Сдельная форма оплаты труда

Сдельная форма оплаты труда применяется в том случае, если возможно измерить в натуральном выражении объем работ, выполненных работником. Заработная плата выплачивается за фактически достигнутые результаты, как правило, за количество произведенной продукции, исходя из установленных в организации расценок за единицу работы.

Сдельная система оплаты труда может быть следующих видов:

1) простая;

2) сдельно-премиальная;

3) сдельно-прогрессивная;

4) косвенно-сдельная;

5) аккордная.

При простой сдельной оплате труда заработная плата исчисляется исходя из сдельных расценок, установленных в организации, за единицу произведенной продукции.

Пример. В ООО "Синтез" установлена сдельная оплата труда. Сдельная расценка за одно изделие составляет 20 руб./шт.

За июнь 2005 года работник Иванов изготовил 120 деталей.

Заработная плата Иванова составит 2400 руб. (20 руб./шт. х 120 шт.)

В организации могут применяться нормы выработки или нормы времени. Норма выработки - это то количество продукции, которое работник должен произвести за единицу рабочего времени (например, 5 деталей в час). Норма времени определяет период рабочего времени, за который должна быть произведена единица продукции (например, 2 ч. на изготовление одной детали).

В том случае, если применяется норма выработки, сдельная расценка определяется делением часовой (дневной) ставки на часовую (дневную) норму выработки.

Пример. Часовая ставка работника ООО "Синтез" Иванова составляет 20 руб.

Норма выработки составляет 2 детали в час.

За месяц Иванов изготовил 200 деталей.

Сдельная расценка за одно изделие составляет 10 руб. (20 руб.: 2 дет./час)

Заработная плата Иванова составит:

10 руб. х 200 дет. = 2000 руб.

При использовании нормы времени сдельная расценка определяется умножением часовой (дневной) ставки на норму времени.

Пример. Часовая ставка работника ООО "Синтез" Иванова составляет 20 руб.

Норма времени на изготовление 1 детали составляет 2 часа.

За месяц Иванов изготовил 90 деталей.

Сдельная расценка за одно изделие составляет 40 руб. (20 руб. х 2 ч.)

Заработная плата Иванова составит:

40 руб. х 90 дет. = 3600 руб.

При сдельно-премиальной оплате труда работнику помимо заработной платы, рассчитанной как при простой сдельной форме оплаты труда, начисляются премии. Основанием для выплаты премий может быть выполнение или перевыполнение установленных количественных и качественных показателей. Премии могут устанавливаться как в твердых суммах, так и в процентах от заработной платы по сдельным расценкам.

Пример. Сдельная расценка в ООО "Синтез" составляет 40 руб. за одну изготовленную деталь. Согласно Положению о премировании организации при отсутствии брака работникам ежемесячно выплачивается премия в размере 500 руб.

За месяц работник Петров изготовил 90 деталей.

Заработная плата Петрова составит:

(40 руб./шт. х 90 дет.) + 500 руб. = 4 100 руб.

Пример. Сдельная расценка в ООО "Синтез" составляет 40 руб. за одну изготовленную деталь. Норма выработки составляет 90 деталей. Работник Иванов изготовил 99 деталей, перевыполнив норму на 10%. Согласно Положению о премировании организации при перевыполнении норм выработки работнику выплачивается премия в размере 10% от суммы сдельной заработной платы.

Сумма основной заработная платы Иванова составит:

40 руб./шт. х 99 дет. = 3 960 руб.

Сумма премии составит:

3960 х 10% = 396 руб.

Сумма начисленной заработной платы составит 4356 руб. (3 960 руб. + 396 руб.)

При сдельно-прогрессивной форме оплаты труда заработная плата рассчитывается в пределах установленных норм по основным расценкам, а сверх установленных норм - по повышенным. Таким образом, в этом случае сдельные расценки и, соответственно, заработная плата работника зависят от количества произведенной продукции за тот или иной период времени.

Пример. В ООО "Синтез" установлены следующие сдельные расценки.

Сдельная расценка за изготовление до 100 деталей в месяц составляет 30 руб./шт.

Сдельная расценка за изготовление свыше 100 деталей в месяц составляет 35 руб./шт.

За месяц работник Иванов изготовил 120 деталей.

Заработная плата составит: (100 дет. х 30 руб.) + (20 дет. х 35 руб.) = 3700 руб.

Косвенно-сдельная форма оплаты труда применяется, как правило, для оплаты труда работников обслуживающих и вспомогательных производств (наладчиков, настройщиков и др.).

При такой системе сумма заработной платы вспомогательных работников ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых им рабочих сдельщиков.

Косвенная сдельная расценка рассчитывается путем деления дневной (часовой) тарифной ставки вспомогательного работника на произведение дневной (часовой) нормы выработки одного обслуживаемого рабочего (объекта, агрегата) (или планового объема производства по данному объекту обслуживания) на количество обслуживаемых рабочих (объектов, агрегатов).

Общий заработок рассчитывается либо путем умножения ставки вспомогательного рабочего на средний процент выполнения норм обслуживаемых рабочих-сдельщиков, либо умножением косвенно-сдельной расценки на фактический выпуск продукции обслуживаемых рабочих.

Пример. Дневная тарифная ставка вспомогательного рабочего составляет 100 рублей. Он обслуживает двоих рабочих с нормой выработки 50 деталей и 70 деталей в день. За месяц первый рабочий изготовил 1000 деталей, а второй - 1500 деталей.

Косвенная сдельная расценка вспомогательного рабочего составит:

1) по первому рабочему 100: (50 х 2) = 1 руб.

2) по второму рабочему 100: (70 х 2) = 0,7 руб.

Заработная плата вспомогательного рабочего составит: (1 х 1000) + (0,7 х 1500) = 2050 руб.

При аккордной оплате труда расценка устанавливается на весь объем работы (а не на отдельную операцию) на основе действующих норм времени или норм выработки и расценок. Аккордная форма оплаты труда обычно применяется при оплате труда бригады работников. Сумма вознаграждения делится между работниками бригады исходя из того, сколько времени отработал каждый член бригады или какое количество продукции произвел. Расценки по каждому заданию определяются администрацией организации по согласованию с работниками бригады.

При данной форме оплаты труда рабочие премируются за сокращение сроков выполнения работ, что усиливает стимулирующую роль этой системы в росте производительности труда.

13. Номинальная и реальная заработная плата. Заработная плата как стимулятор роста производительности труда. Системы надбавок и доплат в оплате труда.

Различают понятия номинальной и реальной заработной платы. Номинальная — это сумма, начисленная работнику в качестве платы за труд. Реальная заработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработной платы, т.е. количество товаров и услуг, которые реально можно приобрести за номинальную заработную плату с учетом изменения потребительских цен:

Индекс потребительских цен измеряет соотношение между совокупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода и совокупной ценой, идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Помимо динамики потребительских цен реальная заработная плата определяется размерами удержания из заработка (что определяет величину реальной располагаемой заработной платы, снижающейся с ростом удержаний).

Величина реальной заработной платы определяется и наличием на рынке потребительских товаров и услуг (товарным покрытием платежеспособного спроса), поскольку товарный дефицит, как известно, является проявлением скрытой инфляции. В условиях инфляции к снижению величины реальной заработной платы может вести и существенная задержка в сроках ее выплаты.

Абсолютный уровень заработной платы и его изменения следует оценивать по ее реальной величине. Вместе с тем важно оценивать и относительные размеры заработной платы (сравнительные размеры оплаты труда различных групп и категорий работников), которые определяют социальный статус и ценность работника в обществе и его представление о справедливости трудового вознаграждения.

Заработная плата – важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на производительность работника, персонала. Но при всей своей значимости зарплата не должна оставаться единственным источником дохода.

Механизм мотивации должен быть достаточно разнообразным с точки зрения используемых средств. Это обеспечивает сильный эффект, итогом которого является рост производительности труда, сокращение затрат и, как следствие, увеличение получаемой прибыли, повышение уровня благосостояния работников.

Правильно подобранный и систематизированный перечень мотивирующих факторов позволит не только существенно повысить результаты работы предприятия, но и улучшить психологический климат в коллективе, достичь разумного сочетания стратегии развития предприятия и потребностей, интересов работников.

Исходя из понимания мотива как внутреннего побуждения и стимула как побуждения внешнего, выделяют понятия мотиваторов и стимуляторов.

Мотиваторы являются внутренними побудительными причинами, заставляющими человека совершать определенные поступки, вести себя определенным образом.

Стимуляторы являются внешними побудительными и нередко принудительными причинами, заставляющими работника выполнять свои обязанности. Типичным стимулятором является заработная плата и материальное вознаграждение. Очень часто ее называют мотиватором работника, но более глубокое рассмотрение показывает ошибочность данного мнения (Ф. Герцберг считал заработок не мотиватором, а гигиеническим фактором). Работники стремятся получать больший заработок не ради самих денег, а для удовлетворения материальных, властных и других потребностей.

Мотивирующие факторы принято делить на две группы: монетарные (денежные) и немонетарные (неденежные).

К монетарной группе относят следующие основные составляющие: заработную плату, участие в прибылях, премии и участие в капитале.

В настоящее время на негосударственных предприятиях практически нет понятия заработной платы как ежемесячной неизменяемой выплаты. В любом случае подразумевается, что существуют ее постоянная и переменная части. Базовая оплата отражает рыночную ценность работника в соответствии с его навыками и компетенцией, переменная же часть направлена на стимулирование усилий для улучшения качества работы. Модифицированные базовые оклады имеют форму сдельной, балльной системы. Переменная часть зависит от изменения качества выполнения работы сотрудником, выхода его трудовых усилий за рамки необходимого объема.

К другим видам материального стимулирования относятся комиссионные выплаты и премии. Комиссионные вознаграждения – это выплаты сотруднику в определенной пропорции от дохода, который он приносит предприятию. Система оплаты может либо полностью строиться по этому принципу, либо сочетать его с фиксированным ежемесячным окладом. В любом случае этот способ денежного вознаграждения устанавливает прямую связь между доходом фирмы и заработком каждого отдельного сотрудника.

Премии представляют собой фиксированные суммы, выплачиваемые работникам сверх базового оклада за значительный вклад в деятельность предприятия. Основанием для выплаты премии могут выступать: досрочное выполнение намеченного плана, повышение качества работы или выпускаемой продукции, снижение трудоемкости работы, успешное завершение по определенным показателям года, квартала, месяца.

Экскурс в историю экономики России свидетельствует о том, что мотивационные механизмы и формы их реализации неоднократно трансформировались под влиянием изменений в системе общественных отношений. Если до отмены крепостного права преобладали стимулы к труду, основанные на внеэкономическом принуждении, то позже, в период становления капитализма, получили развитие экономические методы стимулирования и побуждения, связанные с вознаграждением и использованием мотивационных механизмов инструментального типа.

В период плановой экономики мотивационное воздействие на трудовую активность работников наемного труда посредством систем вознаграждения за труд стало преобладающим. В 20-30-е гг. прошлого столетия были приняты важные решения в области материального стимулирования, ориентированные на формирование у работников действенных стимулов к эффективному исполнению работы. Их основу составило положение о том, что главной формой материального стимулирования на государственных предприятиях и в учреждениях является заработная плата.

Ведущая роль в ее организации отводилась тарифной системе, которая дифференцировала оплату труда в зависимости от его сложности, условий, значимости сфер приложения и природно-климатических факторов в различных регионах страны. Стимулирующий характер тарифной системы проявляется, прежде всего, в том, что получение определенной ставки или оклада находится в прямой зависимости от выполнения конкретных норм или обязанностей.

Нормативно-правовые акты, действовавшие в дореформенной России, предполагали необходимость сочетания государственного регулирования заработной платы посредством тарифной системы и премирования работников для усиления их заинтересованности в результатах труда.

В период перехода к капиталистическим методам хозяйствования в России начал зарождаться рынок труда, что обусловило признание товарного характера рабочей силы. Это определило в качестве основополагающих моментов организации оплаты труда учет не только затрат и результатов труда, но и спроса и предложения на рабочую силу определенного профессионального профиля и квалификационного уровня.

В соответствии со ст. 132 Трудового кодекса РФ, выбор форм и систем заработной платы, установление ее уровня и дифференциации отнесены к компетенции предприятий и организаций. Государство сохранило за собой регулирование минимальных размеров заработной платы, условий и порядка ее индексации, а также системы налогообложения индивидуальных трудовых доходов.

В настоящее время на федеральном уровне устанавливаются лишь условия оплаты работников бюджетных, прежде всего, социально-культурных отраслей, но и эти функции практически уже переданы регионам (субъектам Федерации).

Таким образом, государство последовательно проводит политику отказа от общего государственного регулирования заработной платы, а значит, и от единых принципов управления мотивацией к труду. Такой подход соответствует общей логике экономических реформ. Однако необходимо иметь в виду, что, не будучи «сглажены» государственным регулированием и эффективной социальной политикой, рыночные механизмы порождают неоптимальную систему мотивации.

В период реформ произошло снижение мотивационного потенциала заработной платы. Этому способствовали следующие факторы:

‑ возникла парадоксальная ситуация: экономика страны направляется в рыночное русло, а один из главных ее элементов – цена рабочей силы как специфического товара – все более отдаляется от своей естественной оценки – стоимости;

‑ необоснованная дифференциация заработной платы по отраслям экономики, профессионально-квалификационным группам и регионам;

‑ невыплаты заработной платы, существенно снижающие ее значимость в доходах населения.

Отмеченные негативные процессы явились результатом ошибочных представлений о стратегии и тактике ее формирования и регулирования. В начале экономических реформ предполагалось, что государство не должно вмешиваться в этот процесс. Как показали прошедшие годы, это заблуждение. Оно явилось частью общей концепции перехода к рынку на основе саморегулирования всех экономических процессов и максимального устранения государства от управления этими процессами.

Программа действий по выходу из сложившегося положения должна быть направлена на восстановление основных функций заработной платы – воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей. Это приведет к повышению мотивационной роли оплаты труда. В современных российских условиях вопросы материального стимулирования труда и реформирования организации заработной платы являются приоритетными.

При анализе организации заработной платы особое значение имеет деление заработной плата на постоянную и переменную части.

Постоянная часть включает должностной оклад (сдельную з/п) и районный коэффициент, устанавливаемый для отдельных районов страны.

Переменная часть заработной платы включает:

§ сдельный приработок;

§ доплата и надбавки;

§ премии.

Доплата и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работа. Они носят стабильный характер и персонифицированы, т. е. установлены для конкретного человека.

Ряд доплат и надбавок являются обязательней для применения на предприятиях всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена КЗоТ. Другие доплаты и надбавки применяются в отдельных сферах приложения труда. В большинстве случаях эти доплаты также обязательные, но об их конкретных размерах договариваются непосредственно на самом предприятии.

По характеру выплат доплата и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие.

В условиях рыночной экономики государство берет на себя заботу лишь о некоторых, ограниченных видах гарантий и компенсаций. Оно устанавливает обязательность их выплат в качестве минимально необходимых. При таком подходе наемные работники получают возможность по мере роста эффективности труда с помощью профсоюзов договориться о более высоких гарантиях в ходе переговоров с работодателями. Доплаты и надбавки компенсационного характера гарантированы государством за условия работы, отклоняющиеся от нормальных. В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера.

К компенсационным доплатам относятся доплаты:

§ за работу в вечернее время;

§ за сверхурочную работу;

§ за работу в выходные и праздничные дни;

§ за разъездной характер работы;

§ несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня;

§ рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда;

§ при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника;

§ до среднего заработка в условиях, предусмотренных законодательством;

§ рабочим в связи с отклонением от нормальных условий труда;

§ за работу по графику с разделением дня на части с перерывами не менее 2-х часов;

§ за многосменный режим работы;

§ за работу сверх нормативной продолжительности рабочего времени в период массовой приемки и закладки на хранение сельскохозяйственной продукции и т.п.

К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда.

К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату:

§ за высокую квалификацию (специалистам);

§ за профессиональное мастерство (рабочим);

§ за работу с меньшей численностью работников;

§ за совмещение профессий (должностей);

§ за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;

§ за выполнение обязанностей отсутствующего работника;

§ бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы;

§ за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета;

§ за обслуживание вычислительной техники и др.

Как было отмечено, максимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятиями. Их размеры определяются на предприятии самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы.

Размер доплат и надбавок чаще всего определяется относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако предприятие может устанавливать их и в абсолютной сумме — либо в равном размере для всех работников, либо дифференцировано.

14. Методы мотивирования персонала организации.

В целом можно сформулировать ряд правил осуществления эффективной мотивации работников:

  • Мотивирование тогда приносит результаты, когда подчиненные ощущают признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом. Обстановка и размер кабинета, участие в престижных конгрессах, функция представителя фирмы на важных переговорах, поездка за рубеж; неординарное обозначение должности — все это подчеркивает положение сотрудника в глазах коллег и посторонних лиц. Прибегать к этому методу стоит деликатно: частичное или полное лишение работника ранее предоставленного статуса приводит, как правило, к чрезвычайно бурным реакциям вплоть до увольнения.
  • Неожиданные, непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем прогнозируемые, когда они практически становятся неизменной частью заработной платы.
  • Положительное подкрепление результативнее отрицательного.
  • Подкрепление должно быть безотлагательным, что выражается в незамедлительной и справедливой реакции на действия сотрудников. Они начинают осознавать, что их неординарные достижения не только замечаются, но и ощутимо вознаграждаются. Выполненную работу и неожиданное вознаграждение не должен разделять слишком большой промежуток времени; чем больше временной интервал, тем меньше эффект. Однако поощрения руководителя должны в конце концов воплощаться в жизнь, а не оставаться в виде обещаний.

Сотрудников следует стимулировать по промежуточным достижениям, не дожидаясь завершения всей работы, так как большие успехи труднодостижимы и сравнительно редки. Поэтому положительную мотивацию желательно подкреплять через не слишком большие интервалы времени. Но для этого общее задание должно быть разделено и спланировано по этапам с таким расчетом, чтобы каждому из них могла быть дана адекватная оценка и должное вознаграждение, соответствующее объему реально выполненной работы.

Важно дать сотрудникам почувствовать себя уверенно, поскольку того требует внутренняя потребность в самоутверждении. Успех влечет за собой успех.

Как правило, крупные награды, редко кому достающиеся, вызывают зависть, а небольшие и частые — удовлетворение. Без серьезных оснований не следует постоянно выделять кого-либо из сотрудников, иной раз этого не следует делать ради сохранения коллектива.

Типовыми являются следующие стимулы: повышение в должности, расширение полномочий, увеличение власти, предоставление доли экономического эффекта, признание, лучшее место за столом на совещании, устная благодарность руководителя в присутствии коллег, возможность прямого общения с высшим руководителем, материальная премия с указанием «за что», страхование жизни и здоровья, оплата медицинских услуг, внеочередной оплачиваемый отпуск, гарантия сохранности рабочего места, ссуды с пониженной ставкой на обучение, приобретение жилья, оплата расходов на ремонт личного автомобиля и бензин и прочие.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПАКЕТ СТИМУЛОВ

При этом у конкретного предприятия не может быть стандартного пакета стимулов, стимулирование должно быть адресным, ориентированным на конкретного работника.

1. Наказание как средство мотивации работников. В одних фирмах предпочитают больше наказывать, в других — больше поощрять, где-то нашли действительно золотую середину. Уровень наказания зависит в первую очередь от целей воздействия. Основная цель наказания — это недопущение действий, которые могут принести вред фирме. То есть наказание ценно не само по себе, как «месть» за неправильные действия подчиненного, а как барьер, который не разрешит данному человеку повторить эти действия в будущем и послужит примером всему трудовому коллективу.

Однако практический опыт показывает, что руководителю не стоит сверх меры предаваться вдохновенным рассказам о злоупотреблениях своих сотрудников.

Таким образом, наказание эффективно, когда оно ориентировано на оказание требуемого психологического воздействия на сотрудника и весь коллектив. При этом, наказывая нежелательные действия, мы определенным образом поощряем тех сотрудников, которые работают в разрешенном направлении.

При наказании сотрудника обязательно наличие объяснения, за что и зачем применяется наказание. Наказание обязательно должно соответствовать проступку. Материальное же наказание допустимо в том случае, когда действиями сотрудника организации причинен действительно прямой материальный ущерб, который можно измерить и просчитать. Во многих случаях после проступка подчиненного начальнику бывает достаточно

просто поговорить с ним, и вопрос закрывается. Если основная разумная цель использования наказаний в организации — это избежание неудач, то соответственно применение поощрений выражает стремление к достижению лучших результатов и развитию.

2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей — наиболее распространенный тип мотивации. Такие выплаты осуществляются при соответствии работника некоторым заранее установленным критериям. Среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. Каждая компания устанавливает собственные критерии такого рода.

3. Выплаты к заработной плате для стимулирования здорового образа жизни работников. Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, сотрудникам, не пропустившим ни одного рабочего дня в течение года по причине болезни, работникам, постоянно занимающимся спортом.

4. Специальные индивидуальные вознаграждения — это специальные премии, выплачиваемые за владение навыками, необходимыми компании в данный момент.

5. Социальная политика организации — также важнейший инструмент экономического стимулирования:

  • Во-первых, в организации реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и другие), установленные на государственном или региональном уровне.
  • Во-вторых, организации предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития организации.

Таким образом, социальная политика предприятия (организации) как составная часть политики управления персоналом представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Заинтересованность работников в работе в организации и ее успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых льгот и услуг, в том числе прямо не прописанных в действующем законодательстве. Это приводит к сокращению текучести кадров, так как работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении. Такая политика может обеспечивать дополнительный доход работников в случае невысокого уровня заработной платы (например, на государственных предприятиях) или предлагаться в интересах привлечения и сохранения квалифицированной рабочей силы при высоком уровне оплаты труда.

Зарубежный и отечественный опыт проведения социальной политики в организациях позволяет составить примерный укрупненный перечень выплат льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах.

  • Материальная денежная форма: выплаты на приобретение собственности и имущества компании (приобретение работниками акций предприятия по сниженной цене); предоставление льготных кредитов; расходы на негосударственное медицинское страхование; туристическое страхование; страхование имущества работников; оплачиваемое временное освобождение от работы (например, при вступлении в брак); оплачиваемое рабочее время при сокращенном предпраздничном дне; оплата обучения работников на различных курсах или в учебных заведениях; предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и их оплата; оплата и предоставление учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением в соответствии с трудовым законодательством; предоставление оплачиваемых отпусков, установленных по законодательству, и дополнительных отпусков; денежные вознаграждения и компенсации, предоставляемые в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками, смертью родственников, экстренными случаями — кражами, пожарами и прочими (денежные суммы); дополнительные компенсационные выплаты (например, компенсация на проезд по железной дороге в период очередного отпуска); дотации на питание в столовых организации; оплата коммунальных услуг; оплата счетов мобильной связи при подключении по корпоративному тарифу; оплата проезда к месту работы и по городу; предоставление в пользование служебного автомобиля; оплата автопаркинга сотрудникам; прогрессивные выплаты за выслугу лет; «золотые парашюты» — выплата нескольких должностных окладов при выходе работника на пенсию работников в старости; корпоративная пенсия — дополнение к государственной пенсии из фондов предприятия; единовременное вознаграждение пенсионерам со стороны фирмы (предприятия).
  • Материальная неденежная форма: пользование социальными учреждениями организации; пользование домами отдыха, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников) по льготным путевкам; приобретение продукции, производимой организацией, по ценам ниже отпускной или бесплатно, а также вознаграждения, связанные с изменением рабочего места; повышение технической оснащенности и комфортности рабочего места; улучшение социальных условий труда; повышение гибкости графика работы; введение сокращенной рабочей недели или дня; обеспечение бесплатной подписки на периодические издания; предоставление билетов на посещение различных культурных мероприятий; бесплатного доступа в Интернет и прочие.

Для устранения физического и морального дискомфорта работников целесообразно ежемесячно инвестировать небольшие суммы денег в обеспечение возможностей отдыха. Например, одна из последних новинок — это оборудование в компаниях специальных комнат для отдыха сотрудников. Западные фирмы начали понимать: если не давать людям отдыхать, то они не смогут и продуктивно работать. Если позволить сотруднику почувствовать себя как дома, то скорее всего он и за работу возьмется прилежней.

Частью социальной политики организации являются общефирменные мероприятия — праздники, например посвященные выпуску новой модели продукции, дни предприятия, экскурсионные поездки, оплачиваемые централизованные обеды, вечеринки. Преимущества подобных мероприятий заключаются в обеспечении хорошего отдыха сотрудников компании, устранении накопившейся у сотрудников усталости.

Кроме полезного для компании и приятного для работников отдыха, именно в разнообразных корпоративных праздниках, как и в прочих корпоративных мероприятиях, возможно сплочение работников организации, развитие командного духа, формирование позитивной корпоративной культуры. Исследования показывают, что место проведения праздника большой роли не играет, успешность будет зависеть в основном от программы праздника, от умения его организовать и провести, от созданной атмосферы.

6. Совершенствование системы организации труда и управления. Улучшение координации и взаимодействия между сотрудниками организации, правильное распределение служебных обязанностей, четкая система продвижения по службе, утверждение духа взаимопомощи и поддержки, совершенствование отношений между руководителями и подчиненными — все это способствует повышению эффективности, производительности и мотивации труда.

7. Нематериальные стимулы, не касающиеся каких-либо расходов работодателя. Особенно актуальны данные инструменты для организаций с ограниченными материальными ресурсами стимулирования, например государственные организации (в том числе в органах власти и местного самоуправления). К нематериальным стимулам можно отнести:

  • вознаграждения-признательности. К подобным вознаграждениям можно отнести переходящие вымпелы, дипломы, звания «лучший по профессии», «руководитель года», «менеджер года» с вручением значка и ценного подарка, письменная благодарность руководства компании, занесенная в трудовую книжку. Даже комплимент сотруднику можно рассматривать как одну из форм поощрения;
  • вознаграждения, связанные с высокой оценкой статуса сотрудника, приглашение сотрудника в качестве лектора, советника и пр.

Обобщение опыта практической деятельности отечественных предприятий и организаций в рассматриваемой области показали значимость нематериальных инструментов стимулирования для сотрудников компаний и подтвердили ошибочность мнений об абсолютном значении материальных факторов в формировании лояльности персонала.

Направлениями активизации использования нематериальных факторов для повышения лояльности персонала организаций могут стать: поддержание благоприятного психологического климата в коллективе; развитие системы управления конфликтами; формирование и развитие организационной культуры; формирование у сотрудников чувства справедливости, построения эффективных систем обратной связи; распространение среди сотрудников эффективных систем оценки деятельности; внимательное отношение к проблемам сотрудников и формирование у них чувства защищенности; интеграция сотрудников в коллектив; создание «одной команды» путем повышения тесноты положительных эмоциональных связей и формирования положительного группового мнения в отношении профессиональной деятельности.

15. Понятие и виды себестоимости продукции.

Себестоимость – это обобщенный показатель, который отражает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и характеризует эффективность его работы. Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции.

Все затраты по производству продукции классифицируются по экономическим элементам и статьям калькуляции. Классификация затрат по экономическим элементам является единой и обязательной для всех предприятий и состоит из следующих элементов:
-материальные затраты (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие, покупные материалы, работы и услуги производственного характера, расходы по использованию природного сырья, топливо на технологические цели, энергия, потери (без учета стоимости возвратных отходов));
-расходы на оплату труда (все расходы предприятия по оплате труда независимо от источников финансирования этих выплат, а также стимулирующие и компенсационные надбавки и доплаты);
-отчисления на социальные мероприятия (отчисления на обязательное государственное социальное страхование, пенсионное страхование и фонд занятости);
-амортизация ОФ (суммы амортизационных отчислений на полное восстановление производственных фондов);
-прочие затраты (затраты на управление и др.).

В зависимости от полноты охвата затрат производства (по этапам формирования затрат) различают несколько видов себестоимости:
-технологическая себестоимость — расходы по ведению технологического процесса изготовления продукции;
-производственная себестоимость — расходы предприятия на производство данного вида продукции;
— полная себестоимость продукции — все расходы предприятия по производству и реализации продукции.

В зависимости от объекта калькуляции различают:
-себестоимость валовой продукции – расходы текущего периода на ее производство;
-себестоимость реализованной продукции – расходы на производство и сбыт продукции в течение всего цикла (например, года).

Плановая себестоимость включает только те затраты, которые при данном уровне техники, технологии, организации производства общественно необходимы для предприятия. Нормативная себестоимость формируется на базе действующих норм материальных и трудовых затрат, а также затрат по обслуживанию и управлению производством. Сметная себестоимость характеризует возможный уровень затрат на продукцию, которая впервые выпускается на предприятии. Фактическая (отчетная) себестоимость отражает совокупность всех затрат предприятия, которые были фактически израсходованы при производстве и реализации продукции.

Каждый из названных видов себестоимости используется для различных целей анализа:
— технологическая себестоимость – для оценки затратных характеристик технологического процесса;
— производственная себестоимость – для оценки затратных характеристик производственного процесса, включающего кроме технологических операций операции по управлению и обслуживанию производственного процесса;
— полная себестоимость – является основой оценки комплекса производственных и непроизводственных операций, базой для расчета цены продукции методом издержек.

16. Классификация затрат на предприятии.

Расходы – более общее понятие, чем затраты. Расходы – это экономически оправданные затраты, признаваемые при налогообложении. Затраты рассматриваем как часть расходов пр-я. Расходы – все платёжные транзакции пр-я, независимо от цели их осуществления.

Затраты – это стоимостная оценка производственных ресурсов пр-я, израсходованных в процессе производства и реализации готовой продукции. Считаем, что расходы = затратам.

1. Классификация по элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· амортизация основных фондов;

· отчисления на социальные нужды;

· прочие затраты (налоги, сборы, платежи).

2. По роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные.

Основные - это затраты обусловленные непосредственно процессом производства продукции.

Накладные - это затраты на обслуживание производственного процесса и создание условий для работы предприятия в целом.

По месту возникновению накладные расходы, в свою очередь, подразделяются на:

· общецеховые;

· общепроизводственные;

· общехозяйственные.

Общецеховые затраты - это затраты, связанные с функционированием цеха как элемента производственного процесса, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции (расходы на управление цехом, амортизацию, отопление, освещение, ремонт помещений цеха).

Общепроизводственные затраты - затраты, направленные на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом (амортизация, производство испытаний, опытов, исследований, содержание научно-исследовательских подразделений, подготовка кадров).

Общехозяйственные затраты - затраты обеспечивающие функционирование предприятия как целого. 3 основных группы затрат:

· расходы на управление предприятием (заработная плата аппарата управления, командировки);

· непроизводственные расходы (потери от простоев, от порчи, от хищений);

· коммерческие или внепроизводственные расходы (расходы на тару, на упаковку, на транспортировку).

В зависимости от степени включения в себестоимость продукции накладных расходов различают:

· цеховую себестоимость, если включены только общецеховые расходы,

· производственную, если включены также и общепроизводственные;

· полную, если в нее включены все затраты предприятия (в том числе и общехозяйственные).

3. По характеру отнесения на продукцию затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты - это затраты, которые прямо могут быть отнесены на себестоимость производимого продукта, так как они связаны с производством именно данного конкретного продукта и ни с чем больше не связаны.

Косвенные затраты - это затраты, которые невозможно прямо отнести на производство конкретного продукта, так как они связаны с производством многих продуктов. Их приходится распределять.

4. По характеру зависимости от объема выпускаемой продукции все затраты предприятия подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные затраты - это затраты, в широких пределах не зависящие от объемов производства (арендная плата, амортизация оборудования, заработная плата руководства предприятия, расходы на охрану). Даже если производство какой-то период не ведётся, постоянные затраты не равны нулю.

Переменные затраты - это затраты, прямо связанные с объемом производимой продукции (затраты на материал, расход топлива и энергии, сдельная заработная плата основных рабочих). В случае, если в какой-то период производство не ведется, в этот период переменные затраты равны нулю.

TC = FC + VC * V, где V — объем производимой продукции.

TC/V = FC/V + VC - затраты на единицу продукции.

17. Статьи калькуляции себестоимости.

Статьи калькуляции — это установленная организацией совокупность статей затрат для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) или ее отдельных видов.

Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (далее – Основные положения) рекомендуется следующая группировка расходов по статьям калькуляции:

1) «Сырье и материалы»;

2) «Возвратные отходы» (вычитаются);

3) «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций»;

4) «Топливо и энергия на технологические цели»;

5) «Затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции, выполнении работ, оказании услуг»;

6) «Отчисления на социальные нужды»;

7) «Расходы на подготовку и освоение производства»;

8) «Общепроизводственные расходы»;

9) «Общехозяйственные расходы»;

10) «Потери от брака»;

11) «Прочие производственные расходы»;

12) «Расходы на продажу».

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей – себестоимость проданной (реализованной) продукции.

Организации могут вносить изменения в приведенную номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства.

Надо отметить следующее: несмотря на то, что прошло более 30 лет после принятия указанных Основных положений, многие организации, особенно государственные предприятия, устанавливают статьи калькуляции, ориентируясь именно на них.

Например, приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» для предприятий, производящих продукцию указанного назначения, установлен следующий перечень статей калькуляции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: