1.Становление индивидуальности – это:
1) присвоение социальных ролей.
2) процесс индивидуализации субъективной реальности.
3) освоение родовой сущности.
4) творческое проявление способностей.
2. Индивидуальность – это:
1) включенность индивида в систему общественных отношений.
2) интеграция общественно значимых отношений в собственную систему отношений с миром.
3) выделенность человека из общественно значимых отношений.
4) неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.
3. Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это:
1) определенность в отношениях с самим собой.
2) определение собственной позиции в жизни, определенность внутри самой своей жизни.
3) рефлексия собственной жизни.
4) выход в уникальную подлинность самого себя.
5) трансценденция собственного существования.
4. Самооценка – это:
1) оценка себя.
2) акцент на себе.
3) взгляд на себя.
4) осознаваемая оценка личностью самой себя, своих возможностей качеств, положения в обществе.
5.Процесс отнесения чего-либо к своему «Я», уподобление чему-либо называется:
1) самосознанием.
2) самоактуализациеи.
3) социологизацией.
4) идентификацией.
Задачи:
1. Ниже приведены высказывания писателей и ученых об индивидуальности. Можно ли сказать, что они непротиворечивы и взаимодополняют друг друга?
1) «Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» (С.Л. Рубинштейн).
2) «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность» (И.И.Мечников).
3) «В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто» (А.Моруа).
2. Попытайтесь соотнести между собой процессы формирования характера и развития способностей. Вероятно, в этих процессах обнаружится нечто общее?
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Индивидуальность жизненного пути человека.
2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
3. Отличие личностного бытия человека от индивидуального.
4. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1.Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011. - 583 с.
2.Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 21