1. Проблема возраста. Возрастная периодизация в зарубежной и отечественной психологии. Кризисы в развитии.
Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. Понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития.
Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике. Топологическое свойство возрастного развития означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида.
Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.
|
|
Отечественная социальная психология полагает, что социализация личности происходит в процессе трудовой деятельности, что и служит основанием для классификации стадий: дотрудовая, трудовая и послетрудовая, считает Г. М. Андреева.
Трудовой период имеет очень условные границы. Послетрудовая стадия вызывает много споров. Некоторые полагают, что бессмысленно говорить о социализации в период свертывания социальных функций (крайнее выражение идеи – десоциализация). Существует и прямо противоположная позиция, косвенным признанием которой является возрастная периодизация Э. Эриксона, выделившего период зрелости (после 65 лет). А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
2. Воображение: определение, функции, классификации, свойства. Формы воображения. Приемы творческого воображения.
Воображение представляет собой процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Благодаря этому образы воображения создаются путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.
Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями.
|
|
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.
Следует отметить, что при воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.
3. Сформулируйте правила работы с агрессивными детьми.
Правила работы с агрессивными детьми:
˗ Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
˗ Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
˗ Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
˗ Расширяйте кругозор ребенка.
˗ Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
˗ Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
˗ Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
˗ Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.
Бороться с агрессивностью нужно:
˗ Терпением;
˗ Объяснением: объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
˗ Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
˗ Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребенка, подождите, пока поступок повторится.
˗ Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.