Задания к занятию. Задание 1. Подготовьте пакет современных нормативно-право­вых и научно-методических документов, необходимых менеджеру дошкольного образования для аттестации и

Задание 1. Подготовьте пакет современных нормативно-право­вых и научно-методических документов, необходимых менеджеру дошкольного образования для аттестации и аккредитации до­школьных учреждений.

Подсказка. При изучении документов целесообразно сде­лать выписки или ксерокопии, выделив те положения, которые регламентируют процедуру аттестации и аккредитации. Обратите особое внимание на технологию самоэкспертизы основных на­правлений деятельности ДОУ, требования к оформлению доку­ментов.

Рекомендуемая литература

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. документов / Ред.-сост. Р.Б.Стеркина. — М., 1996.

Крулехт М. В. Стандарт дошкольного образования как гарант социаль­ной защищенности ребенка // Тезисы докладов Пятой Международной конференции «Ребенок в современном мире: Права ребенка». — СПб., 1998.-С. 109-110.

Рекомендации по проведению аттестации и аккредитации дошколь­ных учреждений на территории Российской Федерации // Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В. Г. Гиршович. — М., 1995. — Т. 1. — С. 109-132.

Стеркина Р. Б. Стратегия разработки государственных стандартов до­школьного образования в Российской Федерации // Дошкольное воспи­тание. - 1994. — № 11.

Задание 2. Самоэкспертиза — первоначальный этап аттестации дошкольного образовательного учреждения. Наиболее сложным для самоанализа является выявление достоинств и недостатков в со­держании и методах воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Поэтому на основе изучения программ и педагоги­ческих технологий, характера взаимодействия персонала с деть­ми, непосредственного наблюдения в группе, анкетирования вос­питателей, анализа документации и других методов экспертизы студенту предлагается провести экспертизу в одной из возрастных групп ДОУ.


Выбор направления работы с детьми (игровая деятельность; физическое развитие и здоровье; речевое развитие; изобразитель­ная деятельность; музыкальная деятельность; театрализованная деятельность; конструктивная деятельность; развитие элементар­ных математических представлений; развитие элементарных есте­ственно-научных представлений; развитие экологической культу­ры детей; развитие представлений о человеке в истории и культу­ре) осуществляется по желанию студента.

В итоге выполнения задания студентом должна быть представле­на диагностическая карта самоэкспертизы, заполненная по крите­риям трехбалльной шкалы, и сделаны выводы о возможности атте­стации группы по этому направлению работы, а также даны конк­ретные рекомендации воспитателям по ее возможному улучшению.

Подсказка. Суть технологии самоэкспертизы по аттестации основных аспектов деятельности ДОУ состоит в заполнении по результатам экспертизы диагностических карт по балльной систе­ме оценок.

Тщательно изучите технологические карты, рекомендованные для самоэкспертизы. Каждое направление работы с детьми индексиро­вано определенной буквой. Например, Р — речевое развитие, Т — театрализованная деятельность и т.д. В технологических картах пред­ставлены критерии, которые надо оценить по трехбалльной шкале:

1 балл — деятельность ДОУ не соответствует критерию,

2 балла —частично соответствует,

3 балла — полностью соответствует. Как правило, формули­
ровка большинства критериев раскрывается и уточняется с помо­
щью подкритериев. В процессе заполнения таблицы вначале выс­
тавляются баллы по всем под критериям, а затем определяется сред­
ний балл данного критерия. Если средний балл (коэффициент) по
выбранному вами для экспертизы направлению ниже 1,2 — ДОУ
считается неаттестованным, из чего следует, что должны быть про­
ведены необходимые улучшения с последующим выходом на по­
вторную самоаттестацию.

Образец заполнения диагностической карты представлен в при­ложении 3.

Задание 3. Наиболее сложным в процедуре самоаттестации до­школьного учреждения является согласование оценок всех участ­ников самоэкспертизы: воспитателей, педагогов-специалистов, за­ведующей, родителей воспитанников. Проблема в том, что любая оценочная деятельность имеет элементы субъективности, ибо от­ражает многообразие взглядов на качество образовательных услуг. Поэтому главная задача менеджера ДОУ в ходе совместного об­суждения с воспитателями и специалистами, представителями ак­тива родителей — скорректировать оценки (баллы) в направлении большей объективности. Это главное условие предотвращения воз-


можных конфликтных ситуаций на этапе аттестации дошкольного учреждения аттестационной экспертной комиссией.

Подготовьтесь к участию в деловой игре «Комплексная экспер­тиза ДОУ в процессе самоаттестации».

Студенты распределяются по рабочим группам (5—6 человек). Каждая группа разрабатывает сценарий заседания сотрудников дет­ского сада, на котором подводят итоги самоанализа по одному из направлений работы с детьми. Задача студентов — предусмотреть в сценарии возможные конфликтные ситуации при обсуждении и пути их снятия, а также проиграть процедуру технологии составления сводных диагностических карт. От участников игры требуется выде­лить все слабые стороны и недостатки в работе и предложить моти­вированное управленческое решение о путях улучшения ситуации, содержащее конкретный план работы в данном направлении.

Критерии оценки для выявления победителя:

творческая оригинальность замысла сценария, актерское мас­терство участников;

владение технологией согласованности экспертных оценок;

демократический характер управленческой деятельности руко­водителя;

компетентность управленческого решения.

По д сказ к а. При подготовке к деловой игре студенты заранее составляют и обсчитывают сводную диагностическую карту само­экспертизы и подготавливают проект управленческого решения, содержащий конкретный план по улучшению работы учреждения в данном направлении.

Рекомендуемая литература

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб.документов/Ред.-сост. Р.Б.Стеркина. — М., 1996. —С. 8 —72; 116—120.

Задание 4 (для студентов заочного отделения). Подготовьте весь пакет документов, представляемых руководителями ДОУ в мест­ные или ведомственные органы управления образованием для про­хождения второго этапа аттестации.

По дек аз к а. Весь пакет документов: заявление о желании прой­ти аттестацию; копия устава ДОУ; копия лицензии ДОУ на обра­зовательную деятельность; отчет о деятельности ДОУ (материалы самоэкспертизы); гарантийное письмо об оплате затрат, связан­ных с проведением аттестации, — должен быть оформлен в соот­ветствии с требованиями, предъявляемыми местными (ведомствен­ными) органами управления образованием.

Рекомендуемая литература

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. документов/ Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. — М., 1996. — С. 104— 116.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: