Разработчиками собственно психологической теории учебной деятельности были Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др. Все они основывались на трудах Л. С. Выготского. С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.
Понятие «учебная деятельность» многоаспектно и неоднозначно, используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - как синоним понятий научение, учение и даже иногда - обучение. В узком же смысле, как - ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
В работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой понятие «учебная деятельность» распространяется и на другие возрасты, соотносясь с особым «ответственным отношением» субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Таким образом, «учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий... такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть... мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся. Тем самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности»
|
|
Теоретический анализ психологической литературы показал, что основными характеристиками учебной деятельности являются следующие:
1) учебная деятельность, в отличие от других форм учения, специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) именно в ходе учебной деятельности осваиваются общие способы действий, научные понятия;
3) общие способы действия в ней, в отличие от учения по типу проб и ошибок, предваряют решение задач;
4) учебная деятельность характеризуется постоянно неудовлетворенной познавательной потребностью;
5) учебная деятельность является активной формой учения;
6) она ведет к изменениям в самом субъекте;
7) изменения психических свойств и поведения обучающегося зависит от результатов его собственных действий.
Средства учебной деятельности - интеллектуальные действия (мыслительные операции); знаковые, языковые, вербальные средства и фоновые знания.
Способы учебной деятельности могут быть репродуктивные, проблемно-творческие или исследовательско-познавагельные.
Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, а также внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.
|
|
Результатом учебной деятельности может быть поведение субъекта (либо интерес, включенность, позитивные эмоции, что говорит о стремлении продолжать эту деятельность, либо уклонение, избегание, свидетельствующие о нежелании заниматься ею).
Внешняя структура учебной деятельности состоит из следующих основных компонентов, каждому из которых присущи свои особенности:
1) мотивация;
2} учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;
3) учебные действия;
4) контроль, переходящий в самоконтроль;
5) оценка, переходящая в самооценку.