудности контроля - не подходит для людей с плохим фонематическим слухом

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: