Тема: «Становление предмета психологической науки».
2. Форма организации занятия: семинарское занятие.
3. Значение изучения темы: формирование представлений о становлении предмета психологии, использование знания об этапах развития науки, направлениях, научных школах для решения профессиональных задач, умение анализировать вклад в становление науки, формирование профессиональной позиции
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.
|
|
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Фронтальный опрос:
1. Каким образом менялся предмет психологической науки? Что выступало фактором, обусловливающим смену предмета науки?
2. Как можно охарактеризовать понятие «тенденции развития»? В чем состоит роль тенденций развития науки?
3. Дайте характеристику предмета психологической науки на разных этапах ее становления.
4. Каким образом различаются научная школа и научное направление в психологии?
5. В чем состоит принципиальное разногласие между Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным во взглядах на природу психического?
6. Оцените вклад каждого из направлений психологии в современное состояние науки.
7. Закономерно ли сосуществование многих направлений и школ в психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?