Обучение монологической речи

Монолог – это форма речи, обращенной к одному или группе слушателей. Характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций, сложной группировкой. Обучение монологической речи происходит в 3 этапа.

Учебная монологическая речь – связанное монологическое высказывание разного вида, содержащее учебную информацию и обладающее определенной конструкцией.

Пассов определил следующие характеристики монологической речи:

1. Относительная правильность.

2. Последовательность, логичность. Высказывание должно содержать ключевую фразу и слова, которые к ней относятся.

3. Относительная смысловая законченность.

Обучение монологической речи происходит в процессе работы с печатным текстом на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца монологического сообщения.

Существует 3 уровня монологической речи:

Средний

Высокий

Повышенный

В средней школе возможно достижение среднего базового уровня.

Главная цель – сформировать умения читать, понимать и развивать устную речь в форме повествования и описания. Повышенный уровень достигается на основе аудирования и чтения. Ученик выступает с самостоятельной личной оценкой услышанного. Нужно учить выступать в различных сферах общения. Высокий уровень – почти свободное владение языком и владение почти всеми видами речевой деятельности.

Виды монологической речи

Продуктивный

Непродуктивный (репродуктивный)

Подготовленная

Неподготовленная.

Подготовленная речь осуществляется с опорой на память, ситуацию, схему, зрительную опору.

Неподготовленная речь является естественной.

Формы подготовленной и неподготовленной монологической речи:

· сообщения по теме, по тексту, по ситуации;

· описание;

· рассказ.

Неподготовленная речь – такой уровень владения языком, при котором говорящий в состоянии без прямых побуждений к говорению, использует ранее усвоенный языковой материал в ранее не встречавшихся комбинациях. Для этого нужно создать такие ситуации, в которых ученик захочет участвовать и говорить. Успех зависит не от количества ситуаций, а от качества, насколько предложенная ситуация занимательна и интересна учащимся.

Лекция 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: