Экзаменационный билет №11

1. Общее представление о восприятии. Классификации и свойства восприятия. Восприятие человека человеком.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения. В результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах, качествах предмета, восприятие же дает человеку целостный образ предмета или явления.

Восприятию присущи особые свойства: избирательность, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция.

Восприятие пространства играет определяющую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие формы обычно осуществляется с помощью:

˗ зрительного анализатора;

˗ тактильного анализатора;

˗ кинестетического анализатора.

Восприятие величины осуществляется с помощью двух механизмов – аккомодации и конвергенции.

Аккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны.

Конвергенция – сведение зрительных осей на воспринимаемом предмете.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. При восприятии удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов.

Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий. Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных промежутков способствуют слуховые и двигательные ощущения.

Восприятие движения – отражение изменения и положения объектов в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы.

Восприятие человека человеком – понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.

Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.

2. Причины возникновения невротических расстройств. Невротические и психосоматические расстройства. Их основные клинические проявления.

Невротические расстройства могут иметь невротический и психосоматический характер. Причины возникновения психических расстройств, как правило, обусловлены патологией головного мозга и проявляются в виде расстройств психической деятельности.

Психосоматические заболевания – это физические заболевания или

нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические, эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей. Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека.

Нарушения, возникающие в организме под влиянием психических факторов, называют психогенными. Психогенные факторы могут вызывать многочисленные физиологические нарушения в разных органах и системах организма: в сердечно-сосудистой системе, в системе дыхания, в пищеварительном тракте, в сексуальной сфере, в вегетативной системе. Существуют психические-психогенные заболевания: реактивные психозы, неврозы, патохарактерологические формирования личности и психосоматические заболевания.

И.П. Павлов и А.Г. Иванов-Смоленский выделили три стадии невротического заболевания: на начальном этапе наблюдается раздражительность и возбудимость; затем повышается преобладает раздражительная слабость; на заключительной стадии преобладают истощаемость, слабость, вялость, апатия, повышенная сонливость и пониженное настроение.

Головные боли проявляются в виде сжимающего обруча, ощущается внутричерепное давление, сумбур в голове. Отмечаются трудности концентрации внимания и запоминания. С утра характерно чувство усталости, к вечеру – оживление.

Истерия исторически значительно чаще встречается у женщин. При истерии проявляются симптомы, характерные для разных соматических заболеваний: очень сильная головная боль, как при опухоли мозга; сердцебиения и эмоциональная возбудимость, как при сердечной недостаточности; припадки, как при эпилепсии. В основе истерии лежат факторы психогенные, эмоционального характера (эмоциональное состояние больного, его травмы, конфликты). Симптомы истерии проявляются в двигательных, сенсорных и психических нарушениях.

Для невроза навязчивых состояний характерно принуждение. Чем большее оказывается сопротивление этому принуждению, тем сильнее проявляются симптомы. У больного наблюдается стремление к порядку,

отмечаются навязчивые мысли, действия, фобии.

Навязчивые мысли могут не носить эмоциональной окраски (пересчитывание чисел, повторение услышанного), могут носить экзистенциальный характер.

3. Перечислите методы воздействия психолога на мотивацию персонала организации.

Психологическое воздействие на работников осуществляется с помощью различных психологических методов управления.

Разновидности методов психологического воздействия:

1. Побуждение – форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы. Все это позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации.

2. Убеждение основывается на логическом воздействии на психику человека для достижения установленных целей.

3. Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого весьма неудовлетворительны.

4. Вовлечение – психологический прием, с помощью которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса.

5. Внушение – психологически целенаправленное воздействие руководителем на подчиненного при помощи апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.

6. Принуждение – форма морального воздействия, когда сотрудника заставляют осуществлять определенную работу.

7. Подражание – способ воздействия на отдельного работника или социальную группу с помощью личного примера.

8. Плацебо – пример поведения авторитетного лица, когда сотрудникам с легкостью показывают какие-либо действия, превозмогая страх, боль, усталость.

9. Запрещение является промежуточным методом воздействия между принуждением и убеждением.

10. Требование является одной из форм распоряжения. Оно эффективно в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется неоспоримым авторитетом.

11. Порицание имеет убеждающее воздействие только в условиях, когда сотрудник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас».

12. Обманутое ожидание результативно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у сотрудника строго направленный ход мыслей. Если раскрывается несостоятельность этой направленности, то сотрудник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.

13. Командование используется в случаях, когда требуется быстрое и точное исполнение поручения.

14. «Взрыв» – прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний.

15. Совет – психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. Совет используется во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей.

16. Просьба руководителя является действенным методом руководства, поскольку воспринимается сотрудниками как доброжелательное распоряжение и показывает уважение к его личности.

17. Похвала – позитивный психологический прием воздействия на человека, который оказывает более сильное действие, чем осуждение.

18. Комплимент – метод воздействия, заключающийся в акцентировании достоинств собеседника.

19. Намек – прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии или аналогии. Особенность намека состоит в том, что он воздействует не на сознание, а на эмоции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: