Виды информативного чтения

Классификация информативного чтения вызывает много противоречий. Р.К. Миньяр-Белоручев выделяет изучающее, поисковое и динамическое чтение.

Основная цель информативного чтения – это извлечение информации и ее анализ. Различная классификация видов информационного чтения связана с развивающимися целями обучения, т.е. что хотят получить в результате.

Например, Фоломкина С.А., Вейзе А.А. выделяют изучающее, ознакомительное и просмотровое. К изучающему относят: филологическое, критическое, углубленное (реферативное). К ознакомительному – конспективное и реферативное. К просмотровому – обзорное, ориентировочное и поисковое (+ реферативное).

В.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько выделяют 4 вида информативного чтения в зависимости от целевой установки:

1. Просмотровое – это получение общего представления о читаемом – тема, круг вопросов. Это беглое чтение. Тексты по блокам, по абзацам с целью найти важную информацию. Иногда важно ознакомиться только с 1-ым и последним абзацем, чтобы понять, о чем идет речь. В основном используют для определения пригодности для цели. Скорость чтения 500 слов в минуту, без внутренней речи – чтение глазами.

2. Ознакомительное чтение – это чтение всего произведения без установки на получение определенной информации. Это чтение для себя, для удовольствия, часто без специального задания. Основная коммуникативная задача – в результате быстрого прочтения выяснить, какие вопросы решаются. Требует умения различать главную и второстепенную информацию. Используется для чтения художественной, научно-популярной литературы, статей, но не для специального изучения. Не производиться языковой анализ. Достаточно для понимания 75% текста. Для англ. и фр. яз. – 180 слов/мин.; для немецкого – 150 слов/мин.; для русского 120 слов/мин. Для ознакомительного чтения используются длинные, но легкие в языковом отношении тексты, содержащие 25% второстепенной информации.

3. Изучающее чтение предусматривает max полное и точное понимание информационного текста и его критическое осмысление. Это вдумчивое неспешное чтение с анализом содержания и с опорой на языковые и логические средства текста, т.е. здесь читатель должен самостоятельно преодолевать трудности понимания. Текст можно перечитывать, повторять про себя или вслух, иногда с анализом языковых форм, с подчёркиванием основных тезисов, с повторным проговариванием для лучшего запоминания. Результатом может быть пересказ, обсуждение. Минимальная скорость чтения - 50-60 слов в минуту. Берутся тексты, имеющие познавательную ценность и представляющие трудность в содержательном языковом отношении.

4. Поисковое чтение. Его цель - быстрое нахождение в текстах конкретной информации, характеристик, цифр, описаний. Нужно знать структуру текста, чтобы знать, где искать. Поиск информации происходит автоматизировано. Часто выступает как упражнение и может быть компонентом других видов чтения. Часто используется при чтении литературы по специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: