При обучении фонетике необходимо, прежде всего, рассказать об особенностях фонетической системы иностранного языка.
Существует 3 основных подхода к обучению фонетике:
I. Артикуляторный (аналитический) подход к формированию произносительного навыка.
Представители: Грузинская, Колосов, Рапанович.
Основывается на:
§ опережающем формировании произносительного навыка (т.е. начинают сразу с фонетики)
§ знаниях учащихся артикуляции каждого звука
§ тщательной отработки каждого звука, не зависимо от знания слова
Имеет стадии:
1. ориентировочная (изучение рисунка артикуляции)
2. планирование (проигрывание в уме как произнести этот звук)
3. артикулирование (сначала беззвучно, потом шепотом, потом громко)
4. фиксирование (повторение несколько раз, чтобы зафиксировать мышечное напряжение)
5. контроль (с помощью зеркала)
«+» - есть отдельный фонетический курс (3 недели – месяц), где отрабатываются звуки - часто использовался раньше | «-» - много времени - отрыв от слуховых навыков (от коммуникации) - снижает мотивацию |
II. Акустический (иммитативный)
Представители: Китайгородская, Слободчиков, Шапко.
Основные положения:
§ опора на слушание, повторение за Учителем
§ формирование произносительных навыков в процессе обучения устной речи (нет отдельного обучения произношению)
§ опора на иммитативные упражнения
§ отказ от отдельной отработки звуков
Имеет стадии:
1. подготовительный этап (учитель проговаривает новый лексический, материал, учащиеся слушают и повторяют)
2. активный сеанс (учитель читает текст с разными интонациями, учащиеся слушают и следят за текстом)
3. сеанс-концерт (учитель читает текст на фоне музыки, учащиеся слушают в состоянии релаксации)
4. отработка (материал отрабатывается в парах, ролевых играх, ситуациях.
Используется в интенсивных методах. Пример:
§ произнесение модельной фразы Учителем несколько раз, учащиеся слушают и понимают
§ Учитель произносит фразу, учащиеся повторяют
§ учащиеся индивидуально повторяют несколько раз
§ учащиеся произносят хором
Учитель может объяснить произнесение отдельных звуков по ходу работы.
«+» - экономия времени - хорош в интенсивных курсах, для кратковременной работы с языком | «-» - плохое произношение у учащихся - преобладание иммитативных упражнений - трудности контроля - не подходит для людей с плохим фонематическим слухом |