Принцип комплексности

Внастоящее время дислексия преимущественно распивается как языковое расстройство, т.е. как нарушена обусловленное в большинстве случаев недоразвитием языковых обобщений. Механизмы, вызывающие возникновение дислексии, одновременно обусловливают нарушения устной речи и нарушения письма (дисграфии). Таким образом, дислексия не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим при устранении дислексий логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

Патогенетический принцип (принцип учета патогенеза т.е. механизма нарушения)

Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения процесса чтения имеют в своей основе различные механизмы. Так, замены звуков наблюдаются при фонетической, оптической, мнестической, тактильной дислексиях. Замены звуков при оптической дислексии связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, с нечеткостью зрительных зов букв. При фонематической дислексии механизмом, обусловливающим замены букв, является нарушение слуховой дифференциации звуков речи, т.е. фонематического: восприятия. Замены звуков при чтении могут происходи из-за слабости мнестических процессов. В основе зам букв при тактильной дислексии лежит нечеткость тактильных представлений.

В каждом из этих случаев методика логопедическую работы по дифференциации букв различна, так как направлена на преодоление основного механизма нарушения.

При оптической дислексии задача коррекционной работы – развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений; при фонематической дислексии развитие фонематического восприятия, т.е. слуховой дифференциации звуков речи. И, наконец, при мнестической дислексии главное внимание в логопедической работе является закреплению связей между звуком и буквой.

Таким образом, в процессе логопедической работа по коррекции определенного вида дислексии основной задачей логопедического воздействия является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: