Экзаменационный билет № 12

1. Общее представление о памяти. Виды, процессы, закономерности памяти. Развитие и тренировка памяти.

В общем плане память представляет собой материальный феномен фиксации, сохранения и воспроизведения информации о взаимодействии между объектами.

Принято подразделять два типа памяти:

˗ Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).

˗ Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит. от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. Также эффективность зависит от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

˗ Механическое дословное многократное повторение работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

˗ Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти.
Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.

2. Основы психологических взаимоотношений психолога и пациента с учетом психологии больного. Типы психического реагирования на заболевание и факторы, их определяющие. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

Клинический психолог должен быть осведомлен о различных видах психологической помощи и воздействия на клиента или пациента, при этом в его компетенцию входит не только разработка плана обследования, вынесения экспертного заключения, но и выбор наиболее адекватных и эффективных способов оказания психологической помощи. От его диагностического заключения зависит построение стратегии и тактики «ведения пациента», направления воздействия по одному из путей (медицинскому иди психологическому) и согласование оказания помощи со специалистами в других областях.

В настоящее время принято подразделять следующие типы реакции пациента на заболевание:

˗ Норманозогнозия – адекватная оценка заболевания. Мнение пациента совпадает с мнением врача.

˗ Гипернозогнозия – преувеличение тяжести заболевания.

˗ Гипонозогнозия – преуменьшение тяжести своего заболевания.

˗ Диснозогнозия – искаженное видение заболевания или его отрицание с целью диссимуляции (процесс обратный симуляции).

˗ Анозогнозия – отрицание заболевания.

Сущность психологического консультирования заключается в предоставлении специалистом-психологом на основе специальных профессионально-научных знаний непосредственной психологической помощи через создание условий, при которых клиент открывает (осознает) новые возможности в решении своих психологических проблем.

Психологическое консультирование отличается от других видов деятельности практического психолога рядом особенностей.

В частности, психологическое консультирование носит кратковременный и эпизодический характер личных контактов психолога и клиента, тогда как различные методики психотерапии рассчитаны на длительный период работы с клиентом.

Если психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных проблем личности.

При проведении психологического консультирования психолог-консультант дает советы клиенту, но их практическая реализация является делом клиента. При психотерапии же активные действия, направленные на преодоление проблем клиента, осуществляет психолог, а клиент лишь реагирует на них, или воспринимает эти воздействия. При психокоррекции, которая связана с психологическим консультированием, основная работа зачастую проводится клиентом самостоятельно при отсутствии психолога или без прямого и постоянного взаимодействия с ним.

Психодиагностика рассматривается как составляющая консультирования. Психодиагностика в консультировании опирается на результаты непосредственного наблюдения за клиентом, обобщение полученных данных. Осуществляется психодиагностика в начале консультирования без применения специальных психологических тестов и требует значительно меньше времени, чем при психокоррекции.

Целью психологического консультирования является помощь клиенту в исследовании собственной личности, в понимании своих отношений с окружающим миром, оценке своих проблем и в поиске альтернативных вариантов их преодоления.

3. Приведите примеры перцептивных искажений в социальном восприятии (эффекты ореола, новизны, последовательности, проекции, снисходительности)

Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем»: подростки, женщины, преподаватели, негры, гомо­сексуалисты, безработные, политические деятели и т.д. Зная, как обычно ведут себя подростки, нам не обязательно долго разговаривать с конкретной группой подростков: в среднем мы не ошибемся. Такое стереотипное восприятие очень упрощает ориентировку в жизни, но одновременно с этим делает нас немного близорукими: конкретный подросток может оказаться совсем не таким, как мы привыкли ожидать.

Эффект предубеждения. Мы видим то, в чем убеждены, и в упор не замечаем то, что нашим убеждениям противоречит.

Эффект ореола: общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на все остальные его черты. О человеке, которого представили нам достойно, мы думаем только хорошее и все его черты приукрашиваем. Того, о ком нам рассказали негатив, мы очерняем, в любом случае – воспринимаем сквозь призму созданного нам предубеждения.

В эксперименте, проведенном Эшем, человек, объективно охарактеризованный как «толковый, умелый, трудолюбивый, решитель­ный, практичный и благоразумный», был представлен одним испытуе­мым как слишком холодный, а другим - как слишком пылкий. Испытуе­мым предлагалось изложить свои впечатления об этом человеке, и они рисовали два совершенно разных портрета, один из которых включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот, человека пылкого.

Возможно, сюда же можно отнести эффект красоты – внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. Отсюда же выводится эффект авансирования – к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

Эффект каузальной атрибуции: чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы, а нестандартному – личные. Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач - всё прямо наоборот.

Эффект авторитета. Врач может скорее убедить человека курить меньше, чем школьный приятель. По этой же причине реклама, стремящаяся увеличить спрос на кукурузные хлопья или моющие средства, часто прибегает к услугам знаменитых спортсменов или кинозвезд.

Феномен предположения о сходстве – человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: