А. М. Пронин

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1.

􀀈 ТЕМА 1. Введение.

􀀈 ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ КАК

ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ – с.2.

􀀈 ТЕМА 2. ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ – с.4.

􀀈 Конфуций. Будда. Моисей. Иисус Христос. Мухаммед.

􀀈  Философы-моралисты.

􀀈 Сократ, Аристотель, Эпикур и др.

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ

КАТЕГОРИИ – с. 38

􀀈

􀀈 ТЕМА 4. ЭТИКА И ЭТИКЕТ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА - с. 54

􀀈 ТЕМА 5. МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

НРАВСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ – с. 64

Моралисты нашего времени.

􀀈 ТЕМА 6. ДИАЛЕКТИКА НРАВСТВЕННОЙ, ПРАВОВОЙ,

ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК

ПОДСИСТЕМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ – с. 72

􀀈 ТЕМА 7. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ

ЛИЧНОСТИ - с. 85

􀀣􀀢 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 􀀢􀀣 - с.92

􀀈 􀀋 СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ – с.94

Часть 2

ЭСТЕТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

ТЕМА 1. Введение. Предмет и задачи эстетики. Эстетическое освоение

действительности...............................................................с. 108

ТЕМА 2. Эстетическое освоение действительности... с. 128

ТЕМА 3. Основные эстетические категории................с.131

ТЕМА 4. Эстетика искусства: сущность и функции....с.136

ТЕМА 5.Роды, виды искусства. Их специфика...........с.140

ТЕМА 6. Эстетическое воспитание и эстетическая культура..с151

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.........................с.153

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

ТЕСТЫ

ЗАЧЁТНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.............................с.155

􀀈 ТЕМА 1. Введение.

􀀈 ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА

ЭТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

-Чего ищешь Человек?

- Мира и счастья ищу.

- В себе или для себя?

- Разве я что-то нарушаю,

- или кому-то мешаю поиском мира и счастья?

- Если твой поиск не во вред миру людей,

- то он - во благо тебе и человеческому счастью.

-

􀀉 Словарь

Этика, этикет, нормы личностного и общественного поведения. Культура

поведения, авторитет, положение в обществе, социальный статус, имидж,

рейтинг.

Классы, касты (варны), кастовость, патриции, плебеи, господа и слуги,

свободные люди и рабы, культурная элита, элитарность поведения.

-

􀁄 ЭТИКА как наука о культуре социально-нормативного, нравственно

ориентированного поведения, общения (этикет). Этика имеет глубокие

связи с другими научными дисциплинами с теософией, историей,

философией, педагогикой, психологией этнологией, фольклором.

􀁄 ЭТИКА (греч. Ethika, etos – обычай) - философская наука, объектом

изучения которой является религиозная и светская мораль о принципах

социально-нормативного общения.

Термин “Этика” ввёл в научный оборот древнегреческий философ

Аристотель. Согласно учению Аристотеля, этика - такая наука, которая

изучает человеческие характеры, нравы, мотивы поведения людей,

человеческие пороки и добродетели. Со времён Аристотеля и до наших

дней нравственная философия является теоретическим фундаментом для

развития рациональных этических знаний, умений и навыков.

􀁄 Взаимосвязи этики с другими науками.

ЭТИКА􀂪 история􀂪 теология 􀂪 философия􀂪 политика (дипломатия) 􀀩

логика 􀀩социология 􀂪 педагогика 􀂪 психология 􀂪 фольклор 􀂪 этнология

􀂪филология􀂪 культурология􀂪 искусство и связь с другими научными

дисциплинами.

Предметом изучения этики является мораль, история социально-

этнических нравов, право, обычаи, традиции в их светском (бытовом,

научном) и конфессиональном (религиозном) проявлении.

Объектном изучения этики является многообразие форм светской и

конфессиональной морали в истории эволюции человечества.

Субъектом изучения этики является человек разумный: лидеры философско-

этических учений от древнейших времён до наших дней.

Признание норм этики в обществе делает общество цивилизованным и

способствует прогрессу социальных отношений.

Востребованность в этике (в определённых нормах социальных

отношений) обнаружились на заре человеческой цивилизации.

Первобытные истоки представлений о «нормах» поведения

обнаруживаются в стаде, в стае, в первой человеческой семье, роде, общине,

племени. Более широко разнообразно своеобразие этических учений

развивается национальном, далее народном фольклоре.

Первобытные люди для позитивного стадного, а позже коллективного

общения и проживания вынуждены были принять и узаконить нормы

коммуникативной морали: не воруй, не навреди ближнему, помоги ближнему,

слабому и др. Но в силу сложности и противоречивости социально-

экономической эволюции одни нормы морали принимались, другие

отрицались. Этика является особым способом познания исторических причин

избирательной эволюции морали светского и этнорелигиозного характера.

☺ Языческие истоки социального этикета и этики. Все древние народы не

миновали пути языческого развития. Язычество - многобожие, или

обожествление всех тайных и явных сил природы и ритуальное

поклонение им. Язычники обожествляют солнце, луну, огонь, ветер,

водные стихии, землю, недра, леса и т.д. Страх (􀀱) перед тайными

силами природы побуждал древних людей обожествлять их просить у

них милости и защиты. Причина обожествление тайных (􀀡?) сил

природы в незнании иных вероучений и наук.

Языческие божества, идолы с подачи жрецов помогают исполнителям своих

этических законов (учений, ритуалов, обычаев) и наказывают тех, кто

пренебрегает ими. Но у каждого божества свои нормы почитания. Языческое

многобожие усложняло нормы морали. За нарушение языческих ритуалов

невежд сурово наказывали.

Древнеегипетский сфинкс – языческое

зооморфное божество в Гизе

(неподалеку от нынешнего Каира)

около погребальных пирамид Хеопса,

Хефрена и Микерина.

☺ Древние египтяне, вавилоняне,

греки, латиняне, славяне и другие

народы сотворили свои пантеоны

языческих Богов-демиургов

(творцов __________всего сущего), а также

божеств и идолов более низкого

уровня. Язычники занимались

идолопоклонством в языческих

капищах, куда приносили с мольбами дары богам заступникам и судиям.

Язычники просили защиты и помощи у богов, которым поклонялись.

☺ Языческая мифология - носитель и хранитель языческой этики и

ритуалов древних народов мира.

В языческие (дохристианские) времена люди развивают нормы морали с

позиции авторитета божественных идолов и кумиров, которые накладывают

табу (запреты) на определённые деяния. Например, Нельзя (табу) собирать

грибов в священном лесу волхвов, шаманов, колдунов, нельзя посягать на

собственность «святых» мест, нельзя украшать своё тело так же, как это

дозволено вождям и жрецам племён и т.д.

Языческие табу, включая этические заповеди семи греческих мудрецов,

способствовали выработке этических заповедей Библии.

􀀼 Этика Библии на основе морально-нравственных заповедей Моисея (в

Ветхом Завете) и Иисуса Христа (в Новом Завете) обязывает человека очищать

себя от скверны грехов языческих.. Принципиальные отличия десяти заповедей

Моисея от учения Иисуса Христа. Моисей, физически спасая свой народ от

египетского плена лишь подготовил почву для спасения души от скверны

языческой. Иисус Христос более глубоко формирует основы и принципы

спасения души человеческой от грехов языческих. (Пятикнижие Моисея 􀀉) и

Нагорной проповеди Иисуса Христа. (Евангелие от Матфея 􀂏􀀉).

Отрицая моральные нормы языческих учений (􀀉 Книга Мертвых, Книга

Пирамид, Велесова книга, Заратуштра, Веды, Ригведы, Аюрведы и др.),

христианство подарило человечеству десять нравственно-этических заповедей

от имени Моисея – основателя иудаизма, суть которого изложена в Торе,

Талмуде, в священных книгах Ветхого завета 􀀉.

В 313 г. Константин 1 на основе Миланского эдикта разрешил проповедовать

христианство в Римской империи.

Византийский император Константин Багрянородный (ум.337 г.) Он

официально отменил язычество и утвердил христианство как

государственное вероучение. За принятие христианства и защиту христиан

Константин был канонизирован, т.е. обрёл лик и статус святого.

Античная этика и ее комментаторы:

Семь греческих мудрецов (Хилон, Клеобул, Пиаттак, Зенон, Хрисипп и др.) –

творцы морально-этических заповедей: Не лги. Не кради. Помни во всём меру.

Богам почёт – родителям уважение и др.

Античные учителя этической философии (Платон, Сократ, Гесиод, Пифагор,

Антисфен, Аристотель, Диоген и др.) обосновали и классифицировали

духовно-светские нормы морали.

Стоики и стоицизм. Стоицизм – морально-волевое учение о трудолюбии,

терпении, терпении, выдержке к чужим достоинствам и недостаткам. Знания,

умения и навыки стоиков использовались в спорте, науке, медицине, в военном

деле, в дипломатии. Этико-психологические навыки стоицизма прививали

священникам, жрецам, монахам, телохранителям, особо доверенным лицам.

Гедоники и гедонизм. Гедонизм – учение о ритуальных формах нормативного

наслаждения. Философско-этические знания, умения и навыки в области

гедонизма и эпикурейства формировали чувство здорового оптимизма,

жизнелюбия, но излишества в этой области вели к опошлению личности и

общества.

Эпикур и эпикурейцы. Эпикурейство – поиск смысла жизни в получении

всевозможных наслаждений.

Киники (Диоген) и циники. Кинизм – осуждение и ироническое осмеяние

гедонизма, эпикурейства, как источников морального, духовного, физического

и интеллектуального оскудения.

Сократ и сократики.

Платон, платоники и неоплатоники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: