Конкурентоспособность и емкость рынка

Конкуренция - наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, и возможность для них свободно входить на рынок и покидать его.

После определения характеристик рыночной структуры, с которой сталкивается фирма, необходимо оценить маркетинговую стратегию конкурентов, в частности, фирма должна установить какие территориальные рынки насыщены, а какие нет, маркетинговые планы и целевые рынки конкурентов, образы конкурентов, их отличительные преимущества, степень удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания и качества.

В зависимости от состояния конкуренции обычно выделяют че­тыре вида рынка (табл. 5.1).

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего, однородного товара (услуги). Цены под воздействием спроса и предложения приближаются к единым ценам на конкретный товар в соответствующем месте и в фиксированный момент времени. Для каждого хозяйствующего субъекта цены заданы рынком, он приспосабливается к этим ценам и вынужден с ними считаться. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих ры­ночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по рыночной цене. Продавцы не будут запраши­вать цену и ниже рыночной цены, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Чем более совершенным является рынок, тем сильнее у него тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в один и тот же временной момент покупатели платили За один и тот же товар одинаковую цену.

Рынок монополистической конкуренции включает множество по­купателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыноч­ной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие такого диапазона Цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям Разные варианты в сущности одних и тех же товаров (услуг).

Основным признаком рынка монополистической конкуренции является фирменная дифференциация товара (услуги), его специ­фика для некоторой части потребителей, которая обычно закрепля­йся патентом, лицензией, фирменной маркой и названием, своеобразием упаковки или тары. Особенность продукта может быть выде­лена специфическим качеством, формой, цветом или стилем, так что предприятие имеет некоторую монополию при установлении цены на свой фирменный товар (услугу), ограниченной наличием конкурентных заменителей товара (услуги) других предприятий, представленных на рынке.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продав­цов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга и соответственно вынужденных считаться с реакцией своих-конкурентов на рынке. Олигополия — это такой тип рынка, на котором:

• несколько предприятий обеспечивают весь рынок или его по­давляющую часть (товар, который они поставляют, может быть однороден и стандартизирован или дифференцирован фирменной маркой);

• по крайней мере, некоторые предприятия имеют большой удельный вес (более 20 %), так что они способны влиять на рыночную цену товара либо диктуя ее, либо варьируя объ­ем продаж, либо воздействуя на другие ценообразующие факторы;

• предприятия осознают свою зависимость от конкурентов и должны учитывать их реакцию.

Можно выделить три модели поведения предприятий на олиго-полистическом рынке товара:

1) нескоординированная олигополия, при которой предприятия не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются соз­нательно найти точку равновесия, устраивающую всех;

2) сговор (или картель) предприятий, ориентирующихся не на достижение равновесия в отрасли, а на долгосрочное монополи­стическое равновесие с последующим разделом монополистиче­ской прибыли (более высокой, чем олигополистическая) между участниками;

3) «игра по правилам», при которой предприятия делают свое поведение понятным и предсказуемым'для конкурентов, чем облег­чают достижение равновесия на отраслевом рынке.

Рынок чистой монополии. Этот тип рынка характеризует гос­подство одного хозяйствующего агента, т. е. на рынке существует только один продавец некоего товара, причем товар этот не имеет близких заменителей. Это может быть государственная организа­ция, регулируемая монополия или частная нерегулируемая моно­полия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается По-своему.

Государственная монополия с помощью политики цен может Преследовать достижение самых различных целей. Она может уста­новить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значе­ние для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за Полную стоимость. Цена может быть назначена на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена Устанавливается очень высокой для всемерного сокращения потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: