Анализ взаимодействий начался с открытия Ребенка. Доктор Эрик Берн,
занимавшийся в течение пятнадцати лет ортодоксальным психоанализом,
опубликовал историю болезни весьма преуспевавшего юриста. Этот юрист
рассказал ему об одном восьмилетнем мальчике, проводившем каникулы на ранчо.
Мальчик носил ковбойский костюм и помогал наемному работнику. Когда работа
была окончена, тот сказал ему: "Спасибо, пастушок!", на что помощник
ответил: "На самом деле я не пастушок, я просто мальчик".
Юрист рассказал далее, что в своей профессиональной работе он ведет
себя как взрослый. Он успешно выступал в суде, был счастливым главой семьи и
выполнял немало полезной общественной работы. Но в известные моменты он как
будто говорил себе: "На самом деле я не юрист, я просто мальчик". Доктор
Берн заметил в ходе его лечения, что манеры юриста, его жестикуляция и
любовь к шумным выходкам бывали иногда в точности те же, что у мальчика,
каким он некогда был. Это привело к выводу, что мальчик, то есть детское
|
|
состояние Эго, играет очень важную роль в трудностях пациента. Оказалось,
что это состояние Эго, Ребенок, не совпадает с Ид. В то время как
подсознательное Ид является гипотетическим понятием, Ребенок поддается
наблюдению и легко может стать предметом сознательного восприятия. Далее
последовало изучение других случаев, показавшее, что Ребенок составляет лишь
часть личности, и обнаружившее другие, также наблюдаемые части личности --
Родителя и Взрослого. Эти состояния Эго -- Родитель, Взрослый и Ребенок --
открыли новый реалистический подход к описанию человеческой личности.
В конце 50-х годов небольшая группа психиатров, психологов и социальных
работников, объединенных общей заинтересованностью в групповой терапии,
стала регулярно собираться у доктора Берна в Сан-Франциско. Они обменивались
клиническим опытом, чтобы понять, как человек может добиться контроля над
своим расстроенным поведением. [Вначале эта группа приняла название
"Сан-Францисского семинара по социальной психиатрии"; впоследствии, когда
цели ее стали более определенными, она стала называться "Сан-Францисским
семинаром по анализу взаимодействий".] Вскоре они пришли к выводу, что
большая часть таких расстройств происходит от конфликта между родительским и
детским состояниями Эго и принялись изучать взаимоотношения между этими
состояниями. Первой была открыта игра "Почему Бы Вам Не; Да, Но", и к 1962
году был выделен целый ряд игр.
На раннем этапе анализа взаимодействий не было никаких учебников,
потому что анализом этого рода никто не занимался прежде. Обсуждая истории
|
|
болезни и прослушивая записанные на пленку занятия терапевтических групп,
участники семинара заметили, что и сам врач проявляет тенденцию разыгрывать
те или иные игры. После тщательного обсуждения этого, вопроса лечение
удалось улучшить. Чтобы у пациентов были лучшие шансы на выздоровление, врач
должен, как это обнаружилось на семинаре, отдавать себе отчет в том, что
делают его собственный Родитель, Взрослый и Ребенок в каждый момент
группового занятия. Отсюда развилась строгая программа подготовки,
включавшая посещение еженедельных семинаров и период работы под руководством
опытного специалиста по анализу взаимодействий. Эта обширная подготовка
длится от года до трех лет или больше и завершается устным или письменным
экзаменом перед особой экзаменационной комиссией из старших специалистов.
Лишь после такой успешно завершенной подготовки квалифицированный терапевт
становится дипломированным специалистом по анализу взаимодействий. Эта
подготовка прибавляется к обычной профессиональной подготовке, получаемой
общепринятым способом. Из небольшой первоначальной группы, возникшей на
Западном побережье, выросла международная организация под названием
"Международная ассоциация анализа взаимодействий"; в ней более четырехсот
членов, практикующих в тридцати штатах и во многих иностранных государствах,
и около двадцати местных отделений.
В регулярно работающих научных семинарах разрабатываются теперь новые
представления о человеческих проблемах. Особенно многообещающую область
исследований, развившуюся в последнее время, составляет детальное изучение,
каким образом матери или отцы разрешают своим детям преуспевать или терпеть
неудачи. Из таких разрешений возникают сценарии жизни; эти сценарии, как
было обнаружено, могут быть изменены или написаны заново. Теория и способы
лечения, выработанные в анализе взаимодействий, постоянно расширяются и
подвергаются проверке.